Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Изучение и оценка готовности ребенка к школе 7 страница




Рис.13. Ребенок с родителями (эмоционально положительная си­туация).

Рисунок воспринимается отрицательно, если нарушены взаимоот­ношения ребенка с родителями (эмоциональное неприятие, равнодуШ'


Готовность ребенка к школе: прогноз и оптимизация развития

ное отношение, частые наказания), а также когда родители конфлик­т-уют между собой или со старшими членами семьи, а ребенок неволь-но в этом участвует. В последнем случае рисунки, на которых отец и мать изображены отдельно, ребенок может воспринимать в положи­тельном ключе (т. е. с каждым в отдельности у него хорошие отноше­ния, плохо становится только тогда, когда все собираются вместе). Ри­сунок воспринимается негативно и в том случае, если нарушены отношения ребенка с одним из родителей (обычно с доминантным), а второй не справляется с защитной функцией. Если ребенок растет в неполной семье, но не ощущает какого-либо ущерба, чувствует себя хорошо, то рисунок он воспринимает в положительном ключе. Если он чувствует себя ущемленным, глубоко переживает отсутствие отца или матери, считает свою семейную ситуацию ущербной, то рисунок оценивается негативно.

Определив сферы жизнедеятельности ребенка, в которых его эмо­циональное самочувствие оказывается нарушенным, необходимо в пер­вую очередь работать не с ним, а с его родителями.

Попытки преодолеть тревожность у детей путем постепенного при­учения их к пугающим ситуациям (метод последовательной десенсиби­лизации) или «отреагированием» напряжения в рисунках и близких по сюжету играх с куклами (48, с. 47-51) направлены на лечение симпто­ма и оставляют без внимания саму причину напряжения и тревоги. Тре­нинги тоже мало чем смогут помочь, если ситуация дома останется пре­жней. К тому же тренинги далеко не так эффективны для снятия тревожности и укрепления положительной самооценки. Дети могут уве­ренно себя чувствовать на тренинге и оставаться при этом неуверенны­ми в жизни.

Работа с ребенком может стать эффективной только тогда, когда он приобретет хотя бы некоторую личностную автономию (не раньше 3-5-го класса). Первоклассник еще «симбиотически» связан с семьей и особенно с матерью. Поэтому консультирование родителей оказывает­ся более эффективным и менее трудоемким методом, чем непосредствен­ная работа психолога с детьми.

Существенную помощь тревожному ребенку может оказать тактич­ное поведение учителя. На период адаптации к школе такому ребенку чадо предоставить щадящий режим: спрашивать только с места и толь­ко домашние задания, не требовать ответы экспромтом, публично не критиковать, хвалить за достижения, разговаривать в спокойной мане-Ре> избегая окриков и резкого повышения голоса. В противном случае


 


188


189


 


Психологическая оптимизация обучения и развития школьников

эмоциональное состояние ребенка может значительно усугубиться, а период адаптации растянется на полгода и более.

Необходимо обращать внимание и на детей с пониженной тревож­ностью, которые часто не замечают фрустрирующих воздействий. В те­сте Амен такие дети все ситуации склонны воспринимать в положитель­ном ключе, иногда какую-нибудь одну оценивают отрицательно. У этих детей отсутствуют предупредительные мобилизующие реакции в ситу­ациях с неопределенным исходом, вследствие чего они оказываются неподготовленными к быстрой перестройке своих действий. Только опытный, энергичный взрослый человек, способный действовать экс­промтом, не нуждается в подготовительной мобилизации. Детям она все­гда необходима.

Дети с пониженной тревожностью — это обычно инфантильные, из­балованные, беспечные дети, не привыкшие обращать внимание на из­менения ситуации и поэтому отличающиеся неадекватностью и инерт­ностью поведения. Они не могут вовремя остановиться, так как не замечают, что окружающим неприятно то, что они говорят или делают. Они оказываются беспомощными, когда надо что-то сделать срочно, хотя в целом могут быть достаточно оперативными. Даже при общей добро­желательности они достаточно часто ссорятся со своими товарищами. Обычно не реагируют вовремя на замечания старших, не учатся на сво­их ошибках, повторяя действия, которые уже приводили к конфликтам и неприятностям.

