Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Изучение и оценка готовности ребенка к школе 9 страница
Естественно, что успеваемость по различным предметам и, соответственно, самочувствие детей на уроках зависит не только от программ и методов преподавания, но и от интеллектуальных способностей учащихся. Однако часто прямой связи между отсутствием способностей, низкой успеваемостью и уровнем тревожности, плохим самочувствием учащихся не наблюдается. Связь обычно бывает опосредованной уровнем притязаний ученика и уровнем ожиданий (требований) со стороны родителей. Высокий уровень тревожности отмечается всегда, когда при слабых способностях ребенок имеет высокий уровень притязаний и старается соответствовать таким же ожиданиям родителей. Эта закономерность проступает достаточно очевидно в процессе психологического сопровождения учащихся с углубленным изучением каких-либо предметов (например, иностранных языков или математики), где уровень притязаний учащихся и ожидания родителей всегда достаточно высоки. В таблице 5.4 приведены результаты обследования третьеклассников одной из гимназий Санкт-Петербурга с углубленным изучением иностранных языков. Таблица 5.4.Сравнительная характеристика интеллектуального развития третьеклассников гимназии с углубленным изучением иностранных языков (76 чел.) и различного уровня тревожности (тест Кеттелла)
210 211
Психологическая оптимизация обучения и развития школьников Различия между высокотревожными и эмоционально благополучными учащимися в развитии структурно-лингвистических способностей (А4) и абстрактного мышления (Ас), на базе которого эти способности формируются, статистически значимы на 1% уровне достоверности (использовался критерий Стьюдента). При корреляционном анализе проявилась статистически значимая отрицательная зависимость между фактором О (тревожность) Кеттелла, и показателем А4 (Амтхауэра), которая означает следующее: чем ниже у ребенка уровень структурно-лингвистических способностей, тем выше уровень тревожности. Дальнейшие лонгитюдные исследования, проведенные в 7 и 9 классах, показали, что снижение тревожности происходит по мере развития способностей в процессе усиленных занятий математикой и иностранным языком. Ребята сами начинают чувствовать, что учиться становится легче, меньше требуется усилий, и эмоциональное состояние их нормализуется. Способности развились и эмоциональное состояние нормализовалось у 86% учащихся. Понятно, что в этом случае также были бы малоэффективны различные тренинги снятия тревожности, так как они направлены на работу со следствием и не способны минимизировать или устранить причину, которая объективно вызывает нарушение эмоционального состояния учащихся. Более того, повышение тревожности в данном случае играло положительную роль, активизируя учебную деятельность ребят, что и приносило в дальнейшем положительные результаты. Комплексные программы профилактики тревожности у учащихся должны быть направлены на изменение социальной ситуации, провоцирующей тревожность, иначе психологическая помощь не приносит ожидаемых результатов. Принятая психологическая практика коррекции тревожности (методы последовательной десенсибилизации, отреагирование напряжения и страхов, тренинги уверенности в себе) фактически направлены на «лечение» симптома и оставляет без изменения причину, приводящую к нарушению эмоционального состояния учащихся. Для того, чтобы осознанно влиять на ситуацию, выбирать адекватные направления и способы действий, психологу необходимо знание основных негативных факторов и типичных ситуаций развития тревожности. Как следует из приведенных результатов исследований, одним из ведущих факторов тревожности является сама учебная деятельность, а вернее, неуспешность ребенка в ней. В компетенцию психолога не »хо- Изучение и профилактика тревожности учащихся дит непосредственно преодоление неуспеваемости того или иного ребенка. Но если ребенок не справляется с программой, а родители и учитель не могут разобраться и помочь ему, задача психолога состоит в проведении комплексного психологического обследования ребенка с целью выявления причин, приводящих к трудностям в учебе. Психолог также обязан рекомендовать родителям проконсультировать ребенка у специалистов (невропатолога, психоневролога), если учебные проблемы связаны с состоянием его здоровья. В начальной школе (1-2-е классы) часто истоки эмоциональной де С развитием самосознания все большую значимость для стабильного эмоционального состояния личности приобретает фактор оценки собственной деятельности. И если у школьника накапливается опыт неудач, то в подростковом возрасте тревожность, неуверенность в себе, низкая самооценка закрепятся как устойчивые личностные характеристики. Напротив, известно, что даже прошлый успех поддерживает положительную самооценку школьника в течение одного-двух лет. Необходимо стремиться к тому, чтобы каждый ребенок в школе смог добиваться успехов, так как они повышают его шансы на успех в жизни (24). В связи с этим особо важное значение приобретает профилактика неуспеваемости, базирующаяся на гармонизации интеллектуального развития учащихся. Использование ТООР (особенно ее первой ступени) помогает во многом оптимизировать развитие школьников, повысить успеваемость и сохранить их нервно-психическое здоровье. Если же необходимые меры вовремя не принимаются, то психологу приходится иметь дело со слабоуспевающими учащимися. В этом случае он должен заниматься не их эмоциональным самочувствием и повышением уверенности в себе (как сегодня принято), а разобраться в причинах неуспеваемости (недостаточные учебные способности, наличие пробелов в знаниях, слишком сложная специализированная программа и пр.). Затем необходимо выработать вместе с учителями и родителями конкретную программу действий, результатом которой было бы повышение прочности знаний и
212 213
Психологическая оптимизация обучения и развития школьников уверенности учащегося в том, что он может быть успешным (это могут быть дополнительные занятия для ликвидации пробелов, коррекцион-ные развивающие занятия с психологом, выбор адекватной программы обучения и др.). Как и любая другая психологическая технология, работа по профилактике тревожности у учащихся должна начинаться с диагностики, которая при использовании ЦТЭС может проводиться в режиме скрининга. Регулярные обследования позволяют вовремя выявлять эмоционально неблагополучных детей и не допускать усугубления ситуации. На основе диагностики по показателям тревожности можно судить о характере протекания и результатах процесса адаптации первоклассников или учащихся пятых классов. О качестве работы по профилактике тревожности у учащихся как направлении психологической работы в школе могут также свидетельствовать данные о стабилизации их эмоционального состояния, о наличии положительного отношения к классу, школе, к самой учебной деятельности. ОПТИМИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 210. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |