Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Идеалы и принципы Просвещения. Гносеология и этика И. Канта.
1. Основоположник немецкого классического идеализма И. Кант- немецкий философ. Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода: докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.) (исследования в области естественных наук); критический (философское творчество); «Критика чистого разума»; «Критика практического разума»; «Критика способности суждения». 2. Важнейшими проблемами философских исследований Канта до-критического периодабыли проблемы бытия, природы, естествознания. 3. В основе философских исследований Канта критического периодалежит проблема познания.Кант отстаивает идею агностицизма- невозможности познания окружающей действительности. Кант выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностейпри познанииявляется не окружающая действительность - объект, а субъект познавательной деятельности - человек, а точнее, его разум. Познавательные возможности человеческого разума ограничены. Как только разум человека пытается выйти за собственные рамки познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия (антиномии(4)). Первая антиномия - ОГРАНИЧЕННОСТЬ ПРОСТРАНСТВА (Мир не имеет/имеет начало во времени и безграничен/ограничен в пространстве). Вторая антиномия- ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ (Существуют только простые элементы и то, что состоит из простых/нет ничего простого). Третья антиномия - НАЛИЧИЕ БОГА (Есть Бог - безусловно необходимое существо, причина всего сущего/Бога нет). Четвертая антиномия- СВОБОДА И ПРИЧИННОСТЬ (Существует не только причинность по законам природы, но и свобода/свободы не существует).
С помощью разума можно логически доказать одновременно обе противоположные антиномии - разум заходит в тупик. Наличие антиномий, доказательство наличия границ познавательных способностей разума. Кант выделяет три понятия, характеризующих знание: апостериорное знание; априорное знание; «вещь в себе». Апостериорное знание- то знание, которое получает человек в результате опыта. Априорное знание- доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначальнои не требует никакого опытного доказательства. «Вещь в себе»- одно из центральных понятий всей философии Канта. Вещь в себе - это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом. 4. Само человеческое сознание, также, имеет свою структуру,которая включает в себя: формы чувственности; формы рассудка; формы разума. Чувственность- первый уровень сознания. Формы чувственности пространство и время. Рассудок- следующий уровень сознания. Формы рассудка - категории- предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первоначальных ощущений, размещенных в «системе координат» пространства и времени. Разум- высший уровень сознания. Формами разума являются окончательные высшие идеи,например: идея Бога; идея души. 5. Учение о категориях- предельно общих понятиях, с помощью которых можно описать и к которым можно свести все сущее. Таких категорийдвенадцатьи он делит ихна четыреклассапо трив каждом: - количества - единство, множество, цельность; - качества - реальность, отрицание, ограничение; - отношения - субстанциональность (присущность) и акциденция (самостоятельность); причина и следствие; взаимодействие; - модальность - возможность и невозможность, существование и несуществование, необходимость и случайность. Первые две категории каждого из четырех классов - противоположные характеристики свойства класса, третьи - их синтез. 6. Главные вопросы:Какой должна быть мораль? Что есть моральное поведение человека? Кант приходит к следующим выводам: - чистая нравственность- признанное всеми добродетельное общественное сознание, которое отдельный индивид воспринимает как свое собственное; - между чистой нравственностью и реальной жизнью существует сильное противоречие; Кант сформулировал моральный закон,и назвал его категорическим императивом: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства». 7. Историческое значение философии Кантав том, что им было: дано основанное на науке объяснение возникновения Солнечной системы; выдвинута идея о наличии границ познавательной способности разума человека (антиномии, «вещи в себе»); выведено двенадцать категорий - предельно общих понятий, которые составляют каркас мышления; сформулирован категорический императив - моральный закон.
Вопрос 16. Философия Г. Гегеля: противоречие между диалектическим методом познания и объективно - идеологической системой. Г. Гегель- был ярким представителем немецкого классического идеализма («Феноменология духа», «Наука логики», «Философия права»). 1.Им были выдвинуты и подробно разработаны: теория объективного идеализма; диалектика как всеобщий философский метод. 2. Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля – отождествление бытия и мышления.В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие - абсолютной идеи. Абсолютная идея -это единственно существующая подлинная реальность; первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений; мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить. Абсолютный дух, отчуждает себя в виде: окружающего мира, природы, человека. А затем, после отчуждения через мышление и деятельность человека, закономерный ход истории возвращается снова к самому себе: то есть происходит круговорот Абсолютного духа по схеме:Мировой (Абсолютный) дух - отчуждение - окружающий мир и человек - мышление и деятельность человека - реализация духом самого себя через мышление и деятельность человека - возвращение Абсолютного духа к самому себе. Человекв онтологии (бытии) Гегеля играет особую роль. Он – носитель абсолютной идеи.Сознание каждого человека - частица Мирового духа. Человек есть «конечный дух» Мирового духа. Им впервые было четко сформулировано понятие диалектики. Диалектика- основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. 4. Природу Гегель понимает как инобытие идеи (другую форму существования идеи). Дух, по Гегелю, имеет три разновидности: субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух.Субъективный дух- душа, сознание отдельного человека. Объективный дух- следующая ступень духа, «дух общества в целом». Абсолютный дух - высшее проявление духа, вечно действительная истина (искусство, религия, философия). Искусство- непосредственное отображение человеком абсолютной идеи. Религия- антитезис искусства, религия - абсолютная идея, открытая человеку Богом в виде откровения. Философия- синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания абсолютной идеи. История, процесс самореализации Абсолютного духа (завоевания свободы). 5. Один из важнейших философских выводов Гегеля о бытии и сознании в том, что противоречия между бытием (материей) и идеей (сознанием, разумом) не существует.Разум, сознание, идея обладает бытием, а бытие - сознанием. Все разумное действительно, а все действительное разумно. Вопрос 17. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 516. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |