Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Схоластика: полемика реализма и номинализма. Учение Фомы Аквинского.




Схоластика (школа, школьная наука): цель –обосновать религиозное учение и догмы.

Два направления схоластики: реализм (мысль и бытие тождественны. Что есть в мысли, то есть в бытии. Сенсибилие (чувства, ощущение)- реальность. Совокупность дает универсалии.) и номинализм(в мире реально существуют только единичные вещи, а общее реально существовать не может. Совокупность не дает универсалии.) Пьер Абеляр: совокупность сенсибилий дает концепцию, которая реальна. Общее существует в самих вещах.

1. Фома Аквинский- крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма - одного из господствующих направлений католической Церкви. («Сумма теологии», «Сумма философии», комментарии к Библии).

2.Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое доказательство существования Бога. Фома выдвигает пять собственных доказательств существования Бога:

а) движение: все, что движется, движимо кем-то другим - следовательно, есть первичный двигатель всего - Бог;

б) причина: все, что существует, имеет причину - следовательно, есть первопричина всего - Бог;

в) случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого - следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;

г) степени качеств: все, что существует, имеет степени качеств (лучше, хуже, т.д.) - следовательно, существует высшее совершенство - Бог;

д) цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, имеет смысл - значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог.

3. Также Фома Аквинский исследует проблему бытия не только Бога, но и всего сущего. В частности, он:

- разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию).Их разделение - одна из ключевых идей католичества;

- подразумевает в качестве сущности «чистую идею» вещи либо явления, совокупность признаков, которые существуют в разуме Бога;

- подразумевает в качестве существования сам факт бытия вещи;

- считает, что любая вещь/явление есть сущность, которая обрела существование по воле Бога;

- доказывает, что бытие и благо обратимы, следовательно, окружающий мир бренен и непостоянен;

- сущность и существование едины только в Боге, следовательно, Бог вечен, всемогущ и постоянен, не зависит от иных внешних факторов.

4. Проблема познания:

- откровение (раскрытие истины) и разум - различные понятия, они одновременно участвуют в процессе познания, дают истинное знание;

- если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание;

- все в мире делится на то, что можно познать рационально (факт существования Бога), и что нет (проблемы сотворения мира);

- философия может объяснить только то, что познаваемо разумом;

- все остальное (божественное откровение) может познать только теология.

5. Историческое значение философии Фомы Аквинского:

- даны пять доказательств существования Бога;

- систематизирована схоластика;

- закреплено разделение эссенции и экзистенции;

- доказаны правильность, преимущество идеализма над материализмом, существование Божественных идей: господство идеи над материей;

- выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере;

- вычленены сферы бытия, которые могут быть познаны только через откровение;

- разделены философия и теология, причем философия поставлена в подчиненное положение по отношению к теологии.

 

Вопрос 13.

Гуманизм и антропоцентризм в философии (ренессанса) Возрождения.

Занимает период с XIV по XVI в. Идеалом знания становится не религиозное, а светское знание. Главная особенность философии ренессанса – антропоцентризм. Теперь не Бог, а человек поставлен в центр исследований.

Индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, вырастает новое самосознание человека и новая его общественная позиция: гордость и самоутверждение. Разносторонность – вот идеал возрожденческого человека.

Возникла новая система ценностей, где на первом месте стоят человек и природа, а затем религия с ее проблемами. Человек – природное существо. Отсюда «секуляризация» - освобождение от церковного влияния.

Это время становления опытных наук, которые постепенно выдвигаются в ранг важнейших наук, дающих истинное знание о природе.

Вопрос 14.

Проблема метода познания в европейской философии XVII века эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта.

Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена эмпиризмом (сенсуализмом); рационализмом.

Основателем эмпиризмаявляется Ф. Бэкон.Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях»). Цель научного знания – в принесении пользы человеческому роду; в отличии от тех, кто видел в науке самоцель, Бэкон подчеркивает, что наука служит жизни и практике и только в этом находит свое оправдание. Наука – средство, а не цель сама по себе; ее миссия в том, чтобы познать причинную связь природных явлений ради использования этих явлений для блага людей.

Основоположником рационализмасчитается Р. Декарт. Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разумаи не зависит от чувственного опыта.

При изучении проблемы познанияособый акцент Декарт делает на научномметоде. Суть его идеи в том, что научный метод практически не имеет применения в процессе познания. Следовательно, активно применив научный метод в процессе познания, можно значительно продвинуть вперед сам познавательный процесс.

Смысл метода Декарта в том, что в процессе познания опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума, используя полностью достоверные логические приемы, получить новые, также достоверные знания. Только используя дедукцию как метод, по мнению Декарта, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания.

Одновременно Декарт выдвигает учение о врожденных идеях.Суть данной теории в том, что большинство знаний достигается благодаря познанию и дедукции, однако существует особый род знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины изначально очевидны и достоверны. Подобные аксиомы Декарт именует «врожденными идеями», которые существуют всегда в разуме Бога и разуме человека и передаются из поколения в поколение. Они могут быть двух видов: понятия, суждения (Бог (существует); «число» (существует), «воля», «тело, душа»; «из ничего не бывает ничего», «нельзя одновременно быть и не быть»).

В качестве особого направления выделяется иррационализм(Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а, следовательно, никогда не будет познан разумом.

 

Вопрос 15.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 291.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...