Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задачи и содержание слов. раб. (с.р.) в ДОУ. Принципы отбора содержания.




СР - целенапр-ая пед-ая деят-ть. обеспечивающая эффективное освоение словарного состава род. яз. Раз-е словаря - длительный процесс колич-го накопления слов, освоение их социально закрепленных значений ( кол-ая характеристика слова) и формир-ие умений их использовать.

Задачи: 1) обогащение нов. словами, усвоение ранее неизв. слов, новых значений ряда слов, которые имеются в лексиконе.2) закрепление и уточнение словаря 3) активизация словаря - активного и пассивного 4) устранение из речи нелитературных слов. Освоение соц - го опыта происходит в процессе жизнедеятельности, поэтому С.Р. связана со всеми направлениями воспитания дош - ка.

Содержание СР.1)Прежде всего дети узнают бытовой словарь - название частей тела, игрушек, одежды, пищи и т.д. 2) природоведческий. - название явлений нежив, и жив. природы, живот-х, раст-й 3) обществоведческий. - явления обществ. жизни (труд людей, праздники, армия) 4)эмоционально - оценочная лексика - эмоции, чув-ва, качественную оценку предметов, фразеологич. Обороты - оценка явлений (ветхий) 5.Слова обознач. время, пространство и количество.

На протяжении дошк. детства содержание СР усложняется (по Логиновой) в 3 направлениях: I) расшир-е словаря на основе ознакомления с кругом предметов и явлений 2) усвоение слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях, исп. глаголы и прилагат..3) введение слов обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предм.( н - р, посуда).

Критерии отбора слов: I) коммуникат-ая целесообразность введения слова в словарь (стоит ли вводить это слово в его словарн. запас) 2) необходимость слова для усвоения содерж-я представлений, рекомендуемых программой 3) частота употребления слова в речи взр-ым 4) отнесенность слова к обшеупотребляемой лексике , слова д.б. доступны.5) учет уровня овладения лексикой детьми данной гр., учет возр. индив. особ. дет, 6) значимость слова для решения воспит- ых задач и для понимания детьми смысла хул. произ-ий . Речь пед - га д.б. понятна.7) отбор слов, относящихся к разным частям речи. Детей нужно знакомить со словами различных частей речи (причастие, дееприч.).

30. Знач-е, задачи и сод-е диагностики реч.разв-я. Диаг-ка реч. деят-ти - это область спец. зан-й, связанных с разраб-й теории, методологии и методик для точной оценки ими разл-х сторон речи р-ка или группы д-й.Ц.: получ-е достов-й инф-ции о сост-ии развит-ти речи. Зад.: диаг-ка позволя-ет опр-ть динамику р/р в теч-е опр-го време-ни, что показ-ет эффек-ть пед.возд-й на процесс реч.р-я. Знач-е: *дает общую картину (учитывая то, что речь опосредует др.псих. проц-сы, изуч-е ур-ня овлад-я д-ми род. яз. позволяет пол-ть данные не только об их реч. особ-ях, но и псих. раз-и в целом).; *опр-ть ур-нь реч.р-я; *выводы об эфф-ти пед.возд-й; *осущ-е диффер-го подхода* Сод-е: для поним-я сущности реч.диаг-ки необ-мо рассм-ть сод-е, способы устной речи и опр-ть те компоненты, кот.явл-ся важным объектом ее изуч-я.

Речевое раз-е – умение понимать и польз-ся языком.

Разв-е словаря: *колич-й рост словаря; *качест-й: - поним-е знач-я слова, - степень обобщ-ти слова, - овлад-е многознач-тью сл., - овлад-е лексич-ми ср-ми выраз-ти (сравн-ми, эпитетами).

Разв-е граммат-го строя речи: 1) морфоло-гия: иссл-ем ум-е изм-ть слова в роде, числе, падеже + употр-ть прав-но формы всех частей речи в завис-ти от целей высказ-я; 2) словообразов-е: проверяем суффиксальный, прификсальный, смешанный; 3) синтакс-кий ур-нь овлад-я простыми и сложными синтакс-ми конструкциями.

Разв-е ЗКР: 1) р-е прав-го произ-я, 2) р-е фонем-го слуха, 3) дикцию, 4) овлад-е ср-ми звук-й выраз-ти речи.

