Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Моделирование и оптимизация процесса речевого развития детей.




ü Модель: - схема, исследование которой служит средством для получения информации о системе;- упрощенное представление протекающих в системе процессов, явлений.Модель пр-са реч-го разв-я детей д.б. представлена в совокупности множества взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность: цели и задачи реч-го разв-я детей; сод-е, методы, сре-ва и орг-ционные формы образ-го пр-са; его участники.Требования к моделям:- согласованность создаваемой модели с разв-ющей предметно-простр-ной средой (РППС); -простота модели; - адекватность модели поставленной цели.В пр-се моделир-я на этапе планир-я образ-ной деят-ти с дошк-ми необх-мо также учитывать этапы усвоения знаний детьми: - первичное восприятие (проходит преимущественно на занятиях, в ходе познав-х бесед и рас-зов, провед-я опытов и эксп-тов, на экск-ях, в пр-ссе знак-ва с новыми произвед-ми и т. п.);- расшир-ие и обобщ-ие представ-й, закреп-е и повтор-е пройденного с постепенным усложн-ем мат-ла (п/и и д/и с правилами, упр-я, набл-я, аналит-ие беседы, реш-е пробл-х сит-ций, обсуждения и прочее);- испз-е полученных компетенций на практике (в форме мастер-классов, тренингов, в ходе проектов, в пр-се тру-й деят-ти, в тв. играх, инсцен-ках и драм-циях, прочее).Моделир-е образов-й дея-ти позволяет: проследить цель, стратегические и тактические задачи речевого развития детей; последовательно раскрыть сод-е образов-ной работы, выбрать адекватные воз-ту и контингенту детей формы орг-ции пед-кой деят-ти; спрогнозировать рез-ты образоват-ной деят-ти, скоррект-ть про-сы развития коллектива дошк-в и каждой личности в частности. В целях оптимизации образ-го пр-са в ДОУ реалз-ся модель комплексно-тематического планир-я. В написании календарных планов учебный блок в соответствии с ФГОС ДО заменяется на блок образов-ой деят-ти (НОД); указ-ся интеграция образоват-ных обл-й, созда-е РППС в группе, взаимод-е с родителями. Данная модель позволяет эфф-но орг-зовать совместную деят-ть пед-гов, детей в НОД через инд. и групповую работу, исп-зуя различные ср-ва. Построение всего восп-но-образоват-го пр-са вокруг одной центральной темы даёт большие возможности для речевого развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. Оптимальный - наилучший, наиболее соответ-щий дан.условиям и задачам (Бабанский). Оптимизация – выбор наилучшего варианта реш-я любой задачи при дан.усл-ях (особ-ти д., уровни их подг-ки, оснащение пед.проц.) Вопросами оптим-ции занимались отечеств.дидакты Огородников, Занков, Бабанский, Поташник. Под оптим-ей процесса речевого разв- - научно-обосно-й выбор и реш-е наилучших для данных усл-й задач реч. разв-я посредством опред-я содер-я реч. форм, реч.умений, навыков и спос-тей, кот. д.б. сформ-ны у детей, или методов или форм об-я ее орг-ции родн.яз.

Выбор оптимального варианта реш-я задач реч.раз-я требует проблемно-поискового стиля пед. мышл-я. Поскольку опт-ция предполагает выбор из разл.возм-х вариантов того, кот.наиб. подходит для данных усл-й. Условия выбора оптим-го реч.р-я: 1) Ур-нь реч.разв-я д. (зона актуального разв-я речи д. - ЗАР); 2) потенциал-й ур-нь, т.е. возм-ти к зоне ближ.р-я – ЗБР; 3) оснащ-е пед.проц.: наличие метод.пособиц, техн.ср-ва, финан.ср-ва; 4) подг-ка педагога, кот. препол-ет ЗУНы, необх-е для реш-я задач реч.р-я д. Критерии – т.е. показатели, кот. опред-ют явл-ся ли выбор реш-я зад.наилучшим для данных усл-й (внутр.и внеш.усл-я, оптим-ть затраты времени на об-е родн.яз., исключ-е перегрузок).Способы оптимизации: 1) Выбор наиболее рацион. для данн.зан-я (либо др.ф.обуч-я) комплекса задач реч.р-я д.;2) конкретизация задач применительно к д. дан.возр.гр. (обусловлена уровнем речев.подг-ки д. от потреб-ти р-ка, его заинтер-ти);3) набор необх-го сод-я для реш-я задач реч.р-я и опр-ем глав.и существ-го в дан.сод-ии;4) осущ-ем выбор рац-х м-дов реч.р-я , форм и ср-в р.р.;5) опреративная коррекция; 6) анализ рез-в реч.р-я и затрат времени пед-га и реб-ка с т.зр. критериев оптимальности. При расхождении цели и результатов необходимо искать новые варианты для решения задач речевого развития.

 

Z овладения фонетической системой родного языка.

Закономерности освоения фонематической системы родного языка представлены в работах Максакова, Кварцева, Гвоздева, Эльконина, Левиной. Способность к восприятию зв.речи проявляется у детей чрезвычайно рано. восприятие звуков выделяют два вида звука:

- Фонетический (различие звуков окруж-ей действительности)

- Фонематический (различение звуков речи)

Для освоения речевой деят-ти работа ведется по развитию фонетического и фонематического звука, кот. выделяется как речевой звук.

Левина выделила 5 этапов в освоении фонематической системы родного языка:

1. до фонемный. Восприятие речи осуществляется на основе мелодико - ритмической структуры. реб. не дифференцируют фонемы родного языка.

2. фонемный. выступает тогда, когда ребенок использует звуки как ср-во общения. хар-ся дифференциацией далеких фонем. (глас. и согл)

3. реб. осваивает и дифференцирует согл.звук внутри групп шипящие, свистящие, соноры-афикаты. (к,х)

восприятие недостаточно дифференцированно, а речь реб. соот-т восприятию. Реб. способен различать ошибки в звукопроизношении речи, но только тех звуков, которые сам произносит правильно.

4. завершается процесс овладения фонматической системы род.языка, ребенок правильно воспринимает и произносит все звуки. Дифференц. согл.зв. между группами.

5.происходит формирование навыков фонемного анализа и синтеза. ребенок осваивает только дифференсацию согласных, фонем, т.е определяет тв.или мягк.звуков, определ.звонкого или глухого.

Порядок освоения фонем, примерных программ, определен в соответствии с иследов-ем Эльконина

Порядок освоения фонем для логопед.работы определен Гвоздевым.

В соответствии закономерностями определяется основное содержание работы:

В раннем возрасте- это развитие фонематического восприятия, развитие речевого дыхания; развитие мелкой моторики; развитие артикуляции; дифференциация гл.и согл. звуков.

Мл.дошк.-все теже самые виды работ + постановка и автоматизация свистящих и шипящих звуков, подготовка произношения сонорных звуков. В этом возрасте ведется работа по преодалению общей смягчённости речи.

Средний дошк.воз.- все тоже самое, отработка и автоматизация сонорных звуков; дифференциация согласн.фонем внутри и между группами.

Стар.Подг.группа- все тоже самое. + развитие интонационной выразительности речи, формирование навыков фонемного анализа и синтеза.

В процессе освоения фонематической системы выделяют типичные ошибки звукопроизношения:

- общее смягченности речи

- пропуск или замена звуков

- перестановка слогов в слове,

- замена шипящих, свистящих и наоборот.

- замена, пропуск и взаимозамена сонорных звук. (р,л,й)

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 201.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...