Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Моделированое и оптмизация процесса речевого развития детей.




Оптимальный - наилучший, наиболее соответ-щий дан.условиям и задачам (Бабанский). Оптимизация – выбор наилучшего варианта реш-я любой задачи при дан.усл-ях (особ-ти д., уровни их подг-ки, оснащение пед.проц.) Вопросами оптим-ции занимались отечеств.дидакты Огородников, Занков, Бабанский, Поташник. Под оптим-ей процесса речевого разв- - научно-обосно-й выбор и реш-е наилучших для данных усл-й задач реч. разв-я посредствомс опред-я содер-я речевых форм, речевых умений, навыков и спос-тей, кот. д.б. сформ-ны у детей, или методов или форм об-я ее орг-ции родн.яз.

 

Выбор оптимального варианта реш-я задач реч.раз-я требует проблемно-поискового стиля пед. мышл-я. Поскольку опт-ция предполагает выбор из разл.возм-х вариантов того, кот.наиб. подходит для данных усл-й.

Условия выбора оптим-го реч.р-я: 1) Ур-нь реч.разв-я д. (зона актуального разв-я речи д. - ЗАР); 2) потенциал-й ур-нь, т.е. возм-ти к зоне ближ.р-я – ЗБР; 3) оснащ-е пед.проц.: наличие метод.пособиц, техн.ср-ва, финан.ср-ва; 4) подг-ка педагога, кот. препол-ет ЗУНы, необх-е для реш-я задач реч.р-я д. Критерии – т.е. показатели, кот. опред-ют явл-ся ли выбор реш-я зад.наилучшим для данных усл-й (внутр.и внеш.усл-я, оптим-ть затраты времени на об-е родн.яз., исключ-е перегрузок).

 

Способы оптимизации: 1) Выбор наиболее рацион. для данн.зан-я (либо др.ф.обуч-я) комплекса задач реч.р-я д.;

2) конкретизация задач применительно к д. дан.возр.гр. (обусловлена уровнем речев.подг-ки д. от потреб-ти р-ка, его заинтер-ти);

3) набор необх-го сод-я для реш-я задач реч.р-я и опр-ем глав.и существ-го в дан.сод-ии;

4) осущ-ем выбор рац-х м-дов реч.р-я , форм и ср-в р.р.;

5) опреративная коррекция;

6) анализ рез-в реч.р-я и затрат времени пед-га и реб-ка с т.зр. критериев оптимальности. При расхождении цели и результатов необходимо искать новые варианты для решения задач речевого развития.

Моделирование – это совместная деятельность воспитателя и детей по построению, выбору и конструированию моделей. Цель: обеспечить успешное освоение детьми об особенностях объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами, схематично изображёнными или изображёнными знаками. Именно наглядные модели наиболее применимы для занятий с детьми, потому что детям легче представить предмет, выявить отношения между предметами, их связями, видя их зрительно, и часто принимая участие в их создании.

Наиболее разнообразна и продуктивна работа с модельными схемами по развитию связной речи и творческому рассказыванию. СРЕДНЯЯ группа – разыгрывание литературных произведений с помощью наглядных моделей и предметов заместителей; использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь.

СТАРШАЯ, ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА. 1)Прослушивание произведения, отвечать на вопросы воспитателя. Заменить героя сказки на предмет - заместитель (например, дом заменить на квадрат). 2) Беседа по тексту, рассматривание иллюстраций. Предложить помочь найти модельную схему и показать как можно последовательно составить рассказ. 3) Затем ребёнок сам старается последовательно выбирать нужные элементы и расположить в единую модельную цепь. 4) Самостоятельный выбор ребёнком тех моделей, которые необходимы для перессказывания литературных произведений. ТРЕБОВАНИЯ К МОДЕЛЯМ: модель должна отображать обобщённый образ предмета; раскрывать существенное в объекте; замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП: самостоятельное изображение модели на бумаге по данному произведению. Например, читая литературный текст, дети самостоятельно создают элементы модельной схемы к произведению.

«Карты-схемы В.Я. Проппа»

Разобраться в пестром чудесном мире волшебной сказки ребенку поможет типология сказочных персонажей, созданная В.Я. Проппом. Как известно, ученый выделил семь типов действующих лиц по их функциям: вредитель (антагонист), даритель, чудесный помощник, похищенный герой (искомый предмет), отправитель, герой, ложный герой. Со всеми этими персонажами старший дошкольник встречается в сказке, поэтому необходимо знать их особенности.

Представленные в схемах функции являются обобщенными действиями, понятиями. Используются для глубокого анализа сказочных повествований, восприятия традиционных способов построения сказки и организации сюжета в ней, тем самым способствуют развитию творческого, креативного мышления.

 Результаты последних психолого-педагогических исследований показали, что дошкольнику полезнее предлагать не только иллюстрацию, но также необходимо показывать различные направления: абстрактные, комичные, схематичные, реалистические и т.д. Весь этот материал оказывает значительную помощь в развитии словесного творчества детей, т.к. наглядность и четкость их исполнения позволяет удерживать в памяти большое количество информации и гибче моделировать сюжет. Это позволяет в дальнейшем автору сказки при сочинении собственного повествования абстрагироваться от конкретного поступка, героя, ситуации. 

 

 

38. Планирование работы по разв. речи детей, как способ оптимизации процесса реч. раз-я.

Оптимизация (Бабанский) - это выбор наилучшего варианта решения любой задачи при данных условиях. Осн. способом оптимизации и явл. планирование работы по раз-ю речи. Научность планирования - обеспечивается за счет анализа результатов работы по раз-ю речи. Анализ предполагает диагностическую основу. Диагностика включает в себя выявление проблемы в речевом разв-и на основе соответствия наличного уровня раз-я речи и требованиям программы. Анализ также предполагает изучение оснащения пед. процесса. Планирование - есть проектирование становления и раз-я речи каждого реб.. , прогнозирование динамики пед. воздействия на речь реб. и его результативность. Планиров. раб по р.р.:1. Наличие планов и их оформление.». Выполнение всех разделов программы ( озн. с окр, ,вос - ие з.к.р., обуч. рассказ., знак - во с худ. лит - ой.3. Планирование занятий:прогр. сод - ие и воспит. задачи;раскрытие методики проведения; учет инд. особ. дет.; разнообр. зан - ий, взаимосвязь между занятиями, взаимосвязь зан. по род. яз.с работой по род. яз. в др. видах деят - ти; осущ. задач р.р. на занятиях по др. разделам программы; рук - во р.р.в различных видах деятельности.Решение задач р.р. в игровой деятельности. Требования к планированию работы в ДОУ различ. типов: I) реализация всех задач во взаимосвязи. В плане должны быть отражены все разделы программы реч. раз-я. Работа должна планироваться таким образом, чтобы результаты усвоения языка как системы, использовались детьми в конечном итоге в форме связных высказываний 2) деятельностный подход, когда работа должна осуществляться в процессе общения воспит-ля с детьми во всех видах деятельности. Обучение на эан-ях должно быть связано с самост-ой деятель-ю дет. 3) последовательное нарастание требований к речи дет., усложнение содержания методов и приемов по мере продвижения дет. в усвоении материала 4) индивидуальный подход - учитывать возраст. особ. детей. Показатели и индивидуальное раз-е реб. 5) учет конкретных условий: особенностей реч. окружения реб., условия ДОУ, национальные традиции 6) систематическое педагогическое воздействие.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 173.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...