Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Какими средствами можно ограничить политическую власть?




Из желательных и возможных ограничителей верховной политической власти, вслед за Алексисом де Токвилем (1805-1859) до сих пор называют религию и нормы нравственности, промежуточные территориальные органы и «образования патриотического сплочения» (то есть входящие в государство провинции и регионы, местные общины); группы интересов и социальной солидарности (различные элиты, ассоциации, партии, лоббистские организации); общественное мнение; независимую судебную власть. Позже к этому перечню добавилась и информационная власть.

Самым значимым и известным принципом взаимоограничения полномочий управителя является принцип разделения властей. Сформулировал принцип «власть останавливает власть» для политики Шарль Луи Монтескьё (1689-1755):

Чтобы образовать умеренное правление, надо уметь комбинировать власти, регулировать их, умерять, приводить их в действие; подбавлять, так сказать, балласту одной, чтобы она могла уравновесить другую; это такой шедевр законодательства, который редко удается выполнить случаю, и который редко позволяют выполнить благоразумию.

Таким образом, средством против вырождения демократии в тиранию – равноправие трех ветвей власти (чтобы власти могли сдерживать друг друга).

Истоки же теории разделения властей восходят к идее смешанного типа правления, разрабатывавшейся еще Аристотелем (384-322 до н.э.), Фомой Аквинским(1225/1226-1274) и Джоном Локком(1632-1704). В практическом плане эта идея нашла свое выражение в английском «Билле о правах». Изучая государственно устройство Англии, где в результате естественного развития был создан реальный механизм разделения властей, Монтескьё дает его теоретическое осмысление и обоснование. В частности, как и Николо Макиавелли, Монтескьё считал, что политической властью всегда злоупотребляют (это следует из природы людей, которые не просто склонны заблуждаться, но при этом еще и действуют по собственным заблуждениям). В связи с этим, верховенство права может быть обеспечено только разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную. Различные власти должны сдерживать друг друга. Именно такая конфигурация власти способна обеспечить политические и юридические условия свободы.

Политической власти нужны «физические противовесы» в виде правового государства и конституционных гарантий гражданских свобод.

Правовое государство с точки зрения политологии – это принцип ограничения власти, согласно которому верховная (государственная) власть, управленцы разных уровней, все социальные общности и каждая отдельная личность уважают право и находятся в равном положении по отношении к нему.

За несоблюдение принципа ограничения политической власти следуют санкции: они налагаются либо в юридическом порядке, либо применяется коллективная защита управляемых от действий управителей.

По мнению французского политолога Жана-Люка Шабо для эффективности норм права нужна совокупность трех условий: соответствие писаной нормы ценностям и соотношению сил в обществе; признание наивысшей ценности правовой системы норм; наличие систем и органов, чьей задачей является контроль конституционности.

Ограничение политической власти ради защиты управляемых получили действенную поддержку со стороны международно признанных правовых актов(Всеобщей декларации прав человека, принятой в ООН в 1948 году, и т.д.).

Какими факторами определяется нарастание тенденций децентрализации и федерализации в унитарных государствах?

Главным признаком унитарного государства является сосредоточение всех внутренних и международных полномочий в руках общенациональной власти. Однако в современных условиях даже сверхцентрализованное государство неспособно осуществить с помощью своих представителей и функционеров в структурах верховной власти и на местах всю полноту необходимых политических функций. Ведь государство складывается из регионов со своими историческими традициями, специфическими интересами и потребностями, что обуславливает стремление людей из местных сообществ к определенному административно-политическому самоуправлению. Децентрализация является способом передачи государством созданным им локальным сообществам (во Франции, например, коммунам, департаментам, регионам) некоторых полномочий при контроле над их осуществлением. Существует много вариантов децентрализации: весь спектр отношений центра и периферии от ограниченного самоуправления (Франция) до весьма широких прав автономии (Испания). В условиях демократии местные образования получают возможность формировать свои представительные и административные институты. Существование же автономий не меняет принципиально унитарного характера государственного устройства. 

 Одной из политических предпосылок федерализации следует назвать демократизацию общественной жизни в целом и политических отношений в частности. Абсолютное большинство исследователей считает, что федерализация является одной из форм демократизации, что федерализм без демократии существовать не может, что «федерализм есть просто территориальный близнец демократии», что «федерация является одной из самых эффективных форм демократического устройства общества». Действительно, принцип федерализма – это, прежде всего, принцип вертикального (территориального) разделения государственной власти, а принцип разделения властей, в свою очередь, может быть реализован только в рамках демократического государственно-правового режима.

Третья из важнейших политических предпосылок федерализации – распространенность и привлекательность идеологии федерализма, укоренение ее в общественном политическом и правовом сознании.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 349.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...