Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сод-е и мет-ка cлов-й работы в проц-се обучения отгадыванию.




 Заг-ка - краткое опис-е пред-та или явл-я, часто в поэт-й форме, заключ-е в себе замысловатую задачу в виде явного или предпол-го ?.

 Виды загадок: 1) описательные – стр-ся на перечисл-ии приз-в пред-та (всегда во рту, а не проглотишь), 2) метаф-кие – р-к д. пон-ть скрытый смысл метафоры, сопоставить пред-ты и явл-я, увидеть черты сход-ва, выделить их.

 Знач-е загадок: 1)разв-ет мышл-е, быстроту реакции, умств. акт-ть, инт-с к миру, 2) спос-ет акт-му разв-ю речи.

Работа по обуч-ю детей отгад-ю заг-к стр-ся в 2 этапа:1) подгот. – цель: подг-ть р-ка к воспр-ю смысл-й и образной сторон заг-к. М-ды: а) для воспр-я смысл-й стороны заг-к (набл-е, экск-я, опыты, рассм-е, обслед-е), б) для воспр-я образной стороны заг-к (чт-е худ. лит-ры, расск-ние, рассм-ние картин, д/и). Т.О. в рез-те предвар-й работы у детей д.б. сформ-н чувственный опыт, закрепл-й в словаре; 2) основной – цель: научить рацион-м способам отгад-ть заг-ки. Сп-бы были предл-ны Илларионовой (алгоритм): I) выделить признаки неизв-го объекта (анализ), 2) сопоставить и объединить все признаки, связи (синтез), 3) вывод. Т.О., работа по обуч-ю д. отгад-ю заг-к предпол-ет планир-е конечной цели всей системы. В проц-се работы необх-мо: раб-ть над словом - понятием, над образными сред-ми выраз-ти, обуч-е д. рацион-м сп-м отгад-я.

 

 

21. Задачи, содержание и пути форм-я грам. правильной речи, у дет. дош. возр..Грам. строй речи усваив. реб. путем подражания и в процессе разнообр. речевой практики реб. замечает постоянное значение граммат. морфен. Уже к 3 годам реб. использ. грам. категории как род, число, время, лицо, употреб. в речи сложные и простые предложения. Число грам. ошибок возр. на 5 - ом году жизни, т.к. реб. начинает много говорить, но не успевает запомнить. Растет его активный словарь, расшир. сфера общения, реб. употребл. распространенные предложения, но не всегда успевает запомнить слова. Лишь к 8 - годам реб. начинает грам. прав. употр. слова. Осн. направления по формир. грам. прав. строя речи:1. Предупр. появл. грам. ошибок, особенно в морфол. и словообразовании.2 Эффективно исправлять ошибки существ. в речи. 3. Развивать чуткость и интерес к своей речи. 4.Содействовать грам. правильности речи окружающих взр.. В МРР на период дошк. детства ставятся 2 осн. задачи: I) Предупреждение появления в речи детей грам. ошибок 2) Воспитание интереса и чуткости к своей речи и речи других людей. На каждом возрастном этапе эти задачи конкретизируются исходя из закономерностей развития детей и закономерностей усвоения грам. строя речи. Задачи воспитателя: I) способствовать освоению структуры разных типов предложений 2) способствовать освоению окончаний суш-х, прилаг, глаголов в зависимости от рода, числа, падежа, времени. 3) упражнять детей в правильном использовании освоенных грамматических форм, знакомить со сложными формами русской грамматики 4) обучать способам словообразования. Учить различать окончания и суффиксы. Осн. положения, на кот. базируется методика формирования грам. строя речи: Грамматич. формы реб. осваивает в процессе познания окружающей действительности и общения, следовательно все формы работы и занятия с детьми связаны с усвоением грам. строя речи 2) источником усвоения грамматики является практика речевого общения 3} проведение спец. занятий имеет целью - обучать детей сложным формам грамматики.

 

 

22. Содержание работы по форм-ю морфол. системы родного языка.

 

Грамматика – наука о строен. языка, его законах и зак-тях, кот. рассм. в 3-х основ. разд-х: синтаксис, морфология и словообразов. Морфология изучает грамматические свой -ва слова, его формы, синтаксис - словосочетания, предложения. Морфолог. и синтаксич. сторона речи развивается одновременно. Но синтаксич. ошибки устойчивее и сохраняются к моменту школы.
Мл возр - к 3 годам дети овладевают типичными окончаниями грамматич. категорий (падеж, род, число, время), но не усваивают всего разнообразия. Осн. содержание работы: обучение изменению слов по падежам, согласованию суш-х и прил-х в роде, числе, падеже, употребление предлогов (в, на, за., над). Зан-я проводятся в виде игр с игрушками. Тихеева считала, что для формир-я морф. стороны речи подходят д/ и номенклатурного хар-ра, в кот. называются предметы, свойства, их качества, расположение. Особенности: сложные грамм. формы образует восп-ль. Идет от слож. формы к легкой (образуют дети) от мн:ч и ед.ч. Ср. гр. — на 5 году жизни множество морфол. ошибок, но раз-е монологич. речи, обучение детей рассказыванию. В методике особой разницы нет, только в ср.гр. вместо игрушек- картины и игрушки. Содержание и методика усложняется. В играх не I, а несколько ситуаций. Повышаются требования к детям. Ст. возр. - завершается усвоение системы языка; Нетипичные формы вызывают затруднения. В этом возр. продолжают обучать тем формам, кот. вызывают у них затруднения: согласованию суш-х с прил-м и числит-м (третий: ряд), употреблению местоимений ИХ, К НИМ и согласованию их с числительными. В методике переход к жизненной, ситуации. Используется образец грамм. формы- м.б. речь самих детей.

 

 

23. Сод-е работы по форм-ю синтаксич. системы языка.

Грамматика - во - первых - грамматич. строй языка, во - вторых, наука о языке, его законах и закономерностях, это свод правил от изменения слов, словообразований и формировании слов в предложения. Освоение грам. строя речи тренирует умств. способности реб. При формир. грам. правильной речи следует различать работу над ее морфологической и синтаксической стороной. Морфология изучает грамматические свой-ва слова, его формы, синтаксис - словосочетания, предложения. Морфолог. и синтаксич. Сторона речи развивается одновременно. Но синтаксич. ошибки устойчивее и сохраняются к моменту школы.

Мл. гр: - задача - формир-е навыков предложений и умения соединять их в связное высказывание: I) реб. учится односложно отвечать на вопросы 2) работа над распространенным предложением за счет однород. членов, в игр. форме. Продуктивен прием - создание коммуникативной ситуации, в кот. встречаются игр. персонажи и ведут диалог. Ср. гр. - форм-е связано со становлением связной речи, с монологич. форме. В содержание обучения входит:1)закрепление умений правильно строить предл., согласовать слова и предлоги 2) продолжается работа по распространению предл. 3) использование глаголов 4) построение слож. предл с помощью союзов сочинит-х и подчин-х. Вводить в речь союзы путем упр-й, в кот. требуется отвечать на вопросы целым предл. Ст. гр. — 1} продолжается работа с предл. 2) особое внимание - умение употреблять слова в предл. 3) пользование прям. и косв. речью 4) дать представление о структуре предл. 5) вводить язык, средства для соединения структурных частей предл. Использовать игры, худ. тексты.

Содержание образоват-о материала: ответы на вопросы с прав. употребл. предлогов; со ср. гр. вводить «ситуацию письм. речи» Тихеевой (реб диктует, а взр. записывает); задание «Дополнить сложные предметы»; упр-я по составлению слож. предл. путем добавления придаточ. предл.; упр-е на построение предл. с гл. со слаг, наклонения

 

