Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методическое руководство работой по РР в ДОУ.




Ведущая зад. метод. раб.(МР)- оказание разным категориям дош. работ. метод. помощи, направ-ной на повыш. уровня реч. разв-я дет. Осн. напр. МР: созд. усл-й для РР, М помощь восп-лям, повышение квалиф-ции, изуч-е и распростр-ние передового опыта, пропаганда знан. по РР дет. среди родит., контр. за раб. При подг-ке к зан. следует рассмотреть разные ф. и специфику МР на уровне ДОУ, отделов УО, проследить их взаимосвязь. Для анализа и оценки состояния раб. по РР методисту любого ур. м. рекомендо-вать следующие вопросы: 1. Усл-я для РР дет.: 1.Гиг. усл., мед. данные о сост.органов Р и слуха дет.2.Языковая среда – культура Р взр-х в ДОУ. 3. Пед. каб., его раздел по МРР (библиотека, метод. нагл. пособия, ТСО, выставки, стенды…). 4. Оборуд-е пед. проц. в гр. 2. Планир-е раб. по РР. 1.Наличие планов. 2.Вып-ние всех разд. прогр. по РР (ознак. с окруж. и обогащ. словаря, восп-е ЗКР, формир-е грам. правильности Р, обуч-е разговорной Р и рассказ-ю, знак-во с ХЛ). 3. Планир-е зан.: прогр. содерж. и восп-е зад., их взаимосвязь; раскрытие методики провед-я зан.;учёт инд.особ.дет.; разнообразие зан., повторность и усложнение (прогр. мат-л и метод. приёмы); взаимосвязь м/у зан.; взаимосвязь зан. по родн. яз. с раб. по РР в различн. вид. деят-ти; осущ-ние зад. РР на зан. по др. разд. прогр.; руков-во РР дет. в различн.видах деят-ти. 4. Планир-е фронт. и инд.раб., реш-е задач реч. разв-я в игр. деят-ти. 3. РР и обуч-е родн. яз.(РЯ) 1) Обучение РЯ на зан. (на основе анализа просмотр-х зан.). Вопросы для анализа зан.: чёткость опред-я прогр. содерж. и реш-я восп-х задач; структура зан. (начало, ход, итог; приёмы обуч-я, активизация Р,мышл.,внимания дет.; применение эмоц-х приёмов обуч-я, их эфф-сть; использ-е нагл.; Р восп-ля, чёткость указаний и установление контакта с дет.; приёмы исправл. ошибок в Р дет.; Р дет. во время зан. (правильность, соотв-ие возр., содержат-ть, выразит-сть); инд. подход к дет.; общая оц. обуч-я РЯ на зан. 2) РР реб. и обуч-е РЯ в разл.видах деят-ти(на осн. наблюд.), рук-во РР в проц. общ-я: содерж., ф., хар-р общения, его влияние на РР дет; как осущ-ется раб. по РР в проц. наблюд. на прог.; руков-во РР в труд. деят-ти; литер. образ-е дошк-ков, уг. книги, раб. в нём; индив. раб. с дет. (по разделам, ее систематичность, усложнение, эффект-ть); орг-ция досуга дет. 4. Уровень РР дет. 1) Развитие словаря: Объём слов. запаса дет. по определ. темам (быт. словарь, природоведческий), соотв-вие словаря прогр.; умение дет. свободно пользоваться слов. запасом на зан. по РЯ; правильность и точность употребления слов, использ. образных выраж., фразеол. сочетаний; дет. словотворчество; затруднения в употр. слов; соотв-е слов. запаса возр. дет. 2) Восп-е ЗКР дет.: правильность звукопроиз-я, словопроиз-я, орфоэпическая прав-сть Р; дикция, выразит-ть Р; соотв-вие возр. 3)Формир-е грам. строя Р: навыки грам-ки прав. употребления слов(на зан. и вне зан.); грам. ошибки дет.; построение предлож., сочетание их в связ. Р. Ур. навыков правильного употребления грам. форм. 4)Ур. разв-я диал. Р: умение реб. слушать Р восп-ля и свер-ков, уч-вать в общем разговоре, употреблять ф. реч. этикета, культура повед-я во время разговора; исполь-е дет. различных ф. разгов. Р; соотв-ие высказ-ний дет. предъявляемым треб-ям (ум-е отвечать кратко, развёрнуто, общим словом,дополнять ответы свер-ков); ум. реб. находить поводы для общ-я; инициат-ть и адресность Р; тематика и содерж-е разговоров. Особ-ти Р восп-ля. 5)Навыки связн. монол. Р: владение нав. описат-ой Р, повеств-ния и Р-рассуждения. Провести выборочную проверку умен. дет., рассказывать об игр.,карт.,из опыта; составлять творч.расск.; передавать содерж. ЛП. Оценить дет. высказ-я с т.зр. их содерж-ти,структуры оформления, выраз-ти. 6)Знание дет. ХЛ по прогр.: Ум-я воспр-мать содерж. и худ. ф. ЛП, эмоц-но откликаться на него; различать жанры; знание и выразит. чт. стих.7)Ур. подг-ки дет.к обуч.грам.: ум-е проводить звук. ан. слов,слоговой ан. слов,словесного сост. предлож-я.

 

41. Подготовка дет. к обуч. грамоте в системе работы ДОУ по РР дет. , ее значение.

