Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Закономерности овладении фонетич. системой род. яз.




Основной законом-ю овладения зв. строем языка является то, что реб. овладевает звуковыми единицами яз. опирается на речевой слух, который предполагает способность слышать и дифференцировать звуки родного яз. Деятельность звукового анализатора формируется очень рано, т.о. реб. рано осваивает звуковую сторону речи.   

 

Закономерности освоения фонематической системы родного языка представлены в работах Максакова, Кварцева, Гвоздева, Эльконина, Левиной. Способность к восприятию зв.речи проявляется у детей чрезвычайно рано. восприятие звуков выделяют два вида звука:

- Фонетический (различие звуков окруж-ей действительности)

- Фонематический (различение звуков речи)

Для освоения речевой деят-ти работа ведется по развитию фонетического и фонематического звука, кот. выделяется как речевой звук.

Левина выделила 5 этапов в освоении фонематической системы родного языка:

1. до фонемный. Восприятие речи осуществляется на основе мелодико - ритмической структуры. реб. не дифференцируют фонемы родного языка.

2. фонемный. выступает тогда, когда ребенок использует звуки как ср-во общения. хар-ся дифференциацией далеких фонем. (глас. и согл)

3. реб. осваивает и дифференцирует согл.звук внутри групп шипящие, свистящие, соноры-афикаты. (к,х)

восприятие недостаточно дифференцированно, а речь реб. соот-т восприятию. Реб. способен различать ошибки в звукопроизношении речи, но только тех звуков, которые сам произносит правильно.

4. завершается процесс овладения фонматической системы род.языка, ребенок правильно воспринимает и произносит все звуки. Дифференц. согл.зв. между группами.

5.происходит формирование навыков фонемного анализа и синтеза. ребенок осваивает только дифференсацию согласных, фонем, т.е определяет тв.или мягк.звуков, определ.звонкого или глухого.

Порядок освоения фонем, примерных программ, определен в соответствии с иследов-ем Эльконина

Порядок освоения фонем для логопед.работы определен Гвоздевым.

В соответствии закономерностями определяется основное содержание работы:

В раннем возрасте- это развитие фонематического восприятия, развитие речевого дыхания; развитие мелкой моторики; развитие артикуляции; дифференциация гл.и согл. звуков.

Мл.дошк.-все теже самые виды работ + постановка и автоматизация свистящих и шипящих звуков, подготовка произношения сонорных звуков. В этом возрасте ведется работа по преодалению общей смягчённости речи.

Средний дошк.воз.- все тоже самое, отработка и автоматизация сонорных звуков; дифференциация согласн.фонем внутри и между группами.

Стар.Подг.группа- все тоже самое. + развитие интонационной выразительности речи, формирование навыков фонемного анализа и синтеза.

В процессе освоения фонематической системы выделяют типичные ошибки звукопроизношения:

- общее смягченности речи

- пропуск или замена звуков

- перестановка слогов в слове,

- замена шипящих, свистящих и наоборот.

- замена, пропуск и взаимозамена сонорных звук. (р,л,й)

 

15. Закономер-ти овлад-я связной речью (СН). СР - эти развер-е высказ-е, построено логично, послед-но и точно, грамм-ки прав-но оформ-ное. В 2-2.5 мес. р-к вступает в опред-е отн-я со взр-м, что дает возм-ть гов-ть о зарожд-и глав. функции - коммуникативной. Эта ф-ция форм-ся первой в жизни ч-ка. Леушина наз-ет этот этап ситуативной речью -это речь, для поним-я кот. необх-мо учит-ть ту конкр-ю сит-цию, к кот. отн-ся речь. Сит. речь разв-ся на протяж-ии всей жизни чел. и имеет форму диалога.

Связн. речь (СР) - это развернутое высказ-ие, построено логично, послед-но и точно, грамм-ки прав-но оформленное.

Связным – назыв-ся высказывание, кот. имеет определенную композици-ую стр-ру, построена логично и понятна из своего предметного содерж-я.

Выдел след. формы связной речи: 1) лингвистич-ая классиф-я: диалогич-ая речь, монологич-ая речь 2) психолог-кая классиф-я: ситуативная речь, контекстная речь.

