Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В чем заключается специфика формирования негосударственных политических институтов?




В чем заключается специфика демократического транзита?

С середины 1980-х гг. в политической науке под влиянием определенных процессов – первоначально региональных, а затем и общемировых – постепенно начинает формироваться новое направление политологических исследований – транзитология. Если подойти к данному понятию со строго этимологических позиций, то транзитологические исследования предполагали анализ политических изменений переходного характера, связанных со становлением нового качественного состояния политической системы. Однако на практике термин «транзитология» приобрел более узкое значение, так как предметом исследований данного направления стал процесс перехода от автократических форм правления к демократическим. Поэтому предметом транзитологии как относительно самостоятельной дисциплины в рамках политической науки стали проблемы демократизации.

Демократизация – процесс постепенного внедрения демократических принципов в общественно-политическую жизнь того или иного общества. Хантингтон – волны демократизации и «отливы».

Переходы от демократии к авторитаризму, кроме тех, что были вызваны действиями иностранных акторов, почти всегда осуществлялись теми, кто стоял у власти или близко к власти в демократической системе. За одним или двумя возможными исключениями, не было случая, чтобы конец демократической системе положило всенародное голосование или всенародное восстание. Подавляющее большинство переходов от демократии к авторитаризму принимало форму либо военных переворотов, либо переворотов, осуществляемых исполнительной властью, когда демократически избранный глава исполнительной власти решительно порывал с демократией и сосредоточивал всю власть в своих руках, обычно путем объявления чрезвычайного или военного положения.

В качестве критериев демократичес­кого минимума исследователи выделили следующие: во-первых, 50 процентов взрос­лого мужского населения должно иметь право голоса; во-вторых, ответ­ственный глава исполнительной власти должен либо сохранять за собой поддержку большинства в выбор­ном парламенте либо избираться в ходе периодических всенародных выборов. Первой страной, которая отвечала этим критериям, были США примерно около 1828 года.

Мельвиль отмечает, что в большинстве случаев демократическая инициатива идет от элиты, но сперва проводится либерализация. Принципиальные различия: либерализация – частичные меры, освобождение политзаключенных, терпимости к оппозиции, меньшая цензура СМИ; демократизация – широкий процесс, включающий свободу конкуренции за контроль над властью и др. Либерализация модифицирует связь власти с обществом, демократизация – в корне меняет ее.

Демократический процесс – временный процесс, начинающийся от падения режима и заканчивающийся в момент, когда все демократические рычаги приведены в действие, новый строй легален и признан армией.

Мельвиль прибегает к понятию «демократического перехода», который не гарантирует однозначного итога. 2 фазы: сам транзит с либерализацией и демократизацией; консолидация демократии.

Предпосылки демократизации: высокое экономическое и индустриальное развитие, высокая степень урбанизации (городское население более подготовлено к демократии), развитые массовые коммуникации, обязательна рыночная, конкурентная экономика, благосостояние и образованность граждан, низкая социальная поляризация.

Модели демократизации: линейная (британская) – постепенное ограничение власти элиты (монархии), расширение демократических свобод, циклическая – чередование в странах демократического и авторитарного устройства из-за стремления получить элитой власть, диалектическая – та же нестабильность, но здесь переход к демократии осуществляется под действием внутренних предпосылок (упомянуты выше).

В чем заключается специфика формирования негосударственных политических институтов?

Политический институт – это модель системы общения людей по поводу властных отношений. Негосударственный политический институт – это такая организация, которая скреплена общей идеей, интересами, организационными принципами, формирующая и доносящая до существующей власти определенные требования или реформирующая её и не сопряженная с проведением деятельности государства: эти институты, в идеале, не сформированы государством, но созданы для выражения отношения общества к существующему строю.

Негосударственный политический институт может быть представлен в форме групп интересов или политических партий. Свобода формирования, распространенность и другие характеристики этих институтов зависят от социополитической атмосферы данного общества, существующего политического строя и партийной системы.

Группы интересов – это преимущественно добровольные объединения людей, созданные для выражения и отстаивания своих интересов в отношениях с гос-вом, другими институтами. Они помогают создать многостороннее общение общества и государства, возможность гибкого и быстрого преобразования интересов в направления политики. Функции: артикулирование интересов – формулирование политических требований, агрегирование интересов – согласование и связывание этих интересов в единую систему, а также информирование государства о состоянии проблем, появлении новых и др.

Типология: анемические (спонтанно созданные, случайная реакция на ситуацию, когда отсутствует постоянные организованные действия со стороны членов) и институциональные (формальные объединения с определенной структурой, представительские, с устоявшимися функциями); неассоциативные (недобровольное членство, а по каким-либо присущим признакам: раса, нация, родственные узы, религия – их деятельность мало структурирована и мало эффективна) и ассоциативные (направленные на решение определенных задач); одноцелевые и многоцелевые.

Партии также являются устойчивыми политическими объединениями, но имеют некоторые специфические черты: их главная цель – захват и удержание власти; их отличает жесткая структура, иерархия и устав с прописанными целями. Формирование всегда происходит из политических групп, когда есть коллективные интересы.  Для «протаскивания» интересов политические объединения прибегают к помощи групп давления, которые, в свою очередь, используют методы лоббизма.

Классификация партий: доктринальные (отстаивающие идеологию, доктрину), прагматические (ориентирующиеся на достижение определенных целей), харизматические (объединяющиеся вокруг лидера и его интересов). М. Дюверже: кадровые партии (формируемые политическими деятелями для поиска электората, «сверху»), массовые («снизу», появляющиеся для отстаивания общих взглядов, на основе движений и рядовых избирателей), строго централизованные (жестко организованные доктринальные партии, с большим количеством звеньев, часто с почитанием вождя).

Причина существования любых негосударственных политических объединения – существование гражданской инициативы. Формирование имеет свои специфические черты: на злобу дня, для решения самых актуальных проблем, чем больше разногласий в обществе, тем разностороннее будут эти объединения. Наибольшую роль в формировании играют характер соц. структуры, законодательство, традиции: если есть крестьяне, возникнут аграрные партии, если есть некий класс, играющий основополагающую роль – может возникнуть система с доминирующей партией, если гос-во отличает сплоченность, единые ценности и т.д., то партийная система будет мягче, с большей долей коалиций и т.п.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 646.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...