Исследования ученых позволяют установить оптимальные сроки для начала обучения грамоте. Подготовка детей к обучению грамоте должна начинаться в старшей группе детского сада, так как у пятилетнего ребенка особое «чутье» к языку.

      Введение ребенка в языковую действительность в момент, когда у него особенно обострено ЖЕЛАНИЕ, является наиболее эффективным средством для овладения этой действительность.

      Особый интерес современных детей к чтению и социальный заказ родителей обусловили изменение содержания занятий по подготовке детей к обучению грамоте в детском саду. Появились задачи, которые раньше не ставились перед детьми и педагогами дошкольных учреждений. К числу первостепенных задач относится обучение старших дошкольников чтению.

       Взрослым необходимо понимать, что чтение и письмо – сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического). Речевое и языковое развитие каждого ребенка должно плавно протекать в рамках его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей.

 

Для определения сущности подготовки к обуч-ю грамоте следует понять, каковы особ-ти письм. Речи и что главное в процессе овладения чтением и письмом. Чт. и письмо – виды речевой деят-ти, основа устной речи, т.е. общеречевое развитие дет. (разв-е связной Р, грам-ий строй Р, ЗКР). Показатели уровня сознания Р и гот-ти к обуч-ю грамоте:

- сосредоточение на вербальной задаче;

- проивольно и преднамеренно строить свои высказ-я;

- выбор подходящих языковых средств;

- оценка выполнения задачи.

Целенапр-я подгот-ка к обуч-ю грамоте повышает уровень и влияет на общее реч. разв-е, повышает реч. Культуру дет. Необх-мо в д/с развивать фонематич. слух (более высоких форм), т.е. производить анализ звук. стороны слова – это 1 из задач спец-ой подгот-ки к обуч-ю грамоте, т.к. это имеет большое знач-е для овлад-я навыками чтения и письма.

Дети с неразвитым фонематич. слухом испытывают трудности в усвоении букв, медл. читают, допускают ошибки при письме.

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

          Традиционное содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте включает в себя три направления:

развитие связной речи;

подготовка к обучению чтению;

подготовка к обучению письму: 1. Развитие руки 2. Подготовка техники письма

 

Поэтому старший дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению и письму.

 

Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух (он лежит в основе профилактики дисграфии и дискексии), четкая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание), знание зрительных образов звуков (букв) и умение соотносить звук с буквой; выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма (что особенно важно для овладения письмом) и прочее

АНАЛИЗ

1) От рождения до школы». под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой Васильевой 2014

Содержание образовательной области «Речевое развитие» (Коммуникация) направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

• развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

• развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи—диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

• практическое овладение воспитанниками нормами речи.

--ФГОС Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа В пособии, выпущенном к программе «От рождения до школы» и соответствующем ФГОС, представлена система работы по развитию речи у детей 3–4 лет. Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов.

 

2) Вариативные программы «Радуга» - выделяются общепринятые разделы(мат., изо и т. д.). Важно-создание развив. среды, большое место - диалог с восп-ем и детьми. «Развитие» - ориентирована на раз-е умственных спос-тей и творч-ва. Происходит в контексте ознакомления с худ. произведением. «Детство» - спец. разделы, посвященные задачам и содержанию PP. В конце разделов предлагается критерии оценки уровня PP. Анализ программ: «Прог. вос -я и обуч.»( Васильева) - треб. к речев. навыкам и умениям отражаются во всех разделах и главах программы. Прослеж. идея о единстве сенсорн.,умств, реч. раз - я. Сод -ие задач р.р. определ. возр. особенностями детей. Постепенное усложнение задач р.р. , закладываются основы того, что будет развито на послед. этапе., для раз -я дет. к школе. Особенность прог. - краткость изложения задач и требования. «РАДУГА» выделяются разделы по р.р.(з.к.р., слов. работа, грам.стр.речи, связ.речь.и т.д.) Важн. место отводиться созданию речевой среды, общению вос - ля с дет.и дет. др. с др. Достоинство программы - тщательно подобран лит - ый мат -л для чтения, рассказ., зауч. наизусть. « РАЗВИТИЕ» - ориентир. на разв. умст. и худ. способн. детей, через занятия по озн. с худ. лит - ой. Зан -я вкл. 3 осн. направления: 1. Озн. с худ. лит - ой(чтен., расск., импровизация. 2. Освоение средств худ. выразит.. 3. Расшир. кругозора., познав. способн. на основе озн. с худ. лит - ой. Прогр. предусматривает использ. разных видов моделей при пересказе. Достоинство программы -реализация идеи чувственного, умственного и р.р. детей. «Детство» -выделены разделы (Разв. речь, Реб. и книга), посвященные задачам и сод-ю р.р. детей. Достоинство - разработка критериев для оценки уровня реч. раз-я. В прог. четко выделены и содержательно определены реч. умения в раз. видах деят - ти. «Прогр. р.р. детей д.воз.в д/с» - Достоинство - глубокое обоснование , новизна в решении речев. задач и полное метод. обеспечение. Занятие построено по тематич. принципу, т.е. упр -я и высказывания начинают, продолжают и развивают одну тему.

 

Учебно – методический комплекс Колесникова Е. В.

1. Комплект методических пособий к программе «От звука к букве» для работы с детьми 3-7 лет:

- Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет – «ОТ А ДО Я».

- Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет - «Я НАЧИНАЮ ЧИТАТЬ».

2. Рабочие тетради для детей:

- «От А до Я»;

- «Я начинаю читать».

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 228.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...