Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методы обсл-я реч. разв-я детей д/в.




Диагностика реч. разв. дет. - это область спец. знаний, связанных с разраб. теорий, методик для точной оценки разл. сторон речи ребенка или группы детей, а также и общего уровня развития с целью получения достоверной информации об уровне развития детей. Методы обследования проводятся в нач.и конце уч. года, в середине года контрольный срез. Методы обследования:1) наблюдение за свободным общением (изучение уровня реч коммуникации) 2) пересказ лит. текста (изучение связной речи) 3) игры в слова для изучения словаря детей, в частности подбора определений к сушествительному 4) задания с нагл.матер-ом, как реб. может образовывать формы имен сущ-х, обознач-их детенышей животных. 5) тесты 6) анализ продуктов реч. деятельности 7) эксперимент.

Задачи РР: 1)раз-е словаря - освоение значений слов и их уместное употребление 2) воспитание ЗКР 3) формир-е грам. строя речи 4) раз-е связной речи 5) формир-е элементарного осознания явлений языка в речи - подготовка к грамоте 6) ознакомление с худ. лит-ой

Выделяют 2 осн. напр-я для опред-я устно-письменной речи.

1) когда детям предл-ся комплекс заданий для выявл-я отдел-х сторон речи (лексика, фонетика, грамм-ка, связная речь), выявл-ем уровень усвоения, делаем выводы на основе суммирования отдельных сторон речи, вывод об общем уровне речевого разв-я детей (мет-ка Яшиной). 2) спец-но созданные комплексные тестовые м-ды диаг-ки реч.р-я детей (мет-ка Даскаловой).

Мет-ка Яшиной – набл-ем за повсед. общ-ем д., пересказ лит-го текста (зад-е на самост-е придум-е рассказа), уровень разв-я словаря, грамм-ю, звуковую стороны речи.

1) изучаем уровень сформ-ти навыков и ум-й диалог-й речи; 2) ур-нь разв-я связ-й речи (монолог.речи); 3) словарь детей, ур-нь усвоения; 4) грамм-я сторона речи, ее изуч-я; 5) сост-е звук. стороны речи; 6) Ур-нь практ-го осознания элем-в языка.

Все фиксируется в таблице, баллы и уровни.

Мет-ка Даскаловой – состоит из 12 тестов. Эта мет-ка - комплексная тестовая диаг-ка, рез-ты подсч-ся по формуле, составл-ся колич-я и качест-я оценка реч.разв-я. Как методы отд-но выделяют: д/и, упр-я словарно-логические и лексические, нагл.пос-я, техн-е ср-ва.

 

24. Принципы построения системы работы по воспитанию ЗКР. Формы работы. З.К.Р. - это умение пользоваться лингвистическими и простатическими( удар. в словах, интонация, темп, ритм) единицами языка. З.К.Р. вкл. воспит. чист. произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии рус. яз., хорошей дикцией, выразит. дет. речи. Дош. возр. явл. благопр. для формиров. прав. произношения всех звуков родного языка. В д/с работа д. б. завершена. Для четкого произн. зв. необходима хор. артикуляция, разв. речев. дыхания, реч. слуха, умение владеть своим голосом. Зад. воспит. - развить у дет. подвижность языка, губ, регуляцию движений нижн. челюсти. Принципы построения работы по воспитанию ЗКР: соблюдение возрастных и индивидуальных особенностей детей; отбор фонематического материала в соответствии с авторскими методиками, принцип систематичности и последовательности (Работа по формированию звуковой культуры речи проводится последовательно, систематично. От одного возрастного периода к последующему постепенно усложняясь. Ребёнок овладевает навыками в доступной для него форме, используются разнообразные игровые приёмы, которые также изменяются от одной возрастной группы к другой). Особ-ти восп-я ЗКР: В 3 мес.- гуление, 6 мес.- лепет, 10-12 мес.- первые слова, с 1 г.- р-ем речь. Необх-мо детям объяснить что все что нас окружает из чего-то сделано. Н-р: стол и стул из дерева, книга из бумаги, слова из чего сделаны? (Варианты ответов детей). Из букв сделаны написанные слова. Мы их видим в книге, а слова, к-ми мы говорим сделаны из звуков чел-ой речи. Эти звуки возникают когда работают органы речи: язык, губы, зубы, голос, связки. Звуки чел-ой речи – строительный матер-л языка. Каждый предмет явл-ия можно обозначить словом об этом нужно говорить со ср.гр. + начинать звук-ой анализ слова. Опр-ем место звука в слове и объясняем где первый звук, где последний звук, где средний и даем задание назвать слово с конкретным звуком. В ст.гр. на занятиях системат-ки проводятся игры и упр-ия на понятия «слова». – можно испол-ть стихи-загадки Серовой «Подскажи словечко» - стих-ия И.Токмаковой «Плим» но до этого реб-к должен понимать, что любое слово имеет смысл, а звуки не имеют смысла, это просто звук, его мы произносим. Нужно проводить разные упр-ия и игры «Подбери слова близкие по смыслу» (бежать – мчатся) «Противоположные слова» (бежать – стоять) «Словообраз-ие» (заяц – зайчик) К кон. 2г. реб. Различает все звуки языка слышит их в речи окруж-их и старается произносить их сам. Т,О, реб.должен осознавать и различать что такое звук, что такое слово. Виды работ с детьми: *С года до 2 лет -Игры и упражнения в произношении простых звукоподражательных слов: у, му, ав, ам, га-га, ко-ко, ту-ту, би-би, бай-бай *С 2 до 3 лет -Игры и упражнения в произношении более сложных звукоподражательных слов: иго-го-го, кис-кис, кудах-тах-тах, хрю-хрю, ку-ка-ре-ку, кря-кря, бл-бл-бл и т.п. *С 3 до 5 лет 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Уточнение произношения изолированного звука. 3. Восприятие данного звука в словах (выделение). 4. Формир-е правильного произношения звука в слогах и словах. 5. Формир-е правильного произношения звука во фразовой речи. *С 5 до 7 лет 1. Дифференциация произношения и восприятия изолированных оппозиционных звуков. Уточнение их произношения. 2. Дифференцированное восприятие и произношение оппозиционных звуков в слогах и словах. 3. Дифференцированное восприятие и произношение оппозиционных звуков во фразовой речи. Формы работы: обучение на занятиях - показ образца произношения - активные упр-я детей. 'Это заня-я комплексные, а не инднвнд-ые. своевременное начатое обучение. I -2 раза в месяц отдельные упр-я включаются в другие зан-я по раз-ю речи, музык-ые.подвижные игры.