Z овладения СР предст-т собой 2 этапа. 1эт. – ситуативная речь. Для понимания предметного сод-я кот. нелбх-мо учитывать ситуацию, кот. осущ-ся общением. Возникает данная форма речи вместе с потребностью в общ-и, у реб. ее возникн-е стимулирует взрослый. Признаки: не отражает полностью содерж-я мысли в реч-ой форме, оно допол-ся ситуацией и невербальными ср-ми (жесты, мимика), наличие неполных (односоставных) и незаконченных предлож-ий, наруш-е обычного порядка слов в предлож-ях, эмоцион-ть и сбивчивость речи, она больше выражает, чем высказывает.

Основная f ситуат-ой речи – коммуникат-я, форма – диалог – это форма СР, связанность кот. обеспечивается всеми участниками, содержание характ-ся сменой высказываний с целью налаживания отношений или объединения усилий. Генетически закономерно, что диалогическая речь возникает первой. т.к. реб. легче ответить на ? чем сформулир-ть собственную мысль.

С возр-ом расширяются особ-ти познав-ой и реч-ой деят-ти детей. На 5 г. жизни позн-я д-ть обеспеч-ет разв-е речевой. Общение реб. выходит за рамки конкретной ситуации, его интересуют все объекты окр. действ-ти, возникает потреб-ть поделиться своими мыслями, чув-вами, переж-ми, кот. невозможно удовлет-ть в ситуативной форме. 2 эт. – поэтому по исслед-ю Д.Б.Эльконина на 5 г.ж. зарождается контекстная речь. Контекст – это отрывок или фрагмент текста, понятный из своего предметного сод-я. Признаки:содерж-ие мысли полностью выражено в конт. речи, речь достаточно полная и развер-я, порядок слов соответств-т нормам, речь плавная, более содержат-я. Осн. форма конт. речи – монолог, f – сигнификативная. Монолог – это форма СР, связность кот. обеспечивается одним говорящим, кот. имеет жесткую композиц-ю стр-ру, обладает логикой и завершенностью.

.

 

16. Хар-ка форм связной речи (СР).

Связн. речь (СР) - это развернутое высказ-ие, построено логично, послед-но и точно, грамм-ки прав-но оформленное.

Связным – назыв-ся высказывание, кот. имеет определенную композици-ую стр-ру, построена логично и понятна из своего предметного содерж-я.

Диалог – это форма СР, связанность кот. обеспечивается всеми участниками, содержание характ-ся сменой высказываний с целью налаживания отношений или объединения усилий. Разв-е диалога осущ-ся по след. этапам: 1. Инициатива общ-я принадлежит одному из участ-ов диалога, второй выступает в роли ответчика. 2. Инициатива диалогич-го взаимод-я принадлежит одному из участников диалога, второй выступает ответчиком и проявляет миним-ую активность (м. задавать встречные или уточняющие вопросы). 3. Полноценное диалог-ое взаимод-е инициатива кот-го переходит от одного S-та общения к др. Сущест-ют 2 метода разв-я диалогич-ой речи: разговор и беседа. Разговор – это непреднамеренное общение по содерж-ю интересному для всех участников разг-ра. Хар-ся свободой участия в разговоре, свободой высказываний, свободой выбора тем. Темат-ка разговоров с детьми планир-ся из возраст-ых особенностей детей, индивид-лен, интересы и потребностно-мотивац-ую сферу, учет субкультуры. Беседа –это метод разв-я диалогической речи, целенаправленно-организ-ая д-ть педагога по заранее обдуманной теме и плану. Выделяют 2 основн-е классиф-ии: - по месту в пед. процессе м.б. вводные, текущие, итоговые, обобщающие; - по типу мыслит-ой д-ти: эвристические в основе мышление, катехизические в основе память. f беседы: 1. социальная 2. коммуник-я 3. познават-я 4. личностная.

