Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сущность познания. Многообразие форм познавательной деятельности.




 

Познаниемназывают процесс, который правильнее было бы обозначить словом «познавание», как и результат этого процесса. В философском смысле познание всегда есть акт, в котором «нечто познается как нечто».

Сущность познания заключается в том, что оно есть отражение объективного мира и его формы являются снимками, копиями соответствующих объектов. Познание подразделяется на несколько видов:

"Житейское познание основывается, прежде всего, на наблюдении и смекалке, оно носит эмпирический характер и лучше согласовывается с жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями".

"Научное познание отвечает на вопрос не только как, но и почему оно протекает именно таким образом". "К научному познанию также тесно примыкает "практическое знание".

"Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой - в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире. Игровое познание как важный элемент деятельности.

Важную роль, особенно на начальном этапе истории человечества, играло мифологическое познание. Его специфика в том, что оно представляет собой фантастическое отражение реальности, является бессознательно-художественной переработкой природы и общества народной фантазией.

Одними из древних форм познания, генетически связанными с мифологией, являются философское и религиозное познание.

Говоря о формах знания, нельзя обойти вниманием достаточно известную концепцию личностного знания. Личностное знание - это не просто совокупность каких-то утверждений, но и переживание индивида.

Теоретическая форма познания - это углубление человеческой мысли в сущность явлений действительности. При этом научное познание пользуется такими методами, как моделирование, создание гипотез, теорий и т. д. Действительность отражается человеком с помощью различных форм познавательной деятельности.

Одним из видов познания является интуиция — "некое полуинстинктивное сознание и вместе с тем стоящее выше обычного сознания, являющее собой по своей познавательной силе по существу сверхсознание. Интуиция — это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства".

Ощущение есть первая форма чувственной ступени познания. Но чувственное познание развивается диалектически от простого к более сложному, не заканчивается на стадии ощущений. На основе ощущений возникают восприятия, являющиеся более высокой и более сложной формой чувственного познания. Если ощущение отражает отдельные свойства вещей, то восприятие отражает предмет как совокупность его объективных свойств - форму, цвет, запах, вкус и т. п. От восприятия чувственных познаний идем к представлениям. Представление-это воспроизведенные памятью образы предметов или процессов, основанные на прошлом опыте.

Чувственное и рациональное познание находятся в неразрывном единстве. Оба эти момента познания являются отражением внешнего мира в сознании человека. Содержанием чувственного и рационального познания является материальный мир. Живое созерцание и абстрактное мышление есть лишь различные формы познания одной и той же объективной реальности.

 

Вопрос 37.

Истина и ее критерии. Относительность и абсолютность истины.

 

Истина ― знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.

Истинаесть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу, целиком и в полном объеме.

Критерии истины подразделяются на эмпирические(опыт, практика) и внеэмпирические (логические, теоретические, а также такие, как простота, красота, внутреннее совершенство знаний и т.п.).

Истины бывают эмпирические и теоретические. Эмпирия ― это опыт. Из опытов мы выносим представление о каких-либо частных эмпирических истинах. Чаще всего они поверхностны, не претендуют на статус закона и могут быть легко опровергнуты разными ситуациями. Теоретические же истины являются полной противоположностью эмпирических. Они заключены в строгих формулировках закона, то есть выражают не случайную и поверхностную, а глубинную связь вещей.

Критерии истины

Одни из философов утверждают, что критерием истины является выгода, полезность и удобство, другие полагаются на общепризнанность, третьи ограничиваются формально - логическим критерием истинности, согласуя новые знания со старыми, приводя их в соответствие с прежними представлениями, четвертые вообще считают истинность знаний делом условного соглашения.

Критерием может быть материальная деятельность, т.е. практика, понимаемая как общественно-исторический процесс. Практика предполагает переход от мысли к действию, к материальной действительности. При этом успех в достижении поставленных целей свидетельствует об истинности знаний, исходя из которых, эти цели ставились, а неудача ― о недостоверности исходных знаний.

Логический критерий всегда сопутствует критерию практики как необходимое условие реализации последнего. И все же логическое доказательство выступает лишь вспомогательным критерием истины.

Велик удельный вес формально-логического критерия истины (вернее, точности и непротиворечивости) в сфере математического знания. Но и здесь только в области фундаментальной, “чистой” математики он выступает непосредственным критерием истинности математических построений.

Абсолютная и относительная истина

В истории мысли можно выделить два противоположных представления об истине. Один взгляд сводится к тому, что истина объективна, не зависит ни от каких частных мнений и потому абсолютна. Абсолютность истины ― это знание в полном объеме, содержание которого полностью соответствует действительности и не может быть изменено в ходе дальнейшего развития науки. Эта истина нигде, никем и никогда не может быть опровергнута.

Другая точка зрения на истину, исповедуемая скептиками, гласит, что ничего абсолютного в наших знаниях нет: все релятивно, т.е. изменчиво. Под относительной истиной они понимают такое знание, которое при всем своем объективном содержании не обладает завершенностью и является неполным, рано или поздно подвергается уточнению.

Истинное знание ― это развивающаяся модель действительности, поэтому оно несет в себе как черты устойчивости, так и изменчивости.

Вопрос 38.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 382.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...