Разв-е связной речи: *Ур-нь разв-я монолог-й речи, *Ур-нь разв-я диалог-й речи } вклю-чает культуру реч.раз-я. + след. задачи: - выявить ур-нь реч.р.детей, - устан-е тех реальных изм-й в речи д., кот.произошли под влиянием оррганиз-х уч.-восп. воздей-ствий, - опр-ть перспек-вы реч.р.д., - радел-е обследуемых на гр. или подгр. с целью диффер-го подхода, - выявл-е д., имеющих откл-я в речи (след-но, корр.работа).Сод-е: 2 подхода: I) Мет-ка Яшиной - комплекс зад-й для выяв-я ур-ня раз-я разл-х сторон (лексики, грамм-ки. фонетики, связная речь). Ур-ни раз-я отд-х сторон речи сум-мир-ся и дел-ся вывод об общем уровне РР реб., 2) методика Даскаловой – предл-ла комплексные тестовые м-ды диаг-ки реч-го раз-я. 1 подход вкл-ет в себя набл-е, пересказ лит. текста, зад-я на выявл-е ур-ня раз-я словаря. Обследов-е направ-но на выявл-е у детей сформиров-ти ГСР, словарного запаса и звукопроизнош-я;(обслед-е произношения звуков, слоговой структуры слов и уровня фонематического восприятия) .Планируя обследование, должен четко предст-ть, что ему при этом надо выявить в реч.разв-и, знать, как проводить обслед-е, какой мат-л использ-ть, как оформить рез-ты и какие сделать выводы. Учитывая психоло-кие особ-ти д.д.в., обслед-е реб-ка целесообразно проводить в неск-ко приемов, с использ-ием спец-го красочного нагляд-го мат-ла. В одном виде деят-ти за короткое время можно выявить различные ум-я и навыки и при этом заполнить неск-ко пунктов реч. карты. Н-р, предлагая рас-ть сказку, педагог фиксирует звукопроизношение, дикцию, ум-е польз-ся голосовым апп-том, отмечает, какие предл-я использует реб-к.Все данные, полученные в резу-те обслед-я, анализир-ся, обобщ-ся и вносятся в соответ-щие графы реч. карты. Для удобства и экономии времени реком-ся оформлять на каждого реб-ка, совмещенную с протоколом, представляющим собою таблицы, в которых выставл-ся отметки (+, - и др.). Обслед-е проводится инд-но, можно также обследовать одноврем-но и 2-3 детей.

 

 

Содержание работы по форм-ю морфол. системы родного языка.

Грамматика – наука о строен. языка, его законах и зак-тях, кот. рассм. в 3-х основ. разд-х: синтаксис, морфология и словообразов. Морфология изучает грамматические свой -ва слова, его формы, синтаксис - словосочетания, предложения. Морфолог. и синтаксич. сторона речи развивается одновременно. Но синтаксич. ошибки устойчивее и сохраняются к моменту школы.
Мл возр - к 3 годам дети овладевают типичными окончаниями грамматич. категорий (падеж, род, число, время), но не усваивают всего разнообразия. Осн. содержание работы: обучение изменению слов по падежам, согласованию суш-х и прил-х в роде, числе, падеже, употребление предлогов (в, на, за., над). Зан-я проводятся в виде игр с игрушками. Тихеева считала, что для формир-я морф. стороны речи подходят д/ и номенклатурного хар-ра, в кот. называются предметы, свойства, их качества, расположение. Особенности: сложные грамм. формы образует восп-ль. Идет от слож. формы к легкой (образуют дети) от мн:ч и ед.ч. Ср. гр. — на 5 году жизни множество морфол. ошибок, но раз-е монологич. речи, обучение детей рассказыванию. В методике особой разницы нет, только в ср.гр. вместо игрушек- картины и игрушки. Содержание и методика усложняется. В играх не I, а несколько ситуаций. Повышаются требования к детям. Ст. возр. - завершается усвоение системы языка; Нетипичные формы вызывают затруднения. В этом возр. продолжают обучать тем формам, кот. вызывают у них затруднения: согласованию суш-х с прил-м и числит-м (третий: ряд), употреблению местоимений ИХ, К НИМ и согласованию их с числительными. В методике переход к жизненной, ситуации. Используется образец грамм. формы- м.б. речь самих детей.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 193.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...