 

11. Феномен детского словотворчества. Детское слов-тво - феномен реч. становления, кот.й стал широко известен после издания книги К. И. Чуковского «От 2 до 5». у детей набл-ся своегорода «словообразовательный взрыв», кот-ый проявл-ся в том, что дети сами начинают изобретать новые слова. Пик словообразовательной акт-ти прих-ся на воз-ст от трех до семи лет (А. М. Шахнарович и Н. М. Юрьева )3 года -рубеж между ранним и дошкольным детством. У ребенка зарождается и начинает интенсивно разв-ся нагл-образное мышл-е, реб-к постигает некоторые закон-ти морфемного строения слов. Уровень мышл-я дает реб-ку возм-ть на основе ан-за и синтеза создавать новые слова.В дошк-м детстве резко меняется характер реч. разв-я личности: на место имитации (подражанию) приходит самост-я тв. речемыслите-я деят-ть. В своем словотв-ве реб-к создает новые слова, слова, которые он никогда не слышал от взрослых. Речь окр-х становится для реб-ка объектом ан-за, мат-лом, в кот-м он выявляет наиболее частотные сп-бы словостроительства. 1)Ребенок 4г: «Дяденька улицу подметает... Подметальщик». (выделяет субъект дейст-я, само действие и объект действия), после этого он синтезирует все важные компоненты в одну лексему, корень которой указывает на действие, а аффиксы передают значе-я ед. ч., муж. рода и то, что это производитель действия. 2)Закон аналогии: вновь создаваемые слова образуются по аналогии с уже образованными Чаще всего дошкольники используют аффиксальные способы создания новых слов. «Собака пасть разинула, а потом зазинула»;3) основосложение («кисководство», «зверопарк»), 4)словосложение («Дождь - никуданипускатель»). детское словотворчество в рамках дошк-го воз-та имеет свою эволюцию. на рубеже мл. и ср.дошк-го воз-та (4 года) дети придумывают новые производные слова (неологизмы) с опорой на реч. ан-з сит-ции («дядя скачет на лошади - лошадист»), к ст. дош-му воз-ту - дети создают новые слова без опоры на речевой анализ ( «Скрипник», «Удочник», «Лошадник» и т. п.), к завершению дошк-го воз-та (6,5-7 лет) все дети прибегают к нормативной (взрослой) лексике («Велосипедист», «Танкист», «Штангист» и т. п.). Т.О. вначале номинации реб-ка представляют собой описат-е обознач-я сит-ции, затем к ан-зу об-тов обознач-я добавляется синтез" - новое производное слово, далее ан-з уходит вглубь сознания (интериоризируется) - новое слово возникает как единст-е обознач-е пр-та или явл-я. К концу же дошк-го воз-та лексикон реб-ка увелич-ся, потреб-ть в новых словах исчезает - словотворчество погасает. Другая сторона речевого творчества детей - «Я заразился, а потом отразился»; Интерпретация производных слов разв-ся у реб-ка одновр-но с разв-ем его мышл-я. Производные слова («будильник», «кипятильник».). В мл. дош. воз-те овладение знач-ем слов опирается гл. образом на предметно-практический опыт ребенка, в ср.воз-те в восприятие слова начинает включаться языковой опыт { «печник -который печнит», «грибник — который грибнит»,)
К началу школьного детства дети овладевают словообразовательной системой родного языка. Это находит выраж-е в резком снижении интенсивности словотв-ва, усвоении традиц-ых норм в интерп-ции слов, в критическому отнош-ю к собственной реч. деят-ти. Т.О. освоение д-ми грамм-го строя речи осущ-ся акт-но на всем протяжении д/дет-ва и > интенс-но в ст. д/в. Словотв-во возн-ет как стратегия поиска знак-го, но малоизвес-го производного слова, превращаясь со врем.в способ поиска незнак-х слов. При стихийном освоении языка интенс-ть слова пониж-ся на 7 г.ж. Это создает предпосылки для овладения словотв-ом как сред-м худ. выраз-ти.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 190.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...