Монолог – это форма СР, связность кот. обеспечивается одним говорящим, кот. имеет жесткую композиц-ю стр-ру, обладает логикой и завершенностью

Основные методы монологич-ой речи: пересказ и рассказ. Пересказ – это воспроизв-е или реконструкция заранее прочитанного текста. Главным требованием к отбору явл. доступность идеи, смысла произвед-я. Классиф-я: 1. пересказ близко к тексту (традиц-ый персказ) 2. пересказ от литер. героя 3. пересказ по типу режиссерской игры. Рассказ - это литературное произведение повествовательного характера и малого объема. Детск. рассказ классифиц-ся по ведущему психич-му процессу на: рассказ по памяти, по восприятию, по воображению. По способу организ-ии д-ти: на наглядной основе, без наглядной основы, из личного опыта. Генетически закономерно, что диалогическая речь возникает первой. т.к. реб. легче ответить на ? чем сформулир-ть собственную мысль. С возр-ом расширяются особ-ти познав-ой и реч-ой деят-ти детей. На 5 г. жизни позн-я д-ть обеспеч-ет разв-е речевой. Общение реб. выходит за рамки конкретной ситуации, его интересуют все объекты окр. действ-ти, возникает потреб-ть поделиться своими мыслями, чув-вами, переж-ми, кот. невозможно удовлет-ть в ситуативной форме.

 

Стр-ра зан-я соотв-ет этапам позн. д-ти:

I) назв-е пред-та, 2) выд-е кач-в. хap-к пред-та: обслед-е, рассм-е, 3) выдел-е существ-х признаков, 4) перевод слов в когнитивное мышл-е, употр-е его в речи.

 Т.о. самые легкие понятия классифицир-ся как видовые и сод-т в себе I или 2 сущ-ных признака. Более труд. пон-я отн-ся к род. и вкл-ют большее кол-во пред-в. Раздел на видовые и родовые понятия опир-ся соотнесением пред-в.

 

 

Мет-ка форм-я обобщ-й.

Опир-ся на ряд науч. иссл-й. Логинова выд-ла этапы познав-й деят-ти: I) 1г. 2 м. – возмож-ти позн. д-ти опред-ся как возмож-ти узнаваний извес-го объекта, вычлен-е его из фона, его назв-е. Воспр-е слабодиф-но, образ пред-та не диффер-ся. 2) 2г. 2 м. - Раз-е дифференц-ии воспр-я, раз-е способов сенсор-го познания и усвоение сенс-х эталонов, 3) З г. - этап базируется на наглядно-образном ан-зе, выявл-е существ-х особ-тей объекта путем их срав-я. Идет групп-ка и классиф-я пред-в и явл-й окр. Мира, 4) 5 л. – р-к осваивает понятийное мышл-е и способен постичь нов. слово ч/з понятие.
М. Кольцова: 4 степени раз-я обобщ-й: I) слово замещает эмоц-чувств.образ только одного объекта, с к-ым реб-к неоднократно взаимодействовал в совмест-й дея-ти со взрм, в пр-се к-ой взр-й неоднократно называл объект. м/у звучанием и образом возникает нервная связь (это чашка, но др. чашку этим словом не обозначает)2) слово замещает целый ряд эмоц-чувсв-х образов Объекта (Об). понятия пока не обобщаются и не диф-ся.(это чашка и это чашка,но еще не посуда)3) реб-к овладевает видовыми и некот-ми родовыми понятиями. наступает этап диф-ции понятий (это игрушки, это посуда, чайная, столовая) 4) Слово достигает высшей степени интеграции и не связано с конкретным образом, реб-к осваивает понятие вещь(нет конкр-го образа.диван есть диван, а не какой н-дь конкретно) Алгоритм: 1эт. Номинализация (назв-е пр-та) Кол-во пр-тов выбираем в соотв-и с воз-том (гл.чтоб были разные по цвету,форме и размеру) 2эт. выделение признаков пр-тов,3эт. выделяем общий сущесвенный признак,определяющий понятие, после чего задаем обобщающий ? (Почему?...такие разные, а наз-ся одним словом?) 4эт Активизируем усвоенное понятие в реч.упр-ях и дет.видах деят-ти (овощи)Т.о. самые легкие понятия классифицир-ся как видовые и сод-т в себе I или 2 сущ-ных признака. Более труд. пон-я отн-ся к род. и вкл-ют большее кол-во пред-в. Раздел на видовые и родовые понятия опир-ся соотнесением пред-в. Можно идти от родовых понятий к видовым или наоборот.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 168.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...