Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понимание бытия в европейской философии Нового времени. Бытие – человеческая субъективность или материя?




Философская версия бытия, предложенная Парменидом, была воспринята Европейской культурой, что свидетельствует о наличии у людей экзистенциальной потребности в гарантиях своего существования. Европейская культура овладела в совершенстве способностью мыслить в пространстве чистой мысли.

1. Проблему бытия Парменид не изобрел, опираясь только на свои интуиции: она родилась как ответ на реальные жизненные вопрошания, отражала определенные запросы и потребности людей той эпохи. Он лишь сформулировал ее на языке философии и попытался найти ее решение.

2. Вопрос о бытии и его решение повлиял на мировоззренческие ценности установки западного мира.

3. Нельзя отождествлять Парменидово бытие с христианским Богом. Бытие– это безличностный Абсолют. Ему не молились, не искали путей быть его образом и подобием; достаточно было уверенности в том, что Бытие, как Абсолютная мысль, есть гарант того, что мир с необходимостью будет существовать в некоем единстве и постоянстве.

4. Парменидовское учение о бытии, открыло возможность метафизики – той, особой Европейской философии, которая пыталась найти новые начала, причины и принципы всякого бытия в идеальной, духовной сфере, существующей объективно, т.е. вне и независимо от человека и человечеств.

Какие бы мы формы бытия не рассматривали, все они имеют своим предельным основанием, своей субстанцией материю.

Р.Декарт наоборот считал, что человек является единственным условием возможности существования мира. Но не мира вообще, а мира, который он может понимать, действовать в нем. Декарт сделал мысль бытием, но в отличии от Парменида, творцом мысли объявил человека. Бытие стало субъектным, человекоразмерным, определяемым человеческими способностями воспринимать его и действовать в нем.

Вопрос 26.

Основные формы бытия. Строение универсума: уровни и типы материальных систем.

1. Основными формами бытияявляются:

- материальное бытие- существование материальных (обладающих массой, объемом) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;

- идеальное бытие - существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия;

- человеческое бытие - существование человека как единства материального и духовного, бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире;

- социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества;

- ноуменальное бытие(вещь сама по себе) - бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны;

- феноменальное бытие(явление, данное в опыте) - кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект. Практика доказывает, что, как правило, ноуменальное и феноменальное бытие совпадают.

Универсум – единая Вселенная; «Мир как Целое».                       

 

Вопрос 27.

Философия XX века: бытие как вечное становление.

1. В современной российской науке философии утвердился материалистический подход к проблеме бытия и материи, согласно которому материя есть объективная реальность и основа бытия, первопричина, а все иные формы бытия - дух, человек, общество - проявления материи и производны от нее.

2. Характерными чертами материи являются: наличие движения,самоорганизация, размещенность в пространстве и времени, способность к отражению.

 

 

Вопрос 28.

Понимание сознания в космоцентрической культуре античности. Христианство: открытие внутреннего духовного мира.

Космоцентризм - философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил, - Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов.

В античности, при господствующем космоцентрическом мировоззрении внимание человека было всецело направлено на окружающий мир. Сознание определялось как всеобщая связь между разумом и объектом, которые существуют независимо друг от друга. В момент их встречи объект оставляет след в поле разума. Античная философия открыла только одну сторону сознания – направленность на объект.

В культуре Христианства возникает потребность во внутреннем сосредоточении. Она была вызвана необходимостью общения с Богом через молитву. В ней человек должен погрузиться внутрь себя. Наряду с молитвой возникла практика исповеди, в которой закреплялась способность к самоанализу и самоконтролю. Тогда сознание – знание, прежде всего, о собственном духовном опыте. В его содержании включены инстинкты и страсти, рефлексы и рассуждения, и наконец, слияние с Богом. Сознание – это способность воспроизвести переживания, поднявшись до уровня Бога и свидетельства о ничтожности человека.

 

 

Вопрос 29.

Проблема сознания в идеалистической философии Нового времени. Диалектика – материалистическая концепция сознания К. Маркса.

1. В настоящее время философия с достоверностью может утверждать лишь то, что: сознание существует; оно имеет особую, идеальную природу (сущность) - данное положение признают и материалисты, однако при этом считают, что идеальное сознание тем не менее производно от материи.

2. В целом в философии существует несколько подходов к проблеме сознания: физикализм, солипсизм, объективный идеализм, умеренный материализм.

Физикализм- крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук.

Единственная проблема, на которую наталкиваются логические доводы физикалистов, - это идеальность сознания.

Солипсизм - другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида - единственная достоверная реальность, а материальный мир - его порождение (субъективный идеализм - Беркли, Юм, Фихте и др.).

Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) находятся:

- объективный идеализм - признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового сознания»;

- умеренный материализм - считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя (хотя и признает за ним качество идеальности) - точка зрения, наиболее распространенная в российской философии.

3. Можно выделить три основополагающие точки зрения на вопрос о происхождении сознания. Из их числа: сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение; сознание присуще всем живым организмам; сознание - свойство исключительно человеческое.

Правильнее, вероятно, считать, что сознание в различной степени присуще живой природе в целом (в частности, высшим животным), а самый высокий уровень сознания имеет человек.

 

Вопрос 30.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 579.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...