В отношениях с такими детьми родителям и учителям требуется терпение и последовательность в осуществлении контроля и проведе­нии своих требований. Нельзя действовать авторитарно и резко: это формирует у детей защитную агрессию. Ребенок сможет перестроить­ся только по мере привыкания к обязательному выполнению требова­ний взрослых. Установка реагировать на требования окружающих — это первый шаг в развитии самоконтроля и самокорректировки дей­ствий. Попутно можно обсуждать с ребенком (доброжелательно, не ру­гая и не читая нотации) причины ссор и конфликтов, которых могло И не быть, если бы ребенок принимал вО внимание настроение и жела­ния партнера. Это будет способствовать преодолению его крайнего эго­центризма. Таких детей можно включать в тренинговые группы, на­правленные на развитие навыков общения и волевого самоуправления. Однако тренинги не дадут большого эффекта, если родители будут по-прежнему непоследовательны в своих требованиях и в осуществлении контроля за ребенком.


Готовность ребенка к школе: прогноз и оптимизация развития

Если при низкой тревожности у ребенка предполагается наличие ММД (на основе результатов по тесту Тулуз-Пьерона), то в первую очередь не­обходима консультация невропатолога. Как показали последние иссле­дования, проведенные под руководством Ю. Д. Кропотова в Институте мозга человека, при наличии ММД в силу особенностей нейродинамики предупредительное реагирование нередко оказывается вообще невозмож­ным. В этом случае без лечения и последующей нормализации мозговой деятельности изменить что-либо в манере поведения ребенка бывает ис­ключительно трудно.

Когда в тесте Амен ребенок в качестве ответов выбирает только весе­лые лица, не всегда имеет место описанная выше детская беспечность. Иногда мы можем иметь дело с уже сформировавшейся психологичес­кой защитой чувствительного, впечатлительного ребенка, если на его долю выпадает слишком много неприятностей. Для проверки этого пред­положения необходимо привлечь результаты проективных рисуночных тестов и цветового теста Люшера. У избалованных, инфантильно-бес­печных детей ствол нарисованного дерева будет толстым и похожим на морковку, у впечатлительных детей ствол дерева будет тонким. Рисуя семью, избалованный ребенок изобразит себя первым, а повышенно-чув­ствительный ребенок, которого много ругают, — последним или может вообще не нарисовать себя. В тесте Люшера инфантильный ребенок выберет лиловый цвет, а впечатлительный — синий (реже желтый) или черный.

Защитный способ поведения чувствительных и впечатлительных детей может проявляться в вытеснении неприятных, травмирующих переживаний. Первая реакция на замечание или выговор у такого ре­бенка может быть острой (бледность, на глазах выступают слезы), но она проходит очень быстро, и становится очевидным, что он уже не слы­шит обращенных к нему слов. Ребенок просто ждет, когда взрослый за­кончит говорить и можно будет вернуться к своим занятиям. Нередко бывает, что ребенок после нравоучения продолжает делать именно то, за что получил выговор. И не назло, и не из упрямства, а лишь потому, что ничего не слышал. Дети как бы отгораживаются от неприятностей, перестают о них думать, и неприятности перестают для них существо­вать. Это особенно раздражает взрослых, когда они видят, что не могут «Достучаться» до ребенка. Некоторые не успокаиваются до тех пор, пока Не убедятся, что ребенок прочувствовал все, что ему говорилось, доводя его порой до истерики. Если подобная форма взаимодействия воспро­изводится постоянно, то с каждым разом взрослым приходится тратить


 


190


191


 


Психологическая оптимизация обучения и развития школьников

все больше усилий, чтобы «убедить» ребенка. Очевидно, что в данном случае взрослым надо остановиться и пересмотреть манеру общения иначе у ребенка сформируется защитная бесчувственность. Если же не выдерживает психологическая защита ребенка, то описанная форма общения приведет его к неврозу. Защитная беспечность часто развива­ется у впечатлительных мальчиков, которых лишают необходимого им эмоционального контакта, мотивируя это тем, что они должны вести себя как мужчины.

Окружающие должны понять, что впечатлительный ребенок бо­лезненно и глубоко переживает неудачи и неприятности. В трудных ситуациях ему надо помогать и обучать адекватным способам реаги­рования. Ругать ребенка после того, как он оказался несостоятель­ным, — недопустимо. Впечатлительные дети в меньшей степени спо­собны к самообучению, так как избегают действовать экспромтом, методом проб и ошибок, опасаясь неудач и связанных с ними отри­цательных эмоциональных переживаний. Они обретают самостоя­тельность и начинают свободно экспериментировать только в том случае, если в начале их жизненного пути взрослые (и более актив­ные друзья) оказывают им необходимую поддержку, помогая зало­жить базу внутреннего положительного опыта, минимизируя опыт отрицательный.

Изучение эмоциональных установок

Известно, что та или иная установка во многом определяет как ха­рактер, так и эффективность будущей деятельности. Поэтому важно вы­яснить, как ребенок относится к происшедшим изменениям в своей жиз­ни, хочет ли он учиться или заранее ненавидит школу и все, что с ней связано. Наиболее просто и надежно такую информацию можно полу­чить, используя цветовой тест Люшера. Тест Люшера в силу своей по­пулярности среди практических психологов не нуждается в подробном описании. Мы приведем только некоторые уточнения, отражающие осо­бенности нашей работы со школьниками, и возможности теста для оцен­ки общей адаптированное™ учащихся. Предлагаемый нами вариант ис­пользования теста Люшера существенно отличается от широко известного цветового теста отношений (ЦТО), разработанного Е. Ф. Ба-жиным и А. М. Эткиндом (7).

Использование ЦТО предполагает выяснение оценочных отношении человека к окружающим его людям на основе связанных с ними цвето­вых ассоциаций. Например, ребенку предлагают подобрать наиболее


Готовность ребенка к школе: прогноз и оптимизация развития

подходящие цвета для мамы или для учительницы. Обычно требуется пояснение, что выбор надо делать в соответствии с их характером, а не с цветом платья, которое они чаще надевают. Далее выбранные цвета срав­нивают с собственными цветовыми предпочтениями ребенка. Считает­ся, что ребенок эмоционально положительно относится к человеку, если подбирает для него тот же цвет, который занимает первое место в ряду его собственных цветовых предпочтений (таким цветом может быть и черный). Отношение к человеку оценивается как негативное, если ре­бенок выбирает для него цвет, занимающий последнее место в его соб­ственной цветовой раскладке. В рамках ЦТО выясняется, как ребенок оценивает окружающих его людей.

Мы предлагаем использовать карточки Люшера для изучения и опи­сания эмоционального состояния ребенка в различных жизненных си­туациях, т. е. нашу методику можно назвать цветовым тестом эмоцио­нального состояния (ЦТЭС). Цель ЦТЭС состоит в выявлении сфер возможной дезадаптации. ЦТЭС отличается от ЦТО характером воп­росов, задаваемых ребенку, и подходом к интерпретации ответов. Цвет, выбранный ребенком для характеристики его самочувствия в той или иной ситуации, интерпретируется по его «абсолютному» значению, вне зависимости от собственных цветовых предпочтений ребенка. Напри­мер, если собственный цветовой выбор ребенка начинается с черного цвета и для характеристики своего настроения на уроке истории он также выбирает черный цвет, то делается вывод об отрицательной са­мооценке и резких неприятных переживаниях на уроках истории (в рамках ЦТО отношение к уроку истории было бы оценено как поло­жительное). Сама процедура исследования проста. На белом листе в случайном порядке раскладываются карточки Люшера, и ребенку пред­лагается выбрать (просто показать), на какой цвет похоже его настро­ение, когда он утром идет в школу, сидит на уроке математики или рус­ского языка, отвечает у доски, разговаривает с классным руководителем и пр. В заключение ребенок делает выбор собственных цветовых пред­почтений. Анализ цветовых выборов позволяет выявить, насколько комфортно ребенок себя чувствует в типичных для него жизненных ситуациях. Полученные данные не фиксируются в «Психологической характеристике», но в случае групповой работы могут быть оформле­ны в сводную таблицу (Приложение 6), удобную для анализа адапти-Рованности учащихся всего класса. В таблице наглядно представлена характеристика адаптированности класса в целом и особенности эмо­циональных установок каждого учащегося.


 


192


193



 


 


Психологическая оптимизация обучения и развития школьников

В таблицах использованы следующие условные обозначения, харак­теризующие адаптацию учащихся:

1. Эмоциональные состояния и установки:

+ положительное отношение, установка, эмоциональное состо­яние, хорошее настроение (отмечается при выборе синего, зе­леного, красного, желтого и фиолетового цветов); О нейтральное отношение, отсутствие эмоций, пассивное не­приятие, равнодушие, опустошенность, ощущение ненужно­сти (отмечается при выборе серого цвета); - отрицательное отношение, установка, негативизм, резкое не­приятие, преобладание плохого настроения (отмечается при выборе черного цвета);

С тревога, беспокойство, напряжение, страх, неприятные фи­зиологические ощущения (болит живот, голова, подташни­вает и пр.) — отмечается при выборе коричневого цвета; И инфантилизм, капризы, неустойчивость установок, безответ­ственность, сохранение «позиции ребенка» (отмечается при выборе фиолетового цвета только для ситуаций: самочув­ствие дома, общая установка к школе, взаимоотношение с классным руководителем);

N нормальное фоновое эмоциональное состояние, примерно одинаковое соотношение приятных и неприятных эмоцио­нальных переживаний (отмечается в том случае, если расчет­ное значение суммарного отклонения от аутогенной нормы (СО) находится в пределах от 10 до 18). 2. Эмоциональная самооценка:

+ позитивная самооценка, ребенок отождествляет себя с хоро­шими детьми (отмечается в том случае, если общий цвето­вой выбор ребенка начинается с синего, зеленого, красного, желтого цветов);

- негативная самооценка, ребенок отождествляет себя с пло­хими людьми, сам себе не нравится (отмечается в том слу­чае, если общий цветовой выбор ребенка начинается с чер­ного, серого, коричневого цветов);

И инфантильная самооценка, личностная незрелость, сохране­ние установок и манеры поведения, свойственных более младшему возрасту (отмечается в том случае, если цветовой выбор ребенка начинается с фиолетового цвета).


Готовность ребенка к школе: прогноз и оптимизация развития

3. Энергия (отмечается на основе расчета значения вегетативного коэффициента — ВК):

N норма, отсутствие утомления, хорошая работоспособность; ■I состояние компенсируемой усталости; И состояние хронического переутомления; Т состояние перевозбуждения, частично компенсирующее ус­талость.

Изучение адаптированное™ учащихся с помощью ЦТЭС можно проводить несколько раз в учебном году, независимо от комплексного психологического обследования. Неблагополучная ситуация в семье, негативное отношение к школе, боязнь тех или иных уроков, неуверен­ность в ситуации проверки знаний, не сложившиеся отношения с учи­телем или одноклассниками — все это может существенно нарушать са­мочувствие ребенка и, как следствие, сам процесс обучения. Страх школы, конкретных предметов, проверки знаний или отрицательное от­ношение к учителю может иметь объективную основу в недостатках ин­теллектуального развития учащихся. Осложнение взаимоотношений с окружающими может быть вызвано особенностями его поведения, на-шчием неадекватных реакций. Информация об эмоциональном состо­янии ребенка должна быть проанализирована в свете его индивидуаль­ных особенностей и обязательно учтена в последующей работе с ним, а также при консультировании родителей и учителей.

Ниже мы приводим интерпретации цветовых выборов и цветовых ассоциаций, надежность которых подтверждена наблюдениями педаго­гов, психологов, родителей, а также сведениями о состоянии здоровья ребенка.

Синий цвет (1). Этот цвет предпочитают (выбирают в качестве наи­более приятного) чувствительные, впечатлительные, но в то же время спокойные и уравновешенные дети. Они также часто отличаются утон­ченностью и хорошим эстетическим развитием, состояние грусти и пе­чали является для них приятным эмоциональным переживанием. Они имеют потребность в глубоком личном, а не поверхностном игровом общении. Если эта потребность удовлетворяется (либо в школе, либо Дома), то ребенок чувствует себя хорошо. Но даже если потребность Долго не находит удовлетворения, она «трансформируется» в состоя­ние ожидания с сохранением положительной эмоциональной окраски.

Зеленый цвет (2). Этот цвет предпочитают дети с высоким уровнем Притязаний. Для них