Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Закономерности овладении фонетич. системой род. яз.
Основной законом-ю овладения зв. строем языка является то, что реб. овладевает звуковыми единицами яз. опирается на речевой слух, который предполагает способность слышать и дифференцировать звуки родного яз. Деятельность звукового анализатора формируется очень рано, т.о. реб. рано осваивает звуковую сторону речи.
Закономерности освоения фонематической системы родного языка представлены в работах Максакова, Кварцева, Гвоздева, Эльконина, Левиной. Способность к восприятию зв.речи проявляется у детей чрезвычайно рано. восприятие звуков выделяют два вида звука: - Фонетический (различие звуков окруж-ей действительности) - Фонематический (различение звуков речи) Для освоения речевой деят-ти работа ведется по развитию фонетического и фонематического звука, кот. выделяется как речевой звук. Левина выделила 5 этапов в освоении фонематической системы родного языка: 1. до фонемный. Восприятие речи осуществляется на основе мелодико - ритмической структуры. реб. не дифференцируют фонемы родного языка. 2. фонемный. выступает тогда, когда ребенок использует звуки как ср-во общения. хар-ся дифференциацией далеких фонем. (глас. и согл) 3. реб. осваивает и дифференцирует согл.звук внутри групп шипящие, свистящие, соноры-афикаты. (к,х) восприятие недостаточно дифференцированно, а речь реб. соот-т восприятию. Реб. способен различать ошибки в звукопроизношении речи, но только тех звуков, которые сам произносит правильно. 4. завершается процесс овладения фонматической системы род.языка, ребенок правильно воспринимает и произносит все звуки. Дифференц. согл.зв. между группами. 5.происходит формирование навыков фонемного анализа и синтеза. ребенок осваивает только дифференсацию согласных, фонем, т.е определяет тв.или мягк.звуков, определ.звонкого или глухого. Порядок освоения фонем, примерных программ, определен в соответствии с иследов-ем Эльконина Порядок освоения фонем для логопед.работы определен Гвоздевым. В соответствии закономерностями определяется основное содержание работы: В раннем возрасте- это развитие фонематического восприятия, развитие речевого дыхания; развитие мелкой моторики; развитие артикуляции; дифференциация гл.и согл. звуков. Мл.дошк.-все теже самые виды работ + постановка и автоматизация свистящих и шипящих звуков, подготовка произношения сонорных звуков. В этом возрасте ведется работа по преодалению общей смягчённости речи. Средний дошк.воз.- все тоже самое, отработка и автоматизация сонорных звуков; дифференциация согласн.фонем внутри и между группами. Стар.Подг.группа- все тоже самое. + развитие интонационной выразительности речи, формирование навыков фонемного анализа и синтеза. В процессе освоения фонематической системы выделяют типичные ошибки звукопроизношения: - общее смягченности речи - пропуск или замена звуков - перестановка слогов в слове, - замена шипящих, свистящих и наоборот. - замена, пропуск и взаимозамена сонорных звук. (р,л,й)
15. Закономер-ти овлад-я связной речью (СН). СР - эти развер-е высказ-е, построено логично, послед-но и точно, грамм-ки прав-но оформ-ное. В 2-2.5 мес. р-к вступает в опред-е отн-я со взр-м, что дает возм-ть гов-ть о зарожд-и глав. функции - коммуникативной. Эта ф-ция форм-ся первой в жизни ч-ка. Леушина наз-ет этот этап ситуативной речью -это речь, для поним-я кот. необх-мо учит-ть ту конкр-ю сит-цию, к кот. отн-ся речь. Сит. речь разв-ся на протяж-ии всей жизни чел. и имеет форму диалога. Связн. речь (СР) - это развернутое высказ-ие, построено логично, послед-но и точно, грамм-ки прав-но оформленное. Связным – назыв-ся высказывание, кот. имеет определенную композици-ую стр-ру, построена логично и понятна из своего предметного содерж-я. Выдел след. формы связной речи: 1) лингвистич-ая классиф-я: диалогич-ая речь, монологич-ая речь 2) психолог-кая классиф-я: ситуативная речь, контекстная речь. Z овладения СР предст-т собой 2 этапа. 1эт. – ситуативная речь. Для понимания предметного сод-я кот. нелбх-мо учитывать ситуацию, кот. осущ-ся общением. Возникает данная форма речи вместе с потребностью в общ-и, у реб. ее возникн-е стимулирует взрослый. Признаки: не отражает полностью содерж-я мысли в реч-ой форме, оно допол-ся ситуацией и невербальными ср-ми (жесты, мимика), наличие неполных (односоставных) и незаконченных предлож-ий, наруш-е обычного порядка слов в предлож-ях, эмоцион-ть и сбивчивость речи, она больше выражает, чем высказывает. Основная f ситуат-ой речи – коммуникат-я, форма – диалог – это форма СР, связанность кот. обеспечивается всеми участниками, содержание характ-ся сменой высказываний с целью налаживания отношений или объединения усилий. Генетически закономерно, что диалогическая речь возникает первой. т.к. реб. легче ответить на ? чем сформулир-ть собственную мысль. С возр-ом расширяются особ-ти познав-ой и реч-ой деят-ти детей. На 5 г. жизни позн-я д-ть обеспеч-ет разв-е речевой. Общение реб. выходит за рамки конкретной ситуации, его интересуют все объекты окр. действ-ти, возникает потреб-ть поделиться своими мыслями, чув-вами, переж-ми, кот. невозможно удовлет-ть в ситуативной форме. 2 эт. – поэтому по исслед-ю Д.Б.Эльконина на 5 г.ж. зарождается контекстная речь. Контекст – это отрывок или фрагмент текста, понятный из своего предметного сод-я. Признаки:содерж-ие мысли полностью выражено в конт. речи, речь достаточно полная и развер-я, порядок слов соответств-т нормам, речь плавная, более содержат-я. Осн. форма конт. речи – монолог, f – сигнификативная. Монолог – это форма СР, связность кот. обеспечивается одним говорящим, кот. имеет жесткую композиц-ю стр-ру, обладает логикой и завершенностью. .
16. Хар-ка форм связной речи (СР). Связн. речь (СР) - это развернутое высказ-ие, построено логично, послед-но и точно, грамм-ки прав-но оформленное. Связным – назыв-ся высказывание, кот. имеет определенную композици-ую стр-ру, построена логично и понятна из своего предметного содерж-я. Диалог – это форма СР, связанность кот. обеспечивается всеми участниками, содержание характ-ся сменой высказываний с целью налаживания отношений или объединения усилий. Разв-е диалога осущ-ся по след. этапам: 1. Инициатива общ-я принадлежит одному из участ-ов диалога, второй выступает в роли ответчика. 2. Инициатива диалогич-го взаимод-я принадлежит одному из участников диалога, второй выступает ответчиком и проявляет миним-ую активность (м. задавать встречные или уточняющие вопросы). 3. Полноценное диалог-ое взаимод-е инициатива кот-го переходит от одного S-та общения к др. Сущест-ют 2 метода разв-я диалогич-ой речи: разговор и беседа. Разговор – это непреднамеренное общение по содерж-ю интересному для всех участников разг-ра. Хар-ся свободой участия в разговоре, свободой высказываний, свободой выбора тем. Темат-ка разговоров с детьми планир-ся из возраст-ых особенностей детей, индивид-лен, интересы и потребностно-мотивац-ую сферу, учет субкультуры. Беседа –это метод разв-я диалогической речи, целенаправленно-организ-ая д-ть педагога по заранее обдуманной теме и плану. Выделяют 2 основн-е классиф-ии: - по месту в пед. процессе м.б. вводные, текущие, итоговые, обобщающие; - по типу мыслит-ой д-ти: эвристические в основе мышление, катехизические в основе память. f беседы: 1. социальная 2. коммуник-я 3. познават-я 4. личностная. Монолог – это форма СР, связность кот. обеспечивается одним говорящим, кот. имеет жесткую композиц-ю стр-ру, обладает логикой и завершенностью Основные методы монологич-ой речи: пересказ и рассказ. Пересказ – это воспроизв-е или реконструкция заранее прочитанного текста. Главным требованием к отбору явл. доступность идеи, смысла произвед-я. Классиф-я: 1. пересказ близко к тексту (традиц-ый персказ) 2. пересказ от литер. героя 3. пересказ по типу режиссерской игры. Рассказ - это литературное произведение повествовательного характера и малого объема. Детск. рассказ классифиц-ся по ведущему психич-му процессу на: рассказ по памяти, по восприятию, по воображению. По способу организ-ии д-ти: на наглядной основе, без наглядной основы, из личного опыта. Генетически закономерно, что диалогическая речь возникает первой. т.к. реб. легче ответить на ? чем сформулир-ть собственную мысль. С возр-ом расширяются особ-ти познав-ой и реч-ой деят-ти детей. На 5 г. жизни позн-я д-ть обеспеч-ет разв-е речевой. Общение реб. выходит за рамки конкретной ситуации, его интересуют все объекты окр. действ-ти, возникает потреб-ть поделиться своими мыслями, чув-вами, переж-ми, кот. невозможно удовлет-ть в ситуативной форме.
Стр-ра зан-я соотв-ет этапам позн. д-ти: I) назв-е пред-та, 2) выд-е кач-в. хap-к пред-та: обслед-е, рассм-е, 3) выдел-е существ-х признаков, 4) перевод слов в когнитивное мышл-е, употр-е его в речи. Т.о. самые легкие понятия классифицир-ся как видовые и сод-т в себе I или 2 сущ-ных признака. Более труд. пон-я отн-ся к род. и вкл-ют большее кол-во пред-в. Раздел на видовые и родовые понятия опир-ся соотнесением пред-в.
Мет-ка форм-я обобщ-й. Опир-ся на ряд науч. иссл-й. Логинова выд-ла этапы познав-й деят-ти: I) 1г. 2 м. – возмож-ти позн. д-ти опред-ся как возмож-ти узнаваний извес-го объекта, вычлен-е его из фона, его назв-е. Воспр-е слабодиф-но, образ пред-та не диффер-ся. 2) 2г. 2 м. - Раз-е дифференц-ии воспр-я, раз-е способов сенсор-го познания и усвоение сенс-х эталонов, 3) З г. - этап базируется на наглядно-образном ан-зе, выявл-е существ-х особ-тей объекта путем их срав-я. Идет групп-ка и классиф-я пред-в и явл-й окр. Мира, 4) 5 л. – р-к осваивает понятийное мышл-е и способен постичь нов. слово ч/з понятие.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 168. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |