Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Антропологический материализм Л. Фейербаха.




 

1. Философия Л. Фейербахасчитается завершающим этапом немецкой классической философии(Кант, Гегель, Шеллинг и Фихте) и началом материалистической эпохив немецкой и мировой философии.

Главное направление философии Фейербаха - критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма.

Философия Фейербаха стала первым случаем глубоко последовательного материализма, основными чертами которого были: полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния; попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы; материалистическое объяснение проблем окружающего мира и человека; убеждение в познаваемости окружающего мира.

2. Фейербах отвергает идею тождества бытия и мышления; не признает наличия абсолютной идеи - самостоятельной субстанции и превопричины материального мира; логически доказывает невозможность отчуждения абсолютной идеи (Гегеля) в материальный мир - окружающий мир очевиден и осязаем, в то время как абсолютная идея - лишь догадка разума, выдумка Гегеля; не признает единства философии и религии; отвергает диалектику.

3. В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. Суть этой теории в том, что: единственно существующими реальностями являются природа и человек; человек является частью природы, он есть единство материального и духовного; человек должен стать главным интересом философии; идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека; Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог - плод воображения человека; природа вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем неуничтожима; все, что нас окружает - различные проявления материи.

4. Фейербах выступает с атеистических позиций, тесно увязывает проблему Бога с антропологией: Бога как самостоятельной реальности нет, он порождение сознания человека; религия - глубоко разработанная мифологически-фантастическая идеология и не имеет ничего общего с реальностью; Бог - идеальный образ человека, созданный человеком, это то, чем хотел бы себя видеть человек; Бог в действительности не является творцом, Он - творение человека, его разума, в то время как истинный творец - человек.

5. Фейербах был оппонентом И. Канта, который выдвинул теорию об ограниченных познавательных способностях разума человека (агностицизм). Наоборот, согласно Фейербаху, окружающий мир познаваем, а познавательные возможности разума безграничны. «То, что не познаем мы, познают наши потомки». Основу познания, составляют субъективные чувственные ощущения, в основе которых лежит объективная реальность и которые осознаются разумом. Гносеология Фейербаха базируется на материалистических принципах при соединении и уравнении эмпирического и рационального подходов.

6. Социально-политические взглядыФейербаха:

- человек - уникальное биологическое существо, наделенное волей, разумом, чувствами, желаниями;

- полнокровная реализация человеком своего «Я» возможна только во взаимодействии с «Ты» - человек может жить только в обществе;

- стержнем общества должна стать религия, основанная не на вере в выдуманное сверхъестественное существо - в Бога, а на иных принципах;

- необходимо отбросить традиционную религию и заменить ее религией любви людей друг к другу и религией любви внутри семьи как наиболее отвечающей природе человека;

- смыслом жизни человека должно стать стремление к счастью.

Вопрос 18.

Кризис рационализма и гуманизма в европейской философии в середине 19 века. Ф. Ницше: учение о жизни и воле к власти, человеке и сверхчеловеке.

Ф. Ницше –ученик Шопенгауэра. Разделял его иррационалистический взгляд на мир, который он понимал как вечное становление, вечный поток, где все возвращается «на круги своя».

В мире действует слепая воля, но «воля к жизни» на человеческом уровне проявляется как «воля к власти». Человек воплощает в себе «волю к власти». Он выделяется из мира животных, создавая мораль, религию, стремясь к истине, но в этом кроется величайшая ошибка. Истины нет. Познание всегда не более чем истолкование фактов, которые можно толковать как вздумается. Человек «истолковывает» мир, в котором он живет, создавая свой «маленький мир». Этот мир иллюзии, где проявляется воля человека к власти.

Ницше дает оригинальное понимание человеческой морали, которая предельно относительна. Истин морали нет. Но у моральных действий есть критерий. Критерий действия, или «практической морали» - степень приближения человека к власти. Никакой общей морали «для всех» не существует.

Ницше предрекал появление «Сверхчеловека». «Сверхчеловек» - это новая порода людей, которых еще не было в мире. Эта новая каста «Сверхлюдей» преобразует будущую культуру и мораль человечества. Никаких общих законов для «слабых» и «сильных» не должно быть.

Истинная справедливость есть функция силы и власти и должна служить «сильным людям». Для «слабых» высшая справедливость – это погибнуть и освободить место для нового поколения «Сверхлюдей».

Вопрос 19.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 330.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...