Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общ-е с взр-ми и свер-ми как фактор овладения родным языком, его начение для речевого разв-я реб.




Общ-е - это д-ть предполаг-ая взаимод-е людей состоящая в обмене инф-ции мыслями, чувст-ми для согласования и объединения усилий с целью налаживания отношений для достижения общего резуль-та. Способность к подражанию явл. предпосылкой к форм-ю речи. Внутренние механизмы речи образуются у реб. под влиянием речи окружающих. В псих-ии подражания определяется как сознательное или безсозн-ое поведение чел-ка направл-ое на воспроизведение поступков и действий др. людей. Под влиянием речи взр-х у реб. форм-ся речевой слух, потреб-ть в общ-и, произношение звуков, правило их комбинирования в слоги, слова. Способность выделять в речевом потоке значимые единицы языка и правильно их комбинировать. Подражание звукам речи возникает во 2ом полугодии 1 г. жизни, особенно интенсивно проявляется на 2ом г. жизни реб. Это подражание бессознательное, интенсивное, но уже в этом возр-те реб. подражает речи только тех людей, с кот. у него установлен эмоц-ый контакт.

В раннем возр-те мож. выделить 2 вида подраж-ий:- непосредственное; - отсроченное.

В дошк. возр. подражание остается бессозн-ым. Реб. перенимает фонетические, лексические, грамматические и невербальные речевые формы от взрослых с кот. общается. Способностью и склонностью к подражанию обуславливается роль речевой среды в разв-ии речи реб.

Речевая среда – вербальное окружение реб. кот. складыв-ся стихийно или спец-но организ-ся.

Выд-ют: - естеств-ая реч-я среда – это среда складывающаяся стихийно, в кот. восп-ся реб, Она м.б. благопр-ой для реч-го разв-я реб, а следов-но, и для общего психич-го (в случае, если речь взрослых правильная, если они постоянно реагируют на его речь, в раннем возрасте поддерживают его попытки говорить, позже отвечают на его вопросы и т. д.) и неблагоприятной (когда общ-е с реб. огранич-ся только кормлением, когда с ним не говорят, т. е. не реагируют на его речь, а также если у окруж-их реб. людей плохая дикция, а то и явные дефекты — картавость, шепелявость и т. д.), - искусств-ая реч-я среда – речевая среда с нарочно установленным высоким развивающим потенциалом.

Общ-е рассм-ся с нескольких сторон как процесс взаимод-я людей, как информ-ый процесс, как ср-во и условие передачи соц-го опыта, как взаимно влияние людей др. на др., как процесс взаимопоним-я людей. В отеч-ой псих-ии общ-ие рассм-ся как самостоят-я д-ть и как часть любой совмест-й д-ти людей.

 

Формы и стили общ-я, их влияние на речевое разв-е детей.

Общ-е - это д-ть предполаг-ая взаимод-е людей состоящая в обмене инф-ции мыслями, чувст-ми для согласования и объединения усилий с целью налаживания отношений для достижения общего резуль-та.

Обмен информ-ей–это центральное содержание общ-ия. Цель общ-я: налаживание отношений, поэтому каждый участник общ-я выступает как S, на ответ кот. рассчитано воздействие партнера. В отеч-ой псих-ии общ-ие рассм-ся как самост-ая д-ть и как часть любой совместной д-ти людей. Z овладению д-ти общ-я детьми определила М.И. Лисина. Она определила понятие форма общ-я –это д-ть общ-я на определенном этапе ее разв-я, взятое во всей совокупности ее свойств и определяющ. по след. параметрам:

· время возникновения в онтогенезе

· место в общей системе жизнед-ти

· содержание потребности

· ведущий мотив

· основные ср-ва общения.

В общ-ии реб. со взр-ым Лисина выделила последов. появл. 4 формы общ-я:

· ситуативно-личностное (эмоц-но практич-ое), комплекс оживления

· ситуативно-деловое (ран. возр.) сотрудн-во со взрослым, бытовой словарь активно накапливается, накопл-е словаря из сущ.