24. Форм-е способов словообразования (СЛО). Морфология изучает грамматические свой-ва слова, его формы, синтаксис - словосочетания, предложения. В рус. яз. совр. способом словообразования явл. способ сочетания родных по значению морфем ( приставка, суффикс, корень, окончание). Новые слова создаются на базе имеющегося в языке строит. Мат - ла ( под - берез - ов - ик, ракет - чик) Реб. овладевает прежде всего словообразовательными моделями и смыслом значимых частей слова ( приставка, суффикс, корень, окончание). На основе практ-го сопоставления слова с др. словами происходит выделение значения каждой его части. Процесс словообр. Имеет общую со словоизменением основу - образование динамического стереотипа. Для СЛО важно, чтобы дети хорошо понимали услышанное. Уже в 2 г. малыши образ. свои слова, кот. явл. искаженным воспроизведением слов, услышанных от взрослых («акини» - картинки). В ср. воз. наблюдается рост интереса к слову, его звучанию, создание собственных слов - словотворчество: «вертоплан» ( вертолет), «насупился» (наелся супа), «рогаются» ( бодаются). Новые слова появл. в связи с растущей потребностью в общении. Темп накопления словаря недостаточно высок, а потребность рассказать что-то растет, поэтому дети образуют новое, пользуясь своими грамматич. Наблюдениями («Ты будешь принимать в игру, будешь приниматель). Обратить вним. дет на образование слов с помощью суффиксов: мл. возр. I ) сущ. с суфф. - детеныши жив-ых, посуды 2) некот-е способы образования глаголов с помощью приставки а) образ-е гл-в от звукоподражающих слов б) обр-е гл-в при помощи приставок. Ср. воз. I) продол-ся работа по обуч-ю разными способами образовывать слова в игр. форме и с помощью упр-й как у малышей, только методика провед-я игр усложняется 2) занятия по формир-ю навыков образования названий посуды с суффиксами -ниц. -онк, -ник 3) образование различных форм глаголов, спряжение глаголов по лицам и числам 4) образование звукоподражающих глаголов 5) способ отыменного образ-я глаголов (мыло-мылит) Ст. возр. - задача - образование названий профессий от различных частей речи с суф-ми. приставками и др. средствами. Реб учится вычленять части слова, осмысливать их, оперировать ими. Игры: «Знаешь ли ты профессии:» (часы - часовщик) «Кто он такой?» (образ-е сущ-х от глаголов: работает -работник) «И я тоже» (образ-е суш-х жен.р. от суффиксов: летчик - летчица) подбирать однокоренные слова: береза, подберезовик. Задача -обучение разным способам образовать сравнительную степень сравнения прилагательных. К концу дош. возр. реб. овладевает механизмом словообразования как автоматизированным действием. Желательны спец. упр -я в словообразовании, которые формируют чувство языка и способствуют запоминанию нормативов.

 

 

25. Понятие «ЗКР». Задачи и содержание работы по воспитанию з.к.р. ЗКР - понятие широкое, по определению Соловьевой вкл. в себя след. компоненты: 1) фонематический - умение четко и правильно произносить все звуки 2) орфоэпические - вкл. все виды ударений и лит - ые нормы языка 3) выразительность речи - интонационная выраз - ть и мелодико ритмическую выраз -ть.4) четкая дикция 5) культура речевого общения. ЗКР - это умение пользоваться лингвистическими единицами языка и просатическими единицами (ударение в словах, интонация, темп, ритм).В з.к.яз. выдел.2 раздела: I) культура речи произношения 2) речевой слух. В соответствии с разделами в ДОУ 2 направления работы: I) раз-е реч. аппарата (артик. аппарат, голосового, речев. дыхания) и на основе этого формир-е правильного произношения звуков 2) раз-е восприятия речи (слух. внимания, реч. слуха). Осн. компонентами которого явл. - фонем. слух, звуковысотный, ритмический. В дош-ом возрасте осн. значение имеет усвоение линейных единиц языка (звук, слог, слово, словосоч-е., фраза, предл-е). Значение ЗКР в том, что уровень овладения звуковой системой языка отражается на качестве обшения реб. Задачи ЗКР: 1.раз-е речевого слуха.2. раз-е артикуляционного аппарата.3. формир-е правильности произношения. 4. формир-е фонемптич-о анализа и синтеза, формир-е интонац - ой выразительности речи. Содержание работы: В млад, возр. -воспитание правильной артикуляции и внятного произношения гл. и согл звуков, особенно свистящих зв., раз-е реч. дыхания, раз-е слух внимания, фонематического слуха маторики реч. аппарата, общ. и мелк. Маторики. Осущ. подгот. В произнош. шипящих звуков . На 5-м году жизни происходит становление всех звуков. В старт, возр,- продолжается раз-е реч слуха и всех видов моторики, работа над дикцией. На 6-м году жизни - работа артикуляции звуков и раз-е фонем, восприятия речи. На 7-м году жизни - обучение фонематическому анализу слов, работа над орфоэпич. правильной речью.

 

 

26. Принципы построения системы работы по восп-ю ЗКР.

Формы раб ЗКР - это умение пользоваться лингвистическими единицами языка Понятие широкое и включает в себя: фонематическую правильность речи (умение правильно произносить все знуки). орфоэпическую (постановка ударения), выразительность речи (сила голоса, темп, паузы...). четкая дикция, культура речевого обшения. Разделы ЗКР: культура рсчепризношения и речевой слух. Работа в ДОУ в 2 направлениях: раз-е речедвнгательного аппарата и раз-е восприятия речи.Для дошк-в в первую очередь особое значение имеет усвоение линейных звуковых единиц (звук, слово, фраза...) Другие надлинейные звуковые единицы -ударение, элементы интонации (тембр, темп, сила голоса). Формы ряботы: I обучение на занятиях (гл ро.чь) - показ образца произношения - активные упр-я детей. 'Это заня-я комплексные, а не инднвнд-ые. своевременное начатое обучение. I -2 раза в месяц отдельные упр-я включаются в другие зан-я по раз-ю речи, музык-ые.подвижные игры. Этапы обучения правильному произношению: Опол.гот. -подготовка реч. аппарата к овладению зв. речью. 2) становление звуков речи или постановка звука. 3) закрепление и автоматизация звуков. Затормаживание старых неправильных стереотипов с выработка новых 4) этап дифференциации смешиваемых звуков.

 

27. Содержание раб по формир. прав. произношения. З.К.Р. - это умение пользоваться лингвистическими и простатическими( удар. в словах, интонация, темп, ритм) единицами языка. З.К.Р. вкл. воспит. чист. произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии рус. яз., хорошей дикцией, выразит. дет. речи. Дош. возр. явл. благопр. для формиров. прав. произношения всех звуков родного языка. В д/с работа д. б. завершена. Для четкого произн. зв. необходима хор. артикуляция, разв. речев. дыхания, реч. слуха, умение владеть своим голосом. Зад. воспит. - развить у дет. подвижность языка, губ, регуляцию движений нижн. челюсти. Особенность этой работы в многократном повторении одного и того же звука. Поэтому воспит. должен обеспечить интерес к зан., разнообразя приемы и материал, стремиться к речевой активности детей, к живому темпу и высокой плотности занятия. Формир. звукопроизношения осущ. в три этапа:1.Подготовительный(подгот. артикуляц. аппарата)- в мл.возр., может осуществляться на еж. утр. гимн, в виде коротк. упр. на любых занятиях и в рамках однотемного зан. по З.К.Р. Необход. системат. упражнять органы артик.( игр. на звукоподраж., дыхание, слуха «Угадай кто позвал», «Эхо», упр. на разв. голосов аппарата, интонац. выразит. речи).В инд. раб. использ. артик. гимнастика. 2.Постановка звука, осущ. в мл,ср. возр.- осущ. уточнение артик. уклада изучаемого звука( ов). Постановка звуков начинается с легких по артикуляции и кончается более трудными, последовательность их их сохраняется для фронтальн. и инд. работы. Использ скорогов., потешки. 3. Автоматизация зв. осущ. в ср., ст.возр.- звук дается в разн. звукосочетаниях, в нач. слова, в середине, в конце. В нач. создаются облегченные условия для произношения, затем они усложняются (Сочетание нового мат- ла со старым, контроль за речью, произносить 10 - 20 раз нов. зв., вос -ль напоминает показ артикул. зв.). Строится по следующей схеме: изолиров. произнесение звука - в открытом слоге - в закрытом слоге - в слове - во фразе - в предложении - в тексте. Использ. проговаривание слогов, звукоподражаний с изменением силы, высоты голоса и темпа речи. 4.Дифференсация звуков, осущ. в ст.возр. - подводится итог. Используют сравнение, чем отличается один зв. от другого.

СТРУКТУРА

Работа начинается, когда оба смешиваемых зв. правильно произнесены и все же употребляется не всегда верно и один звук подменяется другим.

Структура занятия должна быть четкой. В ней обычно выделяют три части – вводную, основную и заключительную. Во вводной части устанавливаются связи с прошлым опытом, сообщается цель занятия, создаются соответствующие мотивы предстоящей деятельности с учетом возраста.

Например, занятие по обучению правильному произношению звука ш может включать: а) показ и объяснение артикуляции, б) упражнение в произношении изолированного звука, в) упражнение в связной речи – пересказ текста с часто встречающимся звуком ш, г) повторение потешки – упражнение на отработку дикции.. Игра “Цветик – семицветик”.

Подарите Гному Шуше в подарок цветик – семицветик. Но сначала нужно его собрать и назвать картинки на лепестках.

 

Дети собирают цветик-семицветик, называют картинки на лепестках.

Дети рассматривают все лепестки и отвечают на вопросы:

Что надевают на голову? (шапку)

Что накачивают у машины? (шины)

Что режет хлеб и мясо? (нож)

Кто боится кошки? (мышь)

Кто скачет и цокает? (лошадь)

Что кладут под голову? (подушку)

Что носят зимой? (шубу, шарф)

Дети называют предмет по действию, рассказывают, кто что делает, кто шумит, шагает, шуршит, кушает, дышит, лежит, висит.

 

 

28 .Методика проведения артик. гимн. в разн. возр. гр.

АГ наз-ют работу по разв-ю основных движ-й органов артик-ции. Цель– отработка правильных движ-й и опред-ных положений органов артик-ции, необх-мых для произнесения правильного звука. Традиц-но упр-я объедин-тся в комплексы. Каждый комплекс направлен на подготовку органов артик-ции к произнесению определ-го звука. Благодаря подвижности артик. ап-та реб-к прав-но произносит различные звуки изолированно и в речи. Развитие реч. движ. происходит в реч. деят - ти постепенно. При подборе упр - ий необ. предусматривать те движ -я и положения органов а/а , в результате которых образуется звук , составляющий систему данного языка. Самым подвижным органом явл. язык (передняя часть яз., кончик языка, средн., зад., боковые края), губы, нижн. челюсть, мягкое небо, следовательно, при образовании различн звуков. Четкого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, если органы а/а будут достаточно подвижными, а работа их - координирована. В соответствии с возрастом строится система звуковых упражнений, когда ребенку доступна та или иная артикуляция.

Методика проведения АГ: Проводится ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше её делать перед завтраком в течении 3 – 5 минут. Не следует предлагать детям более 2 – 3 упражнений. При отборе матла для АГ собл-ся опред-я послед-ность, надо идти от прост. упр-ий к более сложным. Пров-ся упраж-я эмоц-но, в игровой форме. Упраж-я выполняются сидя перед зеркалом, дети должны видеть лицо педагога и своё лицо. Из выполняемых упраж-ий, новым может быть только одно, остальные даются для повторения и закрепления. -

Во всех возрастных группах могут быть использованы одни и те же комплексы, но требования к проведению АГ и к выполнению упр-й детьми на каждом возрастном этапе будут различными. Начиная с 3 лет у детей тренируют основные движ-я языка, губ, нижней челюсти. С детьми 2 мл. гр. упр-я проводят в игровой форме. Объем треб-й к вып-ю движений невелик. Надо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых трудно будет в дальнейшем развивать и совершенствовать движения артикуляционного аппарата.
Детям рассказывают, что в речи принимают участие рот, губы, зубы, язык, кончик языка. Знакомят со след. движениями органов артик-го ап-та: губы умеют улыбаться, обнажая зубы; вытягиваться вперед трубочкой; нижняя челюсть опускается и поднимается, открывая и закрывая рот; язык поднимается вверх, опускается вниз, умеет двигаться в стороны, к углам рта, вперед и назад.В ср.гр. для АГ испз-ся игровые приемы. На основе приобретенных детьми простейших навыков движ-я органов артик-го ап-та постепенно развив-ся, совершенст-ся. Соответственно повышаются треб-я и к выполнению АГ.
Уточняют предыдущие знания и вводят новые понятия: верхняя губа — нижняя губа, верхние зубы — нижние зубы, бугорки за верхними зубами. Уточняют движения губ, языка и учат делать язык одновременно широким и тонким. В ст. гр.уже следят за плавностью, легкостью, четкостью выполнения движения, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы артик-го ап-та с одного движения и положения на другое. Следят за точностью и устойчивостью конечного результата: полученное положение органа артик-го ап-та должно удерживаться некоторое время без изменений. Движ-я становятся легкими, правильными, привычными, поэтому их можно проводить в любом темпе. Закрепляют все, что дети узнали об органах артик-го ап-та и их движениях в предыдущих гр-пах. Дают понятие о спинке языка и учат делать язык то широким, то узким.В подг. к школе гр. (да и во 2 половине года в ст. гр., когда у детей уже сформировано правильное звукопроизношение) для АГ берут упр-я на диффер-цию различных звуков (с учетом последовательности развития ее у детей).

 

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ:

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Показывает его выполнение.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 160.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...