Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие «звуковая культура речи». Задачи и сод-ие работы по воспит-ю ЗКР .




 ЗКР - понятие широкое, вкл. в себя след. компоненты: 1) фонематический - умение четко и правильно произносить все звуки 2) орфоэпические - вкл. все виды ударений и лит - ые нормы языка 3) выразительность речи - интонационная выраз - ть ЗКР – это умение пользоваться лингвистическими и просадическими ( удар. в словах, интонация, темп, ритм)   единиц. языка в зависимости от ситуации и условий общения.

Закономерности освоения фонематической системы родного языка представлены в работах Максакова, Кварцева, Гвоздева, Эльконина, Левиной. Способность к восприятию зв.речи проявляется у детей черезвычайно рано. восприятие звуков выделяют два вида звука:
- Фонетический(различие звуков окружающей действительности)
- фонематический(различение звуков речи)
Для освоения речевой деят-ти работа ведется по развитию фонетического и фонематического звука, который выделяется как речевой звук.
Левина выделила 5 этапов в освоении фонематической системы родного языка:
1. до фонемный. Восприятие речи осуществляется на основе мелодико - ритмической структыры. ребенок не дифференцируют фонемы родного языка.
2. фонемный. выступает тогда, когда ребенок использует звуки как средство общения. хар-ся дифференциацией далеких фонем.(глас. и согл)
3. ребенок осваивает и дифференцирует согл.звук внутри групп шипящие, свистящие, соноры-афикаты. (к,х)
восприятие недостаточно дифференцированно, а речь ребенка соот-т восприятию. Ребенок способен различать ошибки в звукопроизношении речи, но только тех звуков, которые сам произносит правильно.
4. завершается процесс овладения фонматической системы род.языка, ребенок правильно воспринимает и произносит все звуки. Дифференц. согл.зв. между группами.
5.происходит формирование навыков фонемного анализа и синтеза. ребенок осваивает только дифференсацию согласных, фонем, т.е определяет тв.или мягк.звуков, определ.звонкого или глухого.
Порядок освоения фонем, примерных программ, определен в соответствии с иследов-ем Эльконина
Порядок освоения фонем для логопед.работы определен Гвоздевым.
В соответствии закономерностями определяется основное содержание работы: В раннем возрасте- это развитие фонематического восприятия, развитие речевого дыхания; развитие мелкой моторики; развитие артикуляции; дифференциация гл.и согл. звуков.
Мл.дошк.- все теже самые виды работ + постановка и автоматизация свистящих и шипящих звуков, подготовка произношения сонорных звуков. В этом возрасте ведется работа по преодалению общей смягчённости речи.
Средний дошк.воз.- все тоже самое, отработка и автоматизация сонорных звуков; дифференциация согласн.фонем внутри и между группами.
Стар.Подг.группа- все тоже самое. + развитие интонационной выразительности речи, формирование навыков фонемного анализа и синтеза.
В процессе освоения фонематической системы выделяют типичные ошибки звукопроизношения:
- общее смягченности речи

- пропуск или замена звуков

- перестановка слогов в слове,

- замена шипящих, свистящих и наоборот.

- замена, пропуск и взаимозамена сонорных звук. (р,л,й)

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 166.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...