Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Изучение и оценка готовности ребенка к школе 9 страница




Естественно, что успеваемость по различным предметам и, соответ­ственно, самочувствие детей на уроках зависит не только от программ и методов преподавания, но и от интеллектуальных способностей учащих­ся. Однако часто прямой связи между отсутствием способностей, низкой успеваемостью и уровнем тревожности, плохим самочувствием учащих­ся не наблюдается. Связь обычно бывает опосредованной уровнем при­тязаний ученика и уровнем ожиданий (требований) со стороны родите­лей. Высокий уровень тревожности отмечается всегда, когда при слабых способностях ребенок имеет высокий уровень притязаний и старается соответствовать таким же ожиданиям родителей. Эта закономерность проступает достаточно очевидно в процессе психологического сопровож­дения учащихся с углубленным изучением каких-либо предметов (напри­мер, иностранных языков или математики), где уровень притязаний уча­щихся и ожидания родителей всегда достаточно высоки.

В таблице 5.4 приведены результаты обследования третьеклассни­ков одной из гимназий Санкт-Петербурга с углубленным изучением иностранных языков.

Таблица 5.4.Сравнительная характеристика

интеллектуального развития третьеклассников гимназии

с углубленным изучением иностранных языков (76 чел.)

и различного уровня тревожности (тест Кеттелла)

 

     

Тест Амтхауэра

Группы Средний балл успева­емости Базовое образное мышление, замеря­емое при отборе в 1-й класс А, А2 А3 А4 А6 А7 А8 А9
Высокий Уровень тревож­ности 4,0 19,1 5,4 6,9 6,3 4,3 5,8 3,9 8,8 8,5
Тревож­ность в N 4,2 19,1 5,5 6,6 5,9 6,0 7,1 4,2 8,3 8,8

 


210


211


 


 


Психологическая оптимизация обучения и развития школьников

Различия между высокотревожными и эмоционально благополуч­ными учащимися в развитии структурно-лингвистических способно­стей (А4) и абстрактного мышления (Ас), на базе которого эти спо­собности формируются, статистически значимы на 1% уровне достоверности (использовался критерий Стьюдента). При корреля­ционном анализе проявилась статистически значимая отрицательная зависимость между фактором О (тревожность) Кеттелла, и показа­телем А4 (Амтхауэра), которая означает следующее: чем ниже у ре­бенка уровень структурно-лингвистических способностей, тем выше уровень тревожности.

Дальнейшие лонгитюдные исследования, проведенные в 7 и 9 клас­сах, показали, что снижение тревожности происходит по мере разви­тия способностей в процессе усиленных занятий математикой и ино­странным языком. Ребята сами начинают чувствовать, что учиться становится легче, меньше требуется усилий, и эмоциональное состо­яние их нормализуется. Способности развились и эмоциональное состояние нормализовалось у 86% учащихся. Понятно, что в этом случае также были бы малоэффективны различные тренинги снятия тревожности, так как они направлены на работу со следствием и не способны минимизировать или устранить причину, которая объек­тивно вызывает нарушение эмоционального состояния учащихся. Более того, повышение тревожности в данном случае играло поло­жительную роль, активизируя учебную деятельность ребят, что и при­носило в дальнейшем положительные результаты.

Комплексные программы профилактики тревожности у учащих­ся должны быть направлены на изменение социальной ситуации, про­воцирующей тревожность, иначе психологическая помощь не при­носит ожидаемых результатов. Принятая психологическая практика коррекции тревожности (методы последовательной десенсибилиза­ции, отреагирование напряжения и страхов, тренинги уверенности в себе) фактически направлены на «лечение» симптома и оставляет без изменения причину, приводящую к нарушению эмоционального со­стояния учащихся. Для того, чтобы осознанно влиять на ситуацию, выбирать адекватные направления и способы действий, психологу не­обходимо знание основных негативных факторов и типичных ситуа­ций развития тревожности.

Как следует из приведенных результатов исследований, одним из ведущих факторов тревожности является сама учебная деятельность, а вернее, неуспешность ребенка в ней. В компетенцию психолога не »хо-


Изучение и профилактика тревожности учащихся

дит непосредственно преодоление неуспеваемости того или иного ре­бенка. Но если ребенок не справляется с программой, а родители и учи­тель не могут разобраться и помочь ему, задача психолога состоит в про­ведении комплексного психологического обследования ребенка с целью выявления причин, приводящих к трудностям в учебе. Психолог также обязан рекомендовать родителям проконсультировать ребенка у специ­алистов (невропатолога, психоневролога), если учебные проблемы свя­заны с состоянием его здоровья.

В начальной школе (1-2-е классы) часто истоки эмоциональной де­
стабилизации кроются во взаимоотношениях со значимыми взрослы­
ми — с родителями (особенно с матерью), учителями. Успешность адап­
тации к школе зависит от того, как относятся взрослые к ребенку, не
завышают ли требования к нему, не преувеличивают ли значимость его
школьных успехов-неудач. Достаточную ли помощь и поддержку он
получает или предоставлен сам себе и чувствует себя ненужным и бес­
помощным. Гармонизация отношения взрослых к ребенку является
предметом семейного консультирования.                                      '

С развитием самосознания все большую значимость для стабильно­го эмоционального состояния личности приобретает фактор оценки соб­ственной деятельности. И если у школьника накапливается опыт неудач, то в подростковом возрасте тревожность, неуверенность в себе, низкая самооценка закрепятся как устойчивые личностные характеристики. Напротив, известно, что даже прошлый успех поддерживает положитель­ную самооценку школьника в течение одного-двух лет. Необходимо стре­миться к тому, чтобы каждый ребенок в школе смог добиваться успехов, так как они повышают его шансы на успех в жизни (24). В связи с этим особо важное значение приобретает профилактика неуспеваемости, ба­зирующаяся на гармонизации интеллектуального развития учащихся. Использование ТООР (особенно ее первой ступени) помогает во мно­гом оптимизировать развитие школьников, повысить успеваемость и сохранить их нервно-психическое здоровье. Если же необходимые меры вовремя не принимаются, то психологу приходится иметь дело со сла­боуспевающими учащимися. В этом случае он должен заниматься не их эмоциональным самочувствием и повышением уверенности в себе (как сегодня принято), а разобраться в причинах неуспеваемости (недоста­точные учебные способности, наличие пробелов в знаниях, слишком сложная специализированная программа и пр.). Затем необходимо вы­работать вместе с учителями и родителями конкретную программу дей­ствий, результатом которой было бы повышение прочности знаний и


 


212


213


 


 


Психологическая оптимизация обучения и развития школьников 

уверенности учащегося в том, что он может быть успешным (это могут быть дополнительные занятия для ликвидации пробелов, коррекцион-ные развивающие занятия с психологом, выбор адекватной программы обучения и др.).

Как и любая другая психологическая технология, работа по профи­лактике тревожности у учащихся должна начинаться с диагностики, которая при использовании ЦТЭС может проводиться в режиме скри­нинга. Регулярные обследования позволяют вовремя выявлять эмоци­онально неблагополучных детей и не допускать усугубления ситуации. На основе диагностики по показателям тревожности можно судить о характере протекания и результатах процесса адаптации первоклассни­ков или учащихся пятых классов. О качестве работы по профилактике тревожности у учащихся как направлении психологической работы в школе могут также свидетельствовать данные о стабилизации их эмо­ционального состояния, о наличии положительного отношения к клас­су, школе, к самой учебной деятельности.



















































































































































































































































































































































































ОПТИМИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

И РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ

В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 170.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...