Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Можно ли политику отождествить с властью? Если можно, то каковы пределы такого отождествления?




При рассмотрении субстанционального подхода политика – это действия, направленные на власть: её обретение, удержание и использование. С институциональных позиций политика это также институты и организации, через которые материализуется власть. Власть – взаимодействие субъекта и объекта, при котором субъект контролирует объект. Политические институты – структуры, обеспечивающие это взаимодействие, которое включает в себя получение, удержание и использование власти. В рамках данного подхода к определению политики и власти эти два понятия можно отождествить.

Тем не менее, полностью отождествить политику с властью невозможно, так как политика является более широким понятием, чем власть. Политика не сводится к простому контролю субъекта над объектом. Она также форма цивилизованного общения людей на основе права, способ коллективного существования человека (антропологическая трактовка); деятельность по насильственному либо мирному разрешению конфликтов, возникающих в обществе (конфликтно-консенсусное определение); процесс подготовки и принятия коллективных решений; деятельность, направленная на достижение общественного блага (нормативно-этическая трактовка).

Таким образом, отождествление политики и власти возможно в границах директивного (власть как принуждение), функционального (власть как осуществление общественного управления) и коммуникативного (власть как согласование интересов) аспектов власти, а также в рамках всех подходов к политике кроме нормативно-этического. Политика достижения общественного блага не всегда связана с властными отношениями и производится не только по принуждению или договорённости, но и по личным нравственным или религиозным мотивам.

 

Назовите отличительные признаки авторитарных режимов.

1) Ограниченный безответственный политический плюрализм

2) Отсутствие руководящей, четко разработанной идеологии

3) Отсутствие политической мобилизации (кроме исключительных случаев)

4) Низкий уровень политического участия (как следствие 3-го)

5) Права и свободы личности провозглашаются, но не исполняются

6) Силовые структуры неподконтрольны обществу и используются в политических целях

7) Личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью

8) Возможна практика имитации выборов

9) Отказ от тотального контроля, ограниченное вмешательство во внеполитические сферы

 

Отличается ли власть от господства, влияния, мощи, силы, принуждения, полномочий? Поясните вашу точку зрения.

Безусловно, так как власть – это неуточненное понятие, это способность какими-либо приемами воздействовать на других людей. Убеждение, влияние, господство, полномочия – это механизмы власти. Господство имеет три возможных истока: традиционное (от отца к сыну), харизматическое (обладание особыми качествами), демократическое (легитимное получение на конкурентных выборах). Сила - это применение или угроза применения физического принуждения, а также использование таких средств, как ограничение движения, контроль через силу за удовлетворением потребностей, например, в еде, комфорте, но власть заканчивается там, где появляется насилие. Действительно, согласно Максу Веберу, «власть работает только тогда, когда субъект А выполнит то, что скажет субъект Б, не чувствую над собой насилия». Однако нередко власть отождествляется с мощью, так как мощь предполагает наличие средств и ресурсов давления, которые создают благоприятные условия для достижения цели.

Охарактеризуйте основные условия демократии и демократизации. Являются ли они обязательными для любого общества?

Условия демократизации:

  • сформировавшаяся национальная идентичность и государственность (наличие нации как двуединства суверенного территориального государства и гражданского общества)
  • уровень экономического развития:

1. продвинутая индустриализация

2. распространенная урбанизация

3. высокая грамотность

4. определенное благосостояние

5. достаточное развитие СМИ

  • культурные условия (относительная распространенность ценностей и установок, преодолевающих коллективистский и патриархальный типы политического мышления, и ориентированных на индивидуализм, рационализм и демифологизированное восприятие).

При рассмотрении различных условий демократизации нужно понимать, что все они способствуют возникновению демократического режима. В случае их отсутствия демократический идеал не был бы никогда достигнут, но ни одно из таких условий само по себе не является ни необходимым, ни достаточным для перехода к демократии. Очевидно, что каждое из них надо изучать применительно к конкретной ситуации, значит, и набор предпосылок может изменяться в зависимости от различных факторов.

 

Охарактеризуйте основные типы партийных систем (М. Дюверже).

В основу типологии партийных систем М. Дюверже положил количественный критерий и выделял однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы.

При однопартийнойсистеме единственная партия монополизирует государственную власть. Система характерна для тоталитарных и авторитарных режимов. Монопартийная система обладает рядом достоинств: она способна интегрировать социальные группы, гармонично сочетать их интересы; концентрировать ресурсы и направлять их на решение актуальных про­блем.

В то же время отсутствие оппозиции обрекает властвующую партию на застой, бюрократизацию. Опыт социалистических стран, где безраздельно властвовали коммунистические партии, подтверждает опасность поли­тической монополии, которая оборачивается отрывом руководства партии от масс.

Двухпартийная система состоит из нескольких партий с заметным преобладанием двух наибо­лее влиятельных; обеспечивает возможность создания стабильного правительства, опирающегося на поддержку парламентского большинства, поскольку победившая на выборах партия обладает абсолютным большинством де­путатских мандатов. Система имеет и недостатки, главный из которых – возможность смены политического курса на очередных выборах в случае победы оппозиционной партии. Классическими примерами двухпартийной системы являются Великобритания, с чередованием у власти лейбористской и консервативной партий, и США – с республиканской и демократической партиями.

Многопартийная система предполагает активную роль в политической жизни двух и более партий. Количество партий отражает наличие мно­гообразных социальных интересов. Такая партийная система стремится к поиску согласия и компромиссов, поскольку ни одна из партий не обладает явным политическим преимуществом. Пример многопар­тийности являют страны Западной Европы, в которых экономичес­кие, национальные, религиозные, идеологические различия порож­дают многообразие партий. Так, в Италии насчитывается 14 партий, в Голландии – 12, в Швеции, Дании, Норвегии – более 5 и т.д.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 223.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...