Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Типичные граммат-ие ошибки д.дошк.возр, их причины и пути устранения.




Грамматика - это наука о строе языка, его Z и законах, кот. рассм-ся в 3 основных разделах: синтаксис, морфология и словообразование.

Синтаксис - наука о построение предложений.

Морфология – эта наука об изменении слов по граммат-им категориям (род, число, падеж).

Словообразование – эта наука об образовании слов на базе других.

Граммат-ий строй – это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Освоение ребенком граммат-им строем языка имеет большое значение, т. к. только морфолог-ки и синтакс-ки оформленная речь м.б понятна собеседнику и служит средством общ-я со взрослыми и сверст-ми . Овладение граммат-ки правильной речью оказ-ет влияние на мышл-е реб. Он начинает мыслить более логично, последов-но, обобщать, правильно излагать свои мысли, что оказывает огромное влияние и на общее раз-е реб., обеспеч-я ему переход к изучению языка в школе.

Типичные ошибки хар-ся нормой и явл-ся схожими для детей до 5 лет.

Морфология: в сущ-х мн.ч. оканчивающихся на –а, -я, осущ-ют замену окончаний на –и, -ы (домы, окны); склоняют несклоняемые сущ-ые (пальте, кине); в образов-ии сущ-х родит. пад. особенно в названиях детенышей животных (утков, медвежонков);в согласовании сущ-х и прил-х в роде, числе, падеже, особенно сущ-х ср. рода (теплая солнышко, красивый окно).

Словообразование:ошибками не явл-ся продукты словотвор-ва (до 5 лет, копатка); на базе сущ-х образуют прилаг-ые (умность, красивость); унифицируют окончания глаголов (дашь - дадишь); на базе глаг-ов образуют сущ-ые (лепить - лепь).

Синтаксис:допускают ошибки в согласовании членов предл-я; пропускают предлоги и союзы, пропускают главные члены предл-я. Все это до 5 лет считается нормой. Направления педаг-го содействия при формировании грамм-го строя речи дошк-ов: исправление грамм-их ошибок детей (· Демонстрация образца правильной формы (ошибки детей не повторять!) · Замечание (Ты неправильно сказал) ·Напоминание (Как правильно сказать?); предупреждение ошибок (формир-е трудных грамм-их форм) · Дидактические игры · Упр-ия · Чтение литер-ых произведений · Пересказы · Заучивание коротких стихотворений с трудными грамм-ми формами (речевки) · Этимологический анализ, рассказы

 

 

2. Научные основы МРР. Язык –это система объективно существ-их, социально закреплен-х знаков, соотносящих понятийное содерж-е и типовое звучание, система правил их употреб-я и считаемости. Сист. знаков служит средством человеч. общ-я, мышл-я и позн-я. Языку обучаем. Речь– это процесс общ-я опосредованной языком. Реч. деят-ть – это сложный вид психо – физиологич-ой деят-ти представ-ей собой совокупность действий по порождению и воспр-ию речи. Она включает: - перевод определенного содерж-я в текст при говорении и извлечение содержания из текста при слушании. Методологической основой р. р. яв-ся: - теория познания; - теория роли языка обуч-я формир-ия личности и разв-ия общ-ва. Основ.положения: - овлад-е язык-ми формами р. р. и навыков речевого общения происх-т в деят-ти; - движ. силой яв-ся потреб-ть в общ-и к-е возник. в про-се деят-ти.

Язык и речь явл-ся средством социализации личности и разв-е познав-ой деят-ти. Фактором определяющей речевое разв-е детей относится: - общ-е с окруж-ми; - социальная среда.

Психолог-ие основы р. р.. Составляет: общая,дет.,возр. псих-ия. Психолог-ая основа речи раскрыв-ся в трудах Выгодс-го, Эльконинана, Гальперина, Леонтьева, Лисиной и др.ислед.

Основн. полож-я: Речь занимает центр.место в процессе психолог-го разв-я. Р.р. внутренне связанно с развитием мышлением и сознания в целом. Речь имеет полифункцион. хар-ер.

Функции речи: - коммун-ая (как ср-во общ-я);- интеллек-ая (познав-ая) речь как ср-во познания;- номинативная (называние объектов окруж-ей действит-ти н-р: парта)

- индикативная (соотнесение или обозначение объектов окруж-ей действ-ти н-р: парта предмет мебели); - сигнификативная (формир-ие и формулир-ие мысли) -

- регулитивная (ср-во регуляции поведения, рефлексии, самовыражения). Речь яв-ся полиморфной деят-тью. бывает: внешн.; внутрен.

