Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос о России и её судьбе




Для России поиск путей своего великого, а не прозябающего развития всегда имел особое значение. Исконная русская духовность святой Руси, проявляющаяся, в соборности, равенстве, справедливости, с одной стороны, была препятствием на пути превращения России в западную капиталистическую страну, а с другой, предполагала, что Россия имеет более высокое предназначение в истории человечества, чем погрязший в коммерческом угаре Запад. В силу столь большой важности вопроса, им занималось большое число человек, естественно возникли принципиально разные способы его решения, но опять основная полемика развернулась между западниками и славянофилами.

Славянофильская мысль все же сумела выработать определенную, принципиально цельную идеологию не только в основной для нее области религиозной и философско-исторической, но и в сфере общественной философии. Пристального внимания заслуживает славянофильская теория власти, как обязанности, а не привилегии. Власть понимается не как право, не как односторонняя воля, противополагающая себя воле подчиняющейся, – нет, и властвующий, и подвластный объявляются служителями одной и той же идеи, одной и той же цели. Власть не есть самоцель и самоценность, она - тяжкий долг, служение и самопожертвование.

Западники были убеждены, что Россия должна учиться у Запада и пройти тот же самый этап развития. Западники мало интересовались религией. Если среди них и были религиозные люди, то они не видели достоинств православия и имели склонность к преувеличению недостатков русской церкви. Заслугой западников является то, что в отличие от славянофилов их приоритетной социально-нравственной ценностью являлась личность, ее освобождение от традиционных, преимущественно патриархальных и средневековых пут, провозглашение ее свободы и самоценности.

Сравнение запада и России

Конечно, славянофилы видели, что их философия русского самодержавия не есть апология факта, теория исторически подлинного, всецело себя раскрывшего явления. Они сами считали, что это - лишь философия идеи, начала, внутренне заложенного в русскую жизнь, - в качестве идеала, перед нею стоящего. Этот идеал никогда не воплощался целиком, жизнь всегда была ниже его, но важно то, что она всегда к нему стремилась и тяготела.

Несмотря на разногласия между западниками и славянофилами. И те и другие увидели главное: необходимость перемен, необходимость совершенствовать Россию.

 

Вопрос 21.

Бог и человек, происхождение зла в религиозно – философских исканиях Ф. М. Достоевского.

 

Ф.М. Достоевский будущее России видел не в капитализме и не в социализме, а в опоре на русскую «национальную почву» - обычаи, традиции. Ключевую роль как в судьбе государства, так и в судьбе отдельного человека, должна сыграть религия. Именно на религии держится человеческая духовность, она есть «панцирь», оберегающий человека от грехов и зла.

Особую роль в философских взглядах Достоевского занимает проблема человека. Достоевским было выделено два варианта жизненного пути, по которому может идти человек:  путь человекобожества, путь богочеловека.

Путь человекобожества - путь абсолютной свободы человека. Человек отвергает всякие авторитеты, в том числе Бога, считает свои возможности безграничными, а себя - вправе делать все, он сам пытается стать Богом, вместо Бога. По Достоевскому, данный путь губителен и опасен как для окружающих, так и для самого человека. Идущий по нему потерпит крах.

Второй путь богочеловека - путь следования Богу, стремление к нему во всех своих привычках и поступках. Такой путь Достоевский считал наиболее верным, праведным и спасительным для человека.

 

Вопрос 22.

Проблема смысла жизни в исповеди Л. Н. Толстого.

 

Он ищет ответа на свой вопрос в науке, философии, в религии. Приходит к выводу что есть 4 выхода из этой ситуации:

1. Выход неведения: не знать, не понимать что жизнь бессмысленна и зла.

2. Выход Эпикурейства: зная безнадежность жизни, пользоваться всеми благами, какие есть, веселиться.

3. Выход силы и энергии: понять, что жизнь – зло и уничтожить ее.

4. Выход слабости: понимая, что жизнь – зло, продолжать тянуть ее, зная, что ничего из нее не выйдет.

Он понял, что вера – откровение, сила жизни.

 

Вопрос 23.

Философия всеединства Соловьева: учение об Абсолюте, Софии. Идея «цельного знания».

 

В.С.Соловьев назвал первоначальной философской интуицией провозглашение “нового, неслыханного слова: все есть одно”. Следовательно, обособившееся, разделившееся множество явлений этого мира социальности есть проявление единой сущности. Идея всеединствавсю жизнь сопровождала В.Соловьева и определяла постановку у него исторических вопросов и проблем человека. Всеединство, есть идеальный строй мира, предполагающий воссоединенность, примиренность и гармонизированность всех эмпирических несогласованных, конфликтных элементов и стихий бытия.