· внеситуативно-позноват-е (кон. 4 нач. 5 года, возр-т почемучки) у реб. возник. новые задачи общ-я, рассвет диалога – реб. задает вопрос, очень важен для зорожд-я монолога, обеспеч. разв-е познав-ой д-ти, потребность в уважении взрослого, формир-ся прилаг, глагол, сохран. сред. и ст. д. в.

·  внеситуативно-личностное – познание правил и норм м/у людьми, рассвет монологической речи, словарь наполняется наречиями.

Лисина опред, особенности общен-я со сверстниками качественно отл. от общ-я со взрослыми:

· эмоц-но-практич-е общ-е (ран. возр. до 4х лет) всегда присутствует взрослый, реб. предпоч-ет общ-ся со взрослым, «возр. совместных шалостей» (подраж-е действий, эмоций), соучастие (дети рядом, но не вместе), мотив: личн-но деловые (реб. получает эмоц-ую разрядку). ср-ва: экспрессивно-мимические, в конце периода: общение (игра, предмет игры один, а детей много)

· ситуативно-деловое (5 г жизни и большая часть ст.д.в.) сверстник предпочтительней любого взрослого, зарож. сюж.-рол. игра, фрмир-ся первые соц. группы, начинает формир-ся самооценка, мотивы: начало ст.д.в. соперничество, потребность уважения сверстников.

· внеситуативно-деловое (конец дошк.возр.) совместная д-ть детей, появляется объяснительная речь, конец ст.д.в. рассвет монолога, сверстник источник познания, учиться отстаивать свою точку зрения, переход от эгоцентризма (одно мнение) к децентризму (со всех точек зрения).

 

 

Z овладения граммат-ой структурой родного языка.

Грамматика - это наука о строе языка, его Z и законах, кот. рассм-ся в 3 основных разделах: синтаксис, морфология и словообразование.

Синтаксис - наука о построение предложений.

Морфология – эта наука об изменении слов по граммат-им категориям (род, число, падеж).

Словообразование – эта наука об образовании слов на базе других.

Граммат-ий строй – это система взаимодействия слов между собой в

словосочетаниях и предложениях.

Освоение ребенком граммат-им строем языка имеет большое значение, т. к. только морфолог-ки и синтакс-ки оформленная речь м.б понятна собеседнику и служит средством общ-я со взрослыми и сверст-ми . Овладение граммат-ки правильной речью оказ-ет влияние на мышл-е реб. Он начинает мыслить более логично, последов-но, обобщать, правильно излагать свои мысли, что оказывает огромное влияние и на общее раз-е реб., обеспеч-я ему переход к изучению языка в школе.

Ушинский называл грамматику логикой языка, а главная Z овладения граммат-им строем речи это то что реб. в практике реч-го общ-я осваивает все граммат-ие категории.

Z овладения грамм. стоем речи изучены Гвоздевым, он выделил 3 этапа в освоении грамматики.

1 этап: сначала появл-ся аморфные слова – слова звукоподражания, слова, корни кот. употр-ся в разных ситуациях одинаково (би-би, киса), появляются однословные предл-я, затем появл-ся двухсложные предл-я синтаксически и грамматически не оформленные.

2 этап: реб. осваивает изменения слов по грамматич. категориям, все падежные формы, допускает ошибки в употреблении предлогов, осваивает простые и сложнопод-ые предлож-я, сложносочин-ые предлож-я употребляются безсоюзно в качестве нескольких простых.

3 этап: завершается процесс овладения граммат-ой, реб. правильно употребл-т род, число, падеж, согласует различные части речи, может допускать ошибки в согласовании числительных, в образов-и сравнительных степеней прилагат-ых овладевает простыми распростран. предлож-ми, сложносоч-ми, сложноподчин-ми, исаользует разнообразные связи м/у предлож-ми. Процесс овладения граммат-м строем речи на этапе дошк. детства завершается на 5 г. жизни.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 179.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...