Процесс р.р. – это процесс качеств-ых изменений, к-ый охват-ет все её функции. Лингвистич-ми един-ми языка и речи – явл-ся звуки (фонемы), слова (лексич. система), сочетание слов (граммат-ая система) и как результат – связная речь.

Леонтьев разрабатывая теорию деят-ти, определил структурн. компоненты реч-ой деят-сти:

* потребн. в общении (начиная с комплекса оживления); * мотив – внешн. (мы желаем общ-ся) – внутр. (с нами общ-ся, а мы даем ответную реакцию) * цель –установл. взаимопонимания. * материал (знания и представ-ия)

* Средства (слова, к-ые кодируют знания и представ-ия) * Речевое действие (строится по законам грамм-ки) * Рез-т – установл-е взаимопонимания.

Для полноценного и своевременного овладения речевой деятельн-ю необходимо овладеть всеми её структ-ми компонентами.

Z овладения связной речью.

Связн. речь (СР) - это развернутое высказ-ие, построено логично, послед-но и точно, грамм-ки прав-но оформленное.

Связным – назыв-ся высказывание, кот. имеет определенную композици-ую стр-ру, построена логично и понятна из своего предметного содерж-я.

Выдел след. формы связной речи: 1) лингвистич-ая классиф-я: диалогич-ая речь, монологич-ая речь 2) психолог-кая классиф-я: ситуативная речь, контекстная речь.

Z овладения СР предст-т собой 2 этапа. 1эт. – ситуативная речь. Для понимания предметного сод-я кот. нелбх-мо учитывать ситуацию, кот. осущ-ся общением. Возникает данная форма речи вместе с потребностью в общ-и, у реб. ее возникн-е стимулирует взрослый. Признаки: не отражает полностью содерж-я мысли в реч-ой форме, оно допол-ся ситуацией и невербальными ср-ми (жесты, мимика), наличие неполных (односоставных) и незаконченных предлож-ий, наруш-е обычного порядка слов в предлож-ях, эмоцион-ть и сбивчивость речи, она больше выражает, чем высказывает.

Основная f ситуат-ой речи – коммуникат-я, форма – диалог – это форма СР, связанность кот. обеспечивается всеми участниками, содержание характ-ся сменой высказываний с целью налаживания отношений или объединения усилий. Генетически закономерно, что диалогическая речь возникает первой. т.к. реб. легче ответить на ? чем сформулир-ть собственную мысль.

С возр-ом расширяются особ-ти познав-ой и реч-ой деят-ти детей. На 5 г. жизни позн-я д-ть обеспеч-ет разв-е речевой. Общение реб. выходит за рамки конкретной ситуации, его интересуют все объекты окр. действ-ти, возникает потреб-ть поделиться своими мыслями, чув-вами, переж-ми, кот. невозможно удовлет-ть в ситуативной форме. 2 эт. – поэтому по исслед-ю Д.Б.Эльконина на 5 г.ж. зарождается контекстная речь. Контекст – это отрывок или фрагмент текста, понятный из своего предметного сод-я. Признаки:содерж-ие мысли полностью выражено в конт. речи, речь достаточно полная и развер-я, порядок слов соответств-т нормам, речь плавная, более содержат-я. Осн. форма конт. речи – монолог, f – сигнификативная. Монолог – это форма СР, связность кот. обеспечивается одним говорящим, кот. имеет жесткую композиц-ю стр-ру, обладает логикой и завершенностью.

 

 

 

7. Система работы по развитию речи детей.

Компоненты работы: (цель, задачи, сод-е, методы, ср-ва,формы,технологии)

Цельр.р. детей – обеспечить своевременное и полноценное р.р. каждого реб-ка, как ср-во общ-я и как ср-во познания. Задачир.р. – определены в примерных обр.пр-мах в ОО «Речевое развитие»,это разв-е общ-я дошк-в со взр-ми и св-ками; разв-е всех компонентов уст.речи;овлад-е литер-ми нормами языка. В ФГОС ДО задачи р.р. определены в 2-х направл-ях: соц-коммуника-ное и речевое.

Задачи р.р.д.: - выявл-е осн. зак-тей орг-ции пр-са овлад-я реч.деят-ю д.д.в. (осн.зак-ти определила Е.И. Тихеева), - Речь разв-я в тесной связи с сенсорным разв-ем реб,- Речь – это деят-ть, к-ая форм-ся только в практ. деят-ти и связана с разл-ми ее видами (игр, труд, позн-ислед.) Речь форм-ся в пр-се общ-я, -Опред-е факторов возд-е кот-ых затормаживает пр-с реч-го разв-я детей, - Опред-е усл-й, сод-я, методов, ср-в, форм, реч-го разв-я детей.

Сод-е работы по р.р. представлены след. разделами: - восп-е ЗКР -работа по форм-ю прав. произнш-я; по форм-ю интнц-ой вырз-ти речи; по разв-ю ум-й фонемного а-за и синтеза, как основы добукв-го периода обуч-я чтению. - лексич-е разв-е дошк-в: работа по форм-ю у дошк-в системы понятий, обобщ-й, форм-е семант-х полей. сод-е работы напр-но на разв-е словаря в колв-ном (наличие частей речи) и кач-ном (значение и смысл слова) отношении в соотв-и с возр-ми нормами. – форм-е ГСР, строится по 3 направл-м: морфология(наука об изм-и слов по грамм.категориям –род,число,падеж), синтаксис (наука о построении предложений – простое, сложное), словообраз-ие (накуа об образ-нии слов на базе других – суффик-ный, приставочно-суф, бессуф, сложение слов или основ) – связная речь (форм-е диалог и монолог. речи) в пр-се овладения монол. речью дети овладевают след. типами связ.высказ-й: описание, повеств-е, рассужд-е, контаминация. Технология- алгоритмизированная процедура гаран-щая достиж-е поставл-ой цели. Т. имеет опред.стр-ру и состоит из 3х комп-тов: 1)концептуальный (научное обосн-е прим-я Т., цель и задачи)2) Сод-е(опред-ся осн-е сод-е в рамках данной Т.) 3) Т. или опреационалбный(описывает послед-ть действий для релз-ции поставл-ой цели). В рамках Т. м. меняться только сод-е. Т. всегда д.б. апробированы, авторские. Н-р: Т. форм-я словаря в пр-се ознак-я детей с пр-тами созд-ми руками чел-ка (В.И. Логинова); Т. форм-я обобщений (на основе исслед-я Логиновой В.И., М.Кольцовой) Методические принципы: - общие исходные положения, руководствуясь которыми педагог выбирает средства обучения. 1) принц. взаимосвязи сенсорного, умств. и речев. раз-я дет., в основе лежат психолингвистические и физиологические механизмы (Р опирается на сенсор. представления, составляющие основу мыш-я и раз-ся в единстве с мыш-ем) 2) принц. раз-я языкового чутья - это неосознанное владение закономерностями языка.3) принц. взаимосвязи работы над различ. сторонами Р,РР как целостного образ-я 4) принц. обеспечения акт-ой реч-ой практики. Средства РР: общение взрослых и дет., культурная языковая среда, Р восп-я, обучение родной Р и языку на зан-ях, худ. лит-ра, различные виды иск-ва. 5. Коммуникативно деятельностного подхода к РР. Принц. основан на понимании Р как деят-ти. 6. Принц. обогащения мотивации реч. деят - ти Обучение-основное ср-во р.р. Виды занятий: по содер-ю (по обуч-ю расск-ю, по разв-ю диалог.речи, звуковые,словарные,комплексные,интегрир-е); по дид. целям (по форм-ю реч.умений, по закреп-ю умений, итоговые, промежуточные), по кол-ву участников (фронтальные,подгр-е, индивид-е) Методыр.р. –набл-я, рассм-е пр-тов окр.мира,картин,беседы,разговоры,р-зы пед-га,чтение лит-ры,просмотры спектаклей,реч.упр-я, дид.игры,сюж-рол.игры. Приемы:Речевой обр-ц (Прав-ная, заранее продуманная реч. деят-ть пед-га, предназначенная для подраж-я детьми); Повторное проговар-е (Преднамер-е многократное повтор-е одного и того же эл-та речи (слова, звука, фразы) с целью его запоминания); Объясн-е(Раскрытие сути некот-х явл-й или сп-бов действия); Указ-е(Разъясн-е сп-ба дейст-я для достиж-я опред-го рез-та);Оценка(Мотивированное суждение о реч-й деят-ти реб-а, характер-ее ее кач-во и направленное на ее корр-цию);Вопрос(Словесное обращ-е пед-га к реб-ку, треб-щее ответа).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 176.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...