Абсолют – Бог, а мир – всеединство в состоянии становления. Абсолют – единораздельная целостность бытия. Абсолют, по Соловьеву, преподносится нам во всем. «Безусловно сущее…есть то, что познается во всяком познании – всякое познание держится непознанным…всякая действительность сводится к безусловной действительности».

София – процесс, движимый мировой душой. София – «универсальная субстанция», и субстанция «Божественной Троицы». Так же София – не только субстанция Бога, она и есть «истинная причина творения и его цель, в которой Бог создал небо и землю».

В целом теорию Соловьева можно назвать экзистенциологией, учением о сущем. Для самого мыслителя последовательное осуществление и проведение на практике обеих вер — веры в Бога и веры в человека — сходятся в единой, полной и всецелой истине Богочеловечества.

Философской архитектоникой идей Богочеловечества и Всеединства в концепции Соловьева является теургия — мистическое восхождение к Первоединому, Богу. Стремясь к универсальному синтезу науки, философии, религии, Соловьев создает возможность “цельного знания”, которое вместе с “цельным творчеством” образует “цельную жизнь”. Одним из средств к достижению этого является магия любви.

Сам акт творения, есть длительный процесс мистического соединения “лучезарного небесного существа Софии” с реальной стороной, материей мира. Человек в этом процессе является посредником, связующим звеном.

В.С. Соловьев. Основными идеалами его философии были:

- идея всеединства - объединения и гармонии всех сторон бытия (материальной, духовной и др.);

- идея нравственности как главного аспекта жизни человека (низший уровень нравственности - право, высший - любовь);

- идея прогресса - как всеобщей связи поколений;

- идея воскрешения всех, как живых, так и мертвых, как главная цель, к которой должно стремиться человечество;

- идея Бога как выражения добра;

- идея «богочеловека» - жизненного пути личности, который основан на следовании Богу, добре, нравственности;

- идея Софии - всеобщей Божественной мудрости;

- русская идея, состоящая, по Соловьеву, из трех идей: «Святой Руси» (Москва - Третий Рим), «Великой Руси» (реформы Петра I) и «Свободной Руси» (дух декабристов и Пушкина).

 

Вопрос 24.

Истоки и смысл проблемы бытия в античной философии.

Бытие как Абсолют.

 

1. Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия,называется онтологией, а сама проблема бытия - одна из главных в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь заинтересовалась онтологией, пыталась понять сущность бытия, а уж потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологию, логику, иные философские проблемы.

2. Каково же содержание философской категории «бытие»?Для ее раскрытия можно выделить ряд положений: окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть; окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе; материя и дух - единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть. Данные положения обобщаются понятием субстанции- самостоятельной сущности, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя. Бытие- это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.

3. Комфорт человеческого существования предполагает опору на некоторые простые и естественные предпосылки, которые понятны сами собой и не требуют специальных обоснований. Универсальность людей в том, что при всех изменениях, происходящих в мире, существуют какие-то гарантии его сохранения как стабильного целого. Люди всегда стремились найти такие опоры своего существования, которые блокировали бы ужас, связанный с мыслью о возможности ежеминутной гибели мира. И каждый раз, когда начинались сомнения в прочности этих опор, привычные данности реальной жизни, становились предметом размышления, переходя из ранга чего-то само собой разумеющегося в ранг проблем отыскания новых опор.

Мир и вселенная уже не казались столь прочными и надежно существующими, как прежде: все стало шатким, ненадежным. После того как первые философы разрушили связь личности с преданиями, традициями, верой. Античные греки потеряли жизненную опору. Им нужна была вера в новую силу. Философия начала поиски новых оснований мира и человека, ввела проблематику бытия. Парменид объяснил предельным основанием мира и космоса мысль, как таковую, Абсолютную мысль. Бытие– это безличностный, трансцендентный Абсолют, к которому античный грек не мог обращаться с помощью личного местоимения «Ты». Он открыл силу Абсолютной мысли, которая удерживает мир от опрокидывания в хаос, обеспечивает ему стабильность, дает человеку уверенность в том, что все будет подчиняться порядку, установленному в ином мире. Заведенный в мироздании ход вещей не может внезапно по воле случая, измениться. Парменид постулировал наличия за вещами предметно-чувственного мира, выполняющего роль гаранта стабильности всего, что есть на земле и на небе.

Вопрос 25.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 296.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...