Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Почему в теории политической системы Дэвида Истона система представлена в виде «черного ящика»?




Истон считал, что системный анализ политической жизни основан на тезисе о «системе, погруженной в среду» и подверженной воздействиям с ее стороны, а это означает, что для выживания системы нужна способность реагировать. При этом политическая система – система особого рода, поскольку она, является совокупностью разных взаимодействий, осуществляет привнесение в общество ценностей авторитетным способом.

Анализируя политическую систему, Истон использовал тот же алгоритм функционирования открытой системы, который описывал фон Берталанфи, - при взаимодействии с внешней средой политическая система вырабатывает ответные реакции на поступившие стимулы. Сама политическая система – это «черный ящик», а значит, система подлежит исследованию исключительно через взаимодействия с внешней средой.

Понятие «черный ящик» было заимствовано из системотехники. Оно используется для обозначения систем, чья структура и внутренние процессы очень сложны либо вообще неизвестны. Метод изучения таких систем основан на исследовании их реакции на известные (заданные) выходные воздействия (сигналы).

Истон определил границы политической системы, использовав понятия «вход» и «выход». На «входе» Истон выделяет два основных вида импульсов: требования и поддержка. Требования – это любое обращение по поводу распределения ценностей в обществе. Истон выделил три основных вида требований:

  • распределительные
  • регулировочные
  • коммуникативные.

Если требования являются неким «кнутом» для политической системы, то поддержку можно рассматривать в виде «пряника» - как лояльное отношение к политической системе со стороны внешней среды. За счет поддержки обеспечивается жизнеспособность и стабильность функционирования политической системы.

Политическая система, реагируя на воздействия внешней среды, преобразует стимулы (требования и поддержку) в решения и действия на «выходе». Политические решения – это новые нормы, они имеют формы законов, заявлений, регламентов, тогда как политические действия осуществляются в виде различных мер по регулированию и решению важных проблем общественной жизни. Посредством решений и действий политическая система воздействует на общественную жизнь и неким образом преобразует ее, добиваясь более позитивных стимулов в дальнейшем виде поддержки на «входе».

ПС является «открытой системой», получающей постоянные раздражители и стимулы от внешней среды. Основной целью политической системы являются выживание и сохранение стабильности посредством адаптации, приспособления к среде. В основе этого механизма лежит принцип, согласно которому политическая система для поддержания внутренней стабильности должна постоянно реагировать на вызовы внешней среды. Последняя подразделяется на интрасоциетальную (экономика, культура, социальная структура, межличностные отношения) и экстрасоциетальную (все системы, являющиеся внешними по отношению к данному обществу, включая международное сообщество). 

ПС, с точки зрения Истона, - не просто система взаимодействия ее структур, а постоянно изменяющаяся, функционирующая, динамическая система.

 

Почему уровень политического участия в тоталитарных режимах

Выше, чем в демократиях? Какова специфика политического участия в

тоталитарных режимах?

Политическое участие - вовлеченность граждан в политические отношения. Это любые действия граждан и их объединений, которые позволяют им участвовать в принятии решений властью или влиять на власть.

Высокий уровень участия, политизации и активной мобилизации граждан нужен тоталитарному режиму для того, чтобы достигать политических и коллективных социальных задач. Членство в партии и руководимых ею организациях придает смысл жизни и чувство участия многим людям. Это выделяет тоталитаризм среди других недемократических режимов, в частности, некоторых видов авторитаризма.

Тип политического участия определяется характером политического режима. Об этом в частности писали Хантингтон и Липсет.

Можно выделить по крайней мере 2 вида политического участия:

1) Автономно-добровольное. К нему относится голосование, работа добровольцем в избирательных кампаниях, взаимодействие с политиками. Главное, что решение о политическом участии принимается каждым гражданином сознательно, без принуждения. Такой вид политического участия характерен для демократических стран.

2) Мобилизованное. Достигается путем принуждения или путем манипулирования (с помощью государственной пропаганды). Такой вид политического участия характерен для тоталитарных режимов.

Американские политолог Хуан Линц, которые разработал широко известную типологию политических режимов, подчеркивал, что тоталитарным режимам жизненно необходима мобилизация масс в свою поддержку. Т.о., политическое участие в тоталитаризме и демократиях носит разный характер.

Фактология: в США в среднем голосует только 53% граждан, имеющих право голоса; в Северной Корее — почти 100%. В демократических странах кол-во зарегистрированных членов партий невелико, во всех тоталитарных режимах (нацистская Германия, СССР при Сталине, Катай при Мао, Северная Корея) партии, сросшиеся с гос-вом, насчитывали миллионы членов — всю страну.

Однако сопоставление формальных чисел электоральной активности мало о чем говорит, т.к. типы полит. участия в тоталитарных и демократических странах разные.

Тоталитарным режимам для выполнения своей главной задачи - полного контроля над общ-вом – необходимо мобилизовать, привлечь к себе «массы». Именно массы, а не отдельные личности и не их организации (ни то, ни другое не существует в классических тоталитарных режимах). Коллективистские безликие массы, преданные партии и вождю, являются социальной основой тоталитарных режимов. Авангардом (передовой отряд) этих масс в тоталитарном режиме является массовая партия.

В демократических странах решение о политическом участии всегда принимается на индивидуальном уровне. Значительная часть граждан сознательно принимает решение не участвовать в политике, и для них это не несет никаких последствий. В демократиях нет механизмов, принуждающих граждан к политическому участию. В тоталитаризме участие носит принудительный характер, т.е. люди выступают в поддержку не собственных убеждений, а тех, в которые нужно верить, чтобы сохранить свое место в социуме, преуспеть.

Высокая политическая мобилизация в тоталитарных странах — следствие строгой, хорошо проработанной идеологии, которая дает установку на участие в жизни страны для улучшения этой самой жизни. Идеология и участие масс в политических отношения в тоталитарном государстве используется как основа политики и легитимации правящей группы.

Главное отличие участия в мобилизационном тоталитарном режиме: в любой области и по всем вопросам есть только один возможный его канал — партийный, а главная цель и направление активности людей определяются из центра.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 330.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...