Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА № 1. СОВРЕМЕННАЯ КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ (ДЕЛОВАЯ ИГРА)




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

 

К проведению практических занятий по дисциплине

 «Управление персоналом»

для студентов специальности 060800 (080502) «Экономика и управление на предприятии (в химико-лесном комплексе)», «Экономика и управление на предприятии природопользования»)

 

 

Брянск, 2009

 

Брянская государственная инженерно-технологическая академия

 

Кафедра экономики и управления на предприятиях лесного комплекса и природопользования

 

 

УТВЕРЖДЕНА

Редакционным Советом БГИТА

                                                                                Протокол №____ от________2009г.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

 

К проведению практических занятий по дисциплине

 «Управление персоналом»

для студентов специальности 060800 (080502) «Экономика и управление на предприятии (в химико-лесном комплексе)», «Экономика и управление на предприятии природопользования»)

 

Брянск, 2009


 

 


Составитель: доцент, к.э.н. Моисеенко С.Л.

 

 

Рецензент: руководитель службы управления

персоналом ПУ «Брянскмежрайгаз» Сороковая Н.М.

 

Рекомендовано учебно-методической комиссией экономического факультета БГИТА.

Протокол №____ от «___» ____________2009 г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..….……………5

 

 

Практическая работа №1. Современная кадровая политика организации………………….……6

 

 

Практическая работа №2. Методы определения численности персонала …………………………………………………………….……………………………………………8

 

 

Практическая работа №3. Кадровое делопроизводство, принципы и правила организации документооборота………………………………….………. ………………………………..…...………12

 

Практическая работа № 4. Деловая игра «Отбор претендента на вакантную должность»……………………………………………………………………………..………………….18

 

 

Практическая работа №  5 . Методы и формы обучения персонала……………………………..22

 

 

Практическая работа №  6. Типология мотивации трудовой деятельности,

особенности распределения работ в коллективе…………………………………………….……..26

 

 

Практическая работа №   7. Применение комплексной оценки управленческого персонала

 на предприятии…………………………………………………………………………………..…29

 

 

Практическая работа №    8: Анализ показателей эффективности использования трудовых ресурсов  как инструмент принятия управленческих решений………………………………….…33

 

 

Практическая работа № 9. Социальная политика и управление конфликтами в коллективе……………………………………………………………………………………………………….39

 

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………....44
ВВЕДЕНИЕ

Управление персоналом современной организации является основой ее эффективного функционирования, требует внимательного изучения, осмысления и использования в современных условиях российской экономической действительности. Опыт, накопленный в данной области, носит общеметодологический характер, т.е. поможет предприятию любой отрасли и организационно-правовой формы адаптироваться к новым условиям, складывающимся между субъектами внешней среды предпринимательской структуры и при построении функционально-целевой модели системы управления организацией.

В настоящее время существует достаточно большое количество научной и учебной литературы, способствующей освоению студентами теоретических подходов и новых механизмов управления персоналом организации в рыночных условиях.

Однако практическое овладение технологией и методами работы с персоналом остается ключевой проблемой обучения при подготовке как будущих, так и состоявшихся специалистов и, особенно, руководителей высшего и среднего уровня управления. Приобретение и закрепление конкретных практических навыков при работе с персоналом как в штатных, так и в ситуациях внештатного, чрезвычайного или конфликтного характера, является и, по мнению автора, будет являться актуальным в обозримой перспективе.

К специфике данного курса относится, прежде всего, разнообразие применяемых методов обучения: деловые игры, конкретные управленческие ситуации, тесты, практические задачи, в т.ч. с необходимостью использовать статистические и оптимизационные расчеты. Это требует от студентов определенного экономического, законодательного, психологического, исторического, математического кругозора, т.е. востребованы профессиональные знания, навыки делового общения, что помогает систематизировать, анализировать и применять их для решения практических задач.

Таким образом, целью проведения практических занятий является закрепление теоретических знаний и методических подходов в области организации деятельности кадровых служб, разработки программ найма, отбора, оценки и развития персонала компании, а также приобретение практических навыков по ведению кадрового учета, проведению анализа работ, составлению должностных инструкций и других документов и программ кадровой службы.

 


ТЕМА № 1. СОВРЕМЕННАЯ КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ (ДЕЛОВАЯ ИГРА)

Исходные данные. Участники деловой игры самостоятельно выбирают организацию, ориентируясь на базу прохождения практики, место работы или моделируя условно. Определяют сферу ее деятельности в отраслевом аспекте, организационную структуру управления, а также проводят описание данной организации по следующим характеристикам:

- форма собственности, название, конкретное месторасположение в черте города;

- наименование продукции или услуг, предлагаемые на рынок;

- основная цель (миссия) организации;

- наличие филиалов, дочерних общество или представительств;

- состав учредителей, размер уставного капитала, доли учредителей;

- численность персонала и ролевое распределение с подробной характеристикой каждого члена команды;

- уровень технической оснащенности производства и управления, потребность в оборотных средствах;

- перечень основных видов расходов в месяц на первоначальном этапе, потребность в кредитовании, условия выдачи кредитов малому бизнесу;

- «изюминка» предприятия;

- маркетинговые акции при открытии и для поддержания покупательского интереса;

- дополнительные сведения (возможность смены или дополнений видов деятельности и т.п.). 

Постановка задачи. На основании миссии с учетом характеристик организации сформировать цели управления персоналом путем построения «дерева целей». На базе построенного дерева целей необходимо определить функции по управлению персоналом, выделив среди них уже выполняемые и новые, появление которых связано с развитием организации, появлением филиалов, достижением конкретных целей и т.д.

Выявленные функции закрепить за уже имеющимися подразделениями, либо предложить формирование новых подразделений.

Методические указания. При проведении игры необходимо учитывать, что целеполагание является одним из методов формирования системы управления организации. Чем более конкретно и детально будет сформулирована цель, тем более конкретные задания по их реализации можно будет поставить перед отдельными звеньями системы управления, производственными подразделениями и отдельными исполнителями.

Цели, стоящие перед организацией, необходимо тщательно разграничить на внешние, связанные с отношением фирмы с окружающей средой (взаимоотношениями с государственными органами, в т.ч. финансовыми институтами, рынком труда, конкурентами, партнерами, покупателями и заказчиками) и внутренние, реализация которых направлена на улучшение взаимоотношений фирмы со своими сотрудниками. Целеполагание представить в виде рис.1.

                                Главная цель

 

 


Описание хода деловой игры. Каждая подгруппа студентов (4-5 человек) выбирает организацию-предмет дальнейшего исследования и моделирования. С целью исключения дублирования организации должны быть известны остальным участникам игры. Все группы выполняют одно и то же задание для своей организации.

Результатом основного времени игры должны стать письменное подробное описание (в виде краткого бизнес-плана) всех этапов работы, полная характеристика организации и ее деятельности, формулировка миссии, построение дерева целей по управлению персоналом, схема оргструктуры управления организации или подсистемы управления персоналом и предложения по закреплению функций за звеньями или исполнителями этой подсистемы.

После завершения основного времени представитель каждой группы докладывает о результатах проделанной работы. Остальные играющие группы, в том числе экспертная, задают вопросы по содержанию материала. В итоге выделяется наиболее удачная группа, анализируются ошибки и неточности остальных вариантов.

Бизнес-план оформляется в соответствии с действующими правилами оформления и сдается преподавателю на следующем практическом занятии. При оформлении работы обязательно использовать актуальную информацию (условия выдачи банковских кредитов, прайс-листы компаний-конкурентов и т.д.). Буклеты подшиваются в виде приложений к работе.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 307.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...