Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Пути постижения истины: чувственный, рациональный, интуиция вера.




Познание представляет собой процесс постижения истины: "Обычно истину определяют как соответствие знания объекту. Истина — это адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Таким образом, истина существует не как объективная, а как субъективная, духовная реальность в ее информационном и ценностном аспектах". Это объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, а также понятий, суждений, теорий, учений и, наконец, всей целостной картины мира в динамике ее развития".

Вера ― важнейший компонент внутреннего духовного мира человека, психический акт и элемент познавательной деятельности. Она обнаруживает себя в непосредственном, не требующем доказательств принятии тех или иных положений, норм, истин.

Бывают случаи, когда человек чрезвычайно быстро, почти мгновенно, схватывает сложную ситуацию и находит правильное решение. Порой в сокровенных глубинах души как бы наплывом возникают поражающие силой прозрения образы, которые намного обгоняют систематизированную мысль. Способность постижения истины путем прямого ее усмотрения, без обоснования с помощью дискурсии именуется интуицией. Интуицию делят на две разновидности: чувственную (предчувствие опасности, угадывание неискренности) и интеллектуальную (мгновенное решение практической, теоретической, художественной или политической задачи).

Чувственное постижение истины осуществляется посредством органов чувств - зрения, слуха, осязания и др. Органы чувств доставляют разуму соответствующие данные, факты. Разум их обобщает и делает определенные выводы.

Рациональный путь постижения истины наиболее полно и адекватно выражен в мышлении. Мышление - осуществляющий в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций.

 

 

Вопрос 39.

Генезис науки и основные этапы ее становления. Особенности научного познания.

 

Наука ― это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов.

Генезис науки - это процесс, растянутый во времени на тысячелетия.

Историки науки выделяют в научном континууме эпистему греков, доктрину схоластов, науку Нового времени, современную науку, существующую в нескольких формах - классическая, неоклассическая, постнеоклассическая версии науки. Наука зарождается в XVI в.

Античность. Познавательная установка - созерцание.

Тип научного знания эпохи Средневековья носит название "доктрина схоластики". Принципы знания: универсализм - стремление охватить мир в целом; символизм - всякая вещь, будучи сотворенной, олицетворяет скрытую за собой фундаментальную сущность; телеологизм - все существует по помыслу Бога, для исполнения заранее уготованных целей.

Становление науки Нового времени: формирование объекта классической науки; субъекта познавательной деятельности; метода научного познания. Вместо попыток получить немедленно ответы на глобальные вопросы, начали интересоваться простыми, на первый взгляд, незначительными фактами.

Научное знание трактуется как знание только об объекте, субъект дистанцирован от объекта. Наука XVII-XIX в.в. - это, поиск метода.

"Научное познание— это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности".

Основные особенности научного познания:

1. Основная задача научного познания ― обнаружение объективных законов действительности: природных, социальных, законов познания и др.

2. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания ― объективная истина, постигаемая рациональными средствами и методами, но, не без участия живого созерцания и внерациональных средств.

3. Наука в большей мере, чем другие формы познания, ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике по изменению окружающей действительности и управлению реальными процессами.

4. Научное познание сложный противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке.

5. В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты и др.

6. Для научного познания характерна строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.

7. Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия.

 

Вопрос 40.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 889.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...