Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формиров-е диалог-ой речи дошк-ов.




ДИАЛОГ – форма св.речи, связность, к-ой обеспечивается всеми участниками. 2 метода: разговор, беседа. Разговор – непредномер. общение по содержанию интересному д/всех участ.разговора. ХАР-ЕТСЯ: свободой участия в разговоре, свободой высказываний, свобода выбора тем. Тематика разговора с детьми план-ется: из особ-ей детьми. Индив-ый разговор, интересы и потреб-ти мотивоц-ую сферу. Д/того чтобы грам-но руков-ть, необ-мо учитывать детс.субкул-ру. Пед-и должны план-ть разговор, но не вмешиваться в разговор детей.  ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИ: -Lать речевые умения (вступать в общение – уметь и знать как и когда можно начинать) – Lать умение реч.эикета (правило реч.поведения, принятые в общ-ве) Взависим-ти от возр-та и соц. принадлежной обстановки в реч.этикет вкл: обращение, знак-во, приветствие, просьба, поздравление, сочувствие. – Умение общаться в паре (а группе по 3-5 чел, в коллективе) – умение общаться д/планиров-ия совмес.деят-ти, обсуждать опре-ые темы) – неречев. Умения (мимика, жесты) МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: *беседы, разговор в повсед.жизни, словес.поручения, заучив-ие и воспроиз.стихов, игров.сит, совмест.деят-ть, игры (С-Р игы, д/и, игры-драмматиз, п/и) Формир-е разговорной речи происх. как на зан., так и в повседневной жизни. В мл. гр. речев. активн. развив. в общении, в деят-ти детей. Вос-ль сам вызывает детей на разговор. Вос-ль может планировать разговоры. Плановые разговоры м.б. инд. и коллективными. Приемы формир. разгов. речи - слов. поручения, рассматр. картинок, дет. рисунков, книг, рассказы вос - ля., посещ. др. группы., игры, труд . В ст. гр – усложняется тематика, удел-ся вним-е навыкам общения со взрослыми, в кооллективн. разгов. предлаг. дополнить, поправить товарища.

Беседа – метод Lия диалог.речи. Целенапр-ая организ-ая деят-ть пед-а по заранее обдуманной теме и плану. (цель, ?ы, ситуация, место проведения) КЛАССИФ-ИЯ: - по месту в процессе (вводная, текущие, итоговые, обобщающие) – по типу мыслит-ой деят-ти (эвристич., катахизические) Ф-ИИ: соц-ая, коммун-ая, познов-ая, личностная. МЕТОД: ?ы – репродук. (воспроизв-ие инф-ии констатир.факты – кто, где, когда), проблемно-поиск. (в основе – мышление. Направлены на причино-следств.связи – зачем, почему), обобщ-ие (систем-цию представ-ий – почему называется одним словом). Правило для обобщ.беседы – реб. должен постоянно открывать не занакомое в знакомом СТРУКТУРА: 1. Цель – заинтересовать содержанием беседы, вызвать интерес. 2. Осн.часть - ?ы д.б.четкими, понятными. Не д.б. большие лексико-грам-ие конструкции. 3. Заключ. – поддержать интерес, к-ый был в начале, желание участвовать в дальнейщей беседе. Может вкл. как метод НОД, а может отдельной образ. деят-тью или в режиме дня. КУЛ-РА ДИАЛОГА: кул-ра общения – включение в коммуник-ую деят-ть всей совокуп-ти чул-их достиж-ий в обл.лингвис-ки Ѱии, этики, эстетики. Перечень диалог.умения обеспечив-ие кул-ру общения: выраз-но говорить, использ.мимику, жесты, говорить по очереди, не перебивать партнера, испол.реч.этикет.

 

28. Речевые умения, обеспечивающие развитие культуры речевого общения у дош.. Культура общения – это включен. в коммуник-ую д-ть всей совокупности челов-их достижений в области лингвистики, психологии, этики, эстетики. Условия их формиров - я.
Речевой навык речевое действие, достигшее степени совершенства, спо-
собность осуществить ту или иную операцию. Речевое умение -особая способность человека, которая становится возможной в результате развития речевых навыков Умения, обеспечивающие культуру общения: I) Умение строить свое речевое высказ-е с ориентацией на партнера, как субъекта 2) Умение соотносить свои взгляды, высказывания в соответствии со знаниями, опытом, умениями, позиций собеседника 3) Умен. строить свое реч. выск-е в соответствии с ситуацией общения и типом диалога 4) Умен. соразмерно проявлять активность в диалоге 5) Умен. быть хорошим слуша-телем, воспринимающим не только содержание высказывания, но и все невербальные нюансы диалога, которые обеспечивают понимание речевых поступков 6) Формир-е умений, на-правленных на формирование диалога в соответствии с речевыми высказыва-ниями.7.Умен. быть естественным и непринужденным в диалоге, сохран. добродушный тон на протяжении всего диалогаМожно выделить несколько групп диалогических умений:
1. Собственно речевые умения:
— вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, раз-говаривающим с другими);
-поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора — сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно;
— говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.
2. Умения речевого этикета. В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.
3. Умение общаться в паре, группе из 3 — 5 человек, в коллективе.
4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.
5. Неречевые (невербальные) умения — уместное использование мимики, жестов.

 

29. Задачи и сод-е обуч-я монолог-кой речи дошк-в.
МОНОЛОГ – форма св.речи, связность к-ый обеспечивает 1м говорящим к-ая имеет жесткую композиц-ую структуру, обладает логикой и завершенностью. Методы: пересказ, рас-з. ПЕРЕСКАЗ – воспроизведение или реконст-ия заранее воспринятого текста. РАССКАЗ классиф-ется по ведущ.Ѱму процессу *рассказ по памяти, *по восприятию, *по вооб-ию. По способу орган-ии деят-ти: - на наглядной основе, без нагляд.основе, - из личного опыта. Признаки монолог. высказ-я: целост-ность (един-во темы и гл. мысли), струк-ное оформл-е (начало, сер. конец), связность (логич. связи м/у предлож-ми), объем высказ-я, плавность. Задачи по формир-ю связности речи: I) форм-ть ум-е пон-ть тему, опр-ть ее границы, 2) ум-е отбирать необх-й мат-л, 3) ум-е распол-ть мат-л в нужной послед-ти, 4) польз-ся сред-ми языка, 5) строить речь произвольно.
Монологи детей делятся: А) в зав-ти от функции на 4 типа монологов: I) описание — хар-ка предмета в статике, 2) повеств-ние - связный рассказ о событиях, 3) рассужд-е - логич-ое излож-е своих мыслей, аргументация, причинно-следств-е связи, 4) контаменация - смешанные (чаще всего в дош-м детстве); Б) в зав-ти от источ-ка высказ-я: 1) по игрушкам и предметам, 2) по картине, 3) из опыта, 4) творч-е рассказы; В) В зависимости от ведущего психического процесса, на который опирается детское рассказывание, принято выделять рассказы по восприятию, по памяти, по воображению.
Самост-ый рассказ и пересказ: 1) самост-ое излож-е опред-го мат-ла, 2) осмысленное воспроиз-е лит-го образца в устной речи.
Сод-е по видам: р/в - предпосылки для раз-я монол. речи - слушать и понимать рас-зы и сказки. 2 мл. гр. - учат переск-ть хорошо знак-е им ск-ки, рассказ-е по нагл. мат-лу. Ср. гр. - пересказ знакомых сказок + рассказ и тех, кот. услышали впервые. Стар. гр. – связно и послед-но расск-ть лит. произ-е. Подг. гр. - учат строить разные типы текстов (опис-е, повеств-е с соблюдением стр-ры).

 

 















Планирование работы по разв. речи детей, как способ оптимизации процесса реч. раз-я.

Оптимизация (Бабанский) - это выбор наилучшего варианта решения любой задачи при данных условиях. Осн. способом оптимизации и явл. планирование работы по раз-ю речи. Научность планирования - обеспечивается за счет анализа результатов работы по раз-ю речи. Анализ предполагает диагностическую основу. Диагностика включает в себя выявление проблемы в речевом разв-и на основе соответствия наличного уровня раз-я речи и требованиям программы. Анализ также предполагает изучение оснащения пед. процесса. Плани-рование - есть проектирование становления и раз-я речи каждого реб.. , прогнозирование динамики пед. воздействия на речь реб. и его результативность. Планиров. раб по р.р.:1. Наличие планов и их оформление.». Выполнение всех разделов программы ( озн. с окр, ,вос - ие з.к.р., обуч. рассказ., знак - во с худ. лит - ой.3. Планирование занятий:прогр. сод - ие и воспит. задачи;раскрытие методики проведения; учет инд. особ. дет.; разнообр. зан - ий, взаимосвязь между занятиями, взаимосвязь зан. по род. яз.с работой по род. яз. в др. видах деят - ти; осущ. задач р.р. на занятиях по др. разделам программы; рук - во р.р.в различных видах деятель-ности.Решение задач р.р. в игровой деятельности. Требования к планированию работы в ДОУ различ. типов: I) реализация всех задач во взаимосвязи. В плане должны быть отражены все разделы программы реч. раз-я. Работа должна планироваться таким образом, чтобы результаты усвоения языка как системы, использовались детьми в конечном итоге в форме связных высказываний 2) деятельностный подход, когда работа должна осуществляться в процессе общения воспит-ля с детьми во всех видах деятельности. Обучение на эан-ях должно быть связано с самост-ой деятель-ю дет. 3) последовательное нарастание требова-ний к речи дет., усложнение содержания методов и приемов по мере продвижения дет. в усвоении материала 4) индивидуальный подход - учитывать возраст. особ. детей. Показатели и индивиду-альное раз-е реб. 5) учет конкретных условий: особенностей реч. окружения реб., условия ДОУ, национальные традиции 6) систематическое педагогическое воз-действие.

