Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В чем сложность определения понятия государства? Дайте характеристику основных подходов к осмыслению сущности государства.




Государство является центральным, интегрирующим общество политическим институтом. Оно концентрирует высшие властные полномочия и обладает способностью управлять и целенаправленно регулировать социальные отношения.

 Долгая история формирования и развития государства сопровождалась не менее длительными и не всегда результативными попытками теоретического объяснения сущности данного института. Долгое время государство практически отождествлялось с обществом, его социальной организацией. И только в XVI веке благодаря трудам Н. Макиавелли, в которых впервые использовался термин stato (от лат. status – положение) для обозначения особой, отличной от общества структуры власти, появился и термин «государство».

Термин «государство» обычно употребляется в широком и в узком смысле. В широком смысле государство отождествляется с обществом, с определенной страной. Например, мы говорим: «государства, входящие в ООН», «государства — члены НАТО», «государство Индия». В приведенных примерах под государством понимаются страны вместе со своими народами, проживающими на определенной территории. Такое представление о государстве являлось доминирующим в античности и в Средние века. Первые теоретические попытки разграничения государства и общества были предприняты выдающимися мыслителями Нового времени Н. Макиавелли, Т. Гоббсом, Д. Локком. 

В узком смысле государство понимается как один из институтов политической системы, обладающий верховной властью в обществе. Такое понимание роли и места государства обосновывается и становится актуальным в период формирования институтов гражданского общества (XVIII — XIX вв.). В этот период времени происходит усложнение политической системы и социальной структуры общества. Появляется необходимость отделения собственно государственных институтов и учреждений от общества и других, негосударственных, институтов политической системы. Государство является основным социально-политическим институтом общества, ядром политической системы. Обладая суверенной властью в обществе, оно управляет жизнедеятельностью людей, регулирует отношения между различными социальными слоями и классами, отвечает за стабильность общества и безопасность своих граждан. 

В чем состоит различие между нормативно-юридическим и социологическим подходом к институтам?

Разница между этими двумя подходами в том, что, с нормативно-юридической точки зрения, институт является устойчивой совокупностью некоторых правовых норм, которые регулируют общественные отношения. Он является элементом системы права. Примерами могут служить: институт купли-продажи, обмена, наследования и т.д. Институты объединяются в отрасли права (административное право, уголовное, гражданское и т.п.).

С социологической точки зрения, институты являются социальными структурами или порядками общественного устройства, регулирующими поведение индивидов, принадлежащих данному сообществу. Институты влияют на поведение посредством установленных правил. Социологический институт – это более широкое понятие, чем тот же термин в юриспруденции: такие институты являются не просто системой правил, законов или учреждениями, а выражены не всегда системами с четкой структурой: таким институтом может быть институт семьи, образования, парламентаризма, здравоохранения.

Верно ли утверждение, что тоталитаризм является сугубо современным явлением?

Нет. Термин «тоталитаризм» был сформулирован лишь в XX веке, и выражает всеобщее, или «тотальное» огосударствление всех сторон жизни (лозунг Муссолини «всё в рамках государства, ничего вне государства, ничего против государства»). Тем не менее, принцип всеобщего огосударствления общества отнюдь не является прерогативой новейшей истории, и известен человечеству с самых древнейших времён. Тоталитарные идеи появляются, в частности, в работах древнегреческих философов; несомненно, тоталитарный характер носит знаменитый трактат Платона «Государство», доходящий даже до запрета семьи, и централизации деторождения в евгенических целях.

Первой в известной истории тоталитарной державой являлась шумерская Третья династия Ура, правившая в древней Месопотамии. Во время правления этой династии было осуществлено тотальное огосударствление ремесёл, введена государственная монополия на внешнюю торговлю, и проведена национализация земли. Традиционный пантеон месопотамских богов был, в соответствии с устройством государства, также унифицирован и централизован. Изучаемая история была сфальсифицирована с целью устранения из шумерского прошлого борьбы исторических городов-государств.

Верно ли, что любое правление в интересах народа является демократическим?

Несмотря на то, что демократия- это «власть народа, избранная народом, в интересах народа», не только этот тип правления может быть в интересах народа. К примеру, после крушения тоталитаризма не всегда возможен резкий переход к демократии (у бывшего СССР не получилось), в такой ситуации авторитаризм - оптимальный режим (Китай, Чили, Южная Корея). В экстремальных ситуациях авторитарная власть обладает высокой способностью обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников. Все это дает возможность проводить радикальные общественные реформы.

Современный авторитаризм может сочетаться с культурным, экономическим, социальным, религиозным, и частично идеологическим плюрализмом.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 332.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...