Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

К. Маркс: диалектико-материалистическое понимание общества и его истории.




 

1. Марксистская философия материалистична по своему характеру и состоит из двух больших разделов - диалектического материализма и исторического материализма.

2. Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание истории:

- на каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, не зависящие от их воли производственные отношения(продажа собственного труда);

- производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, которая является базисомдля институтов государства и общества, общественных отношений;

- указанные государственные и общественные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройкипо отношению к экономическому базису;

- базис и надстройка взаимно влияют друг на друга.

В зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений, определенного типа базиса и надстройки выделяются общественно-экономические формации:

- первобытнообщинный строй (зачатки общества);

- рабовладельческое общество(экономика основана на рабстве);

- азиатский способ производства - основана на массовом, коллективном, жестко управляемом государством труде свободных людей;

- феодализм(крупная земельная собственность и труд зависимых крестьян);

- капитализм(производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих);

- социалистическое (коммунистическое) общество - общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной собственности на средства производства;

- уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества, ход истории.

3. Также Марксом и Энгельсом выделяются и разрабатываются следующие понятия: средства производства, отчуждение, прибавочная стоимость, эксплуатация человека человеком.

Средства производства- уникальный товар, функция труда высшего уровня, позволяющие производить новый товар. Для производства нового товара помимо средств производства необходима сила, обслуживающая их, - так называемая «рабочая сила».

Стоимость произведенного наемной рабочей силой продукта выше стоимости их труда (в виде зарплаты), разница между ними, по Марксу, является прибавочной стоимостью,часть которой идет в карман капиталисту, а часть вкладывается в новые средства производства для получения в будущем еще большей прибавочной стоимости.

Выход из данного положения основоположники марксистской философии видели в установлении новых, социалистических (коммунистических) общественно-экономических отношений,при которых будет ликвидирована: частная собственность на средства производства; эксплуатация человека человеком и присвоение результатов чужого труда (прибавочного продукта) узкой группой лиц; частная собственность на средства производства будет заменена общественной (государственной); произведенный продукт, результаты труда будут делиться между всеми членами общества благодаря справедливому распределению.

4. В основу диалектического материализмаМаркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических  принципах:

- основной вопрос философиирешается (бытие определяет сознание);

- сознание не самостоятельная сущность, а свойство материи отражать себя;

- материя находится в постоянном движении и развитии;

- Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству;

- Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;

- материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;

- важным фактором развития является практика - преобразование человеком окружающей действительности и самого человека;

- развитие происходит по законам диалектики - единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество.

 

Вопрос 20.

Славянофилы и западники: судьба России, Россия и Европа.

В истории любой страны во все времена стоит основной вопрос, как и по какому пути, ей развиваться. На протяжении всего своего существования перед Россией стоял вопрос о том, какую внешнюю политику ей вести: ориентированную на запад или на восток. Так появилось два течения: «западничество» и «славянофильство».

Славянофилы, выступили с обоснованием самобытного пути исторического развития России, принципиально отличного от пути западноевропейского (Киреевский, Беляев, Чижов). Самобытность России, по мнению славянофилов, - в отсутствии в ее истории классовой борьбы, в русской поземельной общине и артелях, в православии как единственно истинном христианстве.Славянофилы отстаивали историческую самобытность России и выделяли ее в отдельный мир, противостоящий Западу, в силу особенностей русской истории, русской религиозности, русского стереотипа поведения. Особое внимание славянофилыуделяли деревне, считая, что крестьянство несет в себе основы высокой нравственности, что оно еще не испорчено цивилизацией. Произведения славянофилов подвергались цензурным притеснениям, некоторые из славянофилов состояли под надзором полиции, подвергались арестам. Постоянного печатного органа славянофилыдолгое время не имели, главным образом из-за цензурных препон.

Западники, направление русской антифеодальной общественной мысли, противостоящие славянофилам(Герцен, Грановский, Белинский). Западникив отличие от славянофилов русскую самобытность оценивали как отсталость. С точки зрения западников, Россия, как и большинство других славянских народов, долгое время была как бы вне истории. Главную заслугу Петра I они видели в том, что он ускорил процесс перехода от отсталости к цивилизации. Западникиподчеркивали, что Россия и Западная Европа идут одинаковым историческим путем. Поэтому Россия должна заимствовать опыт Европы. Важнейшую задачу они видели в том, чтобы добиться освобождения личности и создавать государство и общество, обеспечивающие эту свободу.

Однако западники и славянофилы имели схожие позиции. И те и другие выступали против крепостного права, за освобождение крестьян с землей, за введение в стране политических свобод, ограничение самодержавной власти. Объединяло их также и негативное отношение к революции; они выступали за реформистский путь решения основных социальных вопросов России.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 322.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...