Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Знач-е, задачи и сод-е диагностики реч.разв-я.




Диаг-ка реч. деят-ти - это область спец. зан-й, связанных с разраб-й теории, методологии и методик для точной оценки ими разл-х сторон речи р-ка или группы д-й.Ц.: получ-е достов-й инф-ции о сост-ии развит-ти речи. Зад.: диаг-ка позволя-ет опр-ть динамику р/р в теч-е опр-го време-ни, что показ-ет эффек-ть пед.возд-й на процесс реч.р-я. Знач-е: *дает общую картину (учитывая то, что речь опосредует др.псих. проц-сы, изуч-е ур-ня овлад-я д-ми род. яз. позволяет пол-ть данные не только об их реч. особ-ях, но и псих. раз-и в целом).; *опр-ть ур-нь реч.р-я; *выводы об эфф-ти пед.возд-й; *осущ-е диффер-го подхода* Сод-е: для поним-я сущности реч.диаг-ки необ-мо рассм-ть сод-е, способы устной речи и опр-ть те компоненты, кот.явл-ся важным объектом ее изуч-я.

Речевое раз-е – умение понимать и польз-ся языком.

Разв-е словаря: *колич-й рост словаря; *качест-й: - поним-е знач-я слова, - степень обобщ-ти слова, - овлад-е многознач-тью сл., - овлад-е лексич-ми ср-ми выраз-ти (сравн-ми, эпитетами).

Разв-е граммат-го строя речи: 1) морфоло-гия: иссл-ем ум-е изм-ть слова в роде, числе, падеже + употр-ть прав-но формы всех частей речи в завис-ти от целей высказ-я; 2) словообразов-е: проверяем суффиксальный, прификсальный, смешанный; 3) синтакс-кий ур-нь овлад-я простыми и сложными синтакс-ми конструкциями.

Разв-е ЗКР: 1) р-е прав-го произ-я, 2) р-е фонем-го слуха, 3) дикцию, 4) овлад-е ср-ми звук-й выраз-ти речи.

Разв-е связной речи: *Ур-нь разв-я монолог-й речи, *Ур-нь разв-я диалог-й речи } вклю-чает культуру реч.раз-я. + след. задачи: - выявить ур-нь реч.р.детей, - устан-е тех реальных изм-й в речи д., кот.произошли под влиянием оррганиз-х уч.-восп. воздей-ствий, - опр-ть перспек-вы реч.р.д., - радел-е обследуемых на гр. или подгр. с целью диффер-го подхода, - выявл-е д., имеющих откл-я в речи (след-но, корр.работа).Сод-е: 2 подхода: I) Мет-ка Яшиной - комплекс зад-й для выяв-я ур-ня раз-я разл-х сторон (лексики, грамм-ки. фонетики, связная речь). Ур-ни раз-я отд-х сторон речи сум-мир-ся и дел-ся вывод об общем уровне РР реб., 2) методика Даскаловой – предл-ла комплексные тестовые м-ды диаг-ки реч-го раз-я. 1 подход вкл-ет в себя набл-е, пересказ лит. текста, зад-я на выявл-е ур-ня раз-я словаря. Обследов-е направ-но на выявл-е у детей сформиров-ти ГСР, словарного запаса и звукопроизнош-я;(обслед-е произношения звуков, слоговой структуры слов и уровня фонематического восприятия) .Планируя обследование, должен четко предст-ть, что ему при этом надо выявить в реч.разв-и, знать, как проводить обслед-е, какой мат-л использ-ть, как оформить рез-ты и какие сделать выводы. Учитывая психоло-кие особ-ти д.д.в., обслед-е реб-ка целесообразно проводить в неск-ко приемов, с использ-ием спец-го красочного нагляд-го мат-ла. В одном виде деят-ти за короткое время можно выявить различные ум-я и навыки и при этом заполнить неск-ко пунктов реч. карты. Н-р, предлагая рас-ть сказку, педагог фиксирует звукопроизношение, дикцию, ум-е польз-ся голосовым апп-том, отмечает, какие предл-я использует реб-к.Все данные, полученные в резу-те обслед-я, анализир-ся, обобщ-ся и вносятся в соответ-щие графы реч. карты. Для удобства и экономии времени реком-ся оформлять на каждого реб-ка, совмещенную с протоколом, представляющим собою таблицы, в которых выставл-ся отметки (+, - и др.). Обслед-е проводится инд-но, можно также обследовать одноврем-но и 2-3 детей.

 

 

Методы обсл-я реч. разв-я детей д/в.

Диагностика реч. разв. дет. - это область спец. знаний, связанных с разраб. теорий, методик для точной оценки разл. сторон речи ребенка или группы детей, а также и общего уровня развития с целью получения достоверной информации об уровне развития детей. Методы обследования проводятся в нач.и конце уч. года, в середине года контрольный срез. Методы обследования:1) наблюдение за свободным общением (изучение уровня реч коммуникации) 2) пересказ лит. текста (изучение связной речи) 3) игры в слова для изучения словаря детей, в частности подбора определений к сушествительному 4) задания с нагл.метер-ом, как реб. может образовывать формы имен сущ-х, обознач-их детенышей животных. 5) тесты 6) анализ продуктов реч. деятельности 7) эксперимент.

Задачи РР: 1)раз-е словаря - освоение значений слов и их уместное употребление 2) воспитание ЗКР 3) формир-е грам. строя речи 4) раз-е связной речи 5) формир-е элементарного осознания явлений языка в речи - подготовка к грамоте 6) ознакомление с худ. лит-ой

Выделяют 2 осн. напр-я для опред-я устно-письменной речи.

1) когда детям предл-ся комплекс заданий для выявл-я отдел-х сторон речи (лексика, фонетика, грамм-ка, связная речь), выявл-ем уровень усвоения, делаем выводы на основе суммирования отдельных сторон речи, вывод об общем уровне речевого разв-я детей (мет-ка Яшиной). 2) спец-но созданные комплексные тестовые м-ды диаг-ки реч.р-я детей (мет-ка Даскаловой).

Мет-ка Яшиной – набл-ем за повсед. общ-ем д., пересказ лит-го текста (зад-е на самост-е придум-е рассказа), уровень разв-я словаря, грамм-ю, звуковую стороны речи.

1) изучаем уровень сформ-ти навыков и ум-й диалог-й речи; 2) ур-нь разв-я связ-й речи (монолог.речи); 3) словарь детей, ур-нь усвоения; 4) грамм-я сторона речи, ее изуч-я; 5) сост-е звук. стороны речи; 6) Ур-нь практ-го осознания элем-в языка.

Все фиксируется в таблице, баллы и уровни.

Мет-ка Даскаловой – состоит из 12 тестов. Эта мет-ка - комплексная тестовая диаг-ка, рез-ты подсч-ся по формуле, составл-ся колич-я и качест-я оценка реч.разв-я. Как методы отд-но выделяют: д/и, упр-я словарно-логические и лексические, нагл.пос-я, техн-е ср-ва.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 161.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...