 

 

35. Методическое руководство работой по РР в ДОУ.
Ведущая зад. метод. раб.(МР)- оказание разным категориям дош. работ. метод. помощи, направ-ной на повыш. уровня реч. разв-я дет. Осн. напр. МР: созд. усл-й для РР, М помощь восп-лям, повышение квалиф-ции, изуч-е и распростр-ние передового опыта, пропаганда знан. по РР дет. среди родит., контр. за раб. При подг-ке к зан. следует рассмотреть разные ф. и специфику МР на уровне ДОУ, отделов УО, проследить их взаимосвязь. Для анализа и оценки состояния раб. по РР методисту любого ур. м. рекомендо-вать следующие вопросы: 1. Усл-я для РР дет.: 1.Гиг. усл., мед. данные о сост.органов Р и слуха дет.2.Языковая среда – культура Р взр-х в ДОУ. 3. Пед. каб., его раздел по МРР (библиотека, метод. нагл. пособия, ТСО, выставки, стенды…). 4. Оборуд-е пед. проц. в гр. 2. Планир-е раб. по РР. 1.Наличие планов. 2.Вып-ние всех разд. прогр. по РР (ознак. с окруж. и обогащ. словаря, восп-е ЗКР, формир-е грам. правильности Р, обуч-е разговорной Р и рассказ-ю, знак-во с ХЛ). 3. Планир-е зан.: прогр. содерж. и восп-е зад., их взаимосвязь; раскрытие методики провед-я зан.;учёт инд.особ.дет.; разнообразие зан., по-вторность и усложнение (прогр. мат-л и метод. приёмы); взаимосвязь м/у зан.; взаимосвязь зан. по родн. яз. с раб. по РР в различн. вид. деят-ти; осущ-ние зад. РР на зан. по др. разд. прогр.; руков-во РР дет. в различн.видах деят-ти. 4. Планир-е фронт. и инд.раб., реш-е задач реч. разв-я в игр. деят-ти. 3. РР и обуч-е родн. яз.(РЯ) 1) Обучение РЯ на зан. (на основе анализа просмотр-х зан.). Вопросы для анализа зан.: чёткость опред-я прогр. содерж. и реш-я восп-х задач; структура зан. (начало, ход, итог; приёмы обуч-я, активизация Р,мышл.,внимания дет.; применение эмоц-х приёмов обуч-я, их эфф-сть; использ-е нагл.; Р восп-ля, чёткость указаний и установление контакта с дет.; приёмы исправл. ошибок в Р дет.; Р дет. во время зан. (правильность, соотв-ие возр., содержат-ть, выразит-сть); инд. подход к дет.; общая оц. обуч-я РЯ на зан. 2) РР реб. и обуч-е РЯ в разл.видах деят-ти(на осн. наблюд.), рук-во РР в проц. общ-я: содерж., ф., хар-р общения, его влияние на РР дет; как осущ-ется раб. по РР в проц. наблюд. на прог.; руков-во РР в труд. деят-ти; литер. образ-е дошк-ков, уг. книги, раб. в нём; индив. раб. с дет. (по разделам, ее систематичность, усложнение, эффект-ть); орг-ция досуга дет. 4. Уровень РР дет. 1) Развитие словаря: Объём слов. запаса дет. по определ. темам (быт. словарь, природоведческий), соотв-вие словаря прогр.; умение дет. свободно пользоваться слов. запасом на зан. по РЯ; правильность и точность употребления слов, использ. образных выраж., фразеол. сочетаний; дет. словотворчество; затруднения в употр. слов; соотв-е слов. запаса возр. дет. 2) Восп-е ЗКР дет.: правильность звукопроиз-я, словопроиз-я, орфоэпическая прав-сть Р; дикция, выразит-ть Р; соотв-вие возр. 3)Формир-е грам. строя Р: навыки грам-ки прав. употребления слов(на зан. и вне зан.); грам. ошибки дет.; построение предлож., сочетание их в связ. Р. Ур. навыков правильного употребления грам. форм. 4)Ур. разв-я диал. Р: умение реб. слушать Р восп-ля и свер-ков, уч-вать в общем разговоре, употреблять ф. реч. этикета, культура повед-я во время разговора; исполь-е дет. различных ф. разгов. Р; соотв-ие высказ-ний дет. предъявляемым треб-ям (ум-е отвечать кратко, развёрнуто, общим словом,дополнять ответы свер-ков); ум. реб. находить поводы для общ-я; инициат-ть и адресность Р; тематика и содерж-е разговоров. Особ-ти Р восп-ля. 5)Навыки связн. монол. Р: владение нав. описат-ой Р, повеств-ния и Р-рассуждения. Провести выборочную проверку умен. дет., рассказывать об игр.,карт.,из опыта; составлять творч.расск.; передавать содерж. ЛП. Оценить дет. высказ-я с т.зр. их содерж-ти,структуры оформления, выраз-ти. 6)Знание дет. ХЛ по прогр.: Ум-я воспр-мать содерж. и худ. ф. ЛП, эмоц-но откликаться на него; различать жанры; знание и выразит. чт. стих.7)Ур. подг-ки дет.к обуч.грам.: ум-е проводить звук. ан. слов,слоговой ан. слов,словесного сост. предлож-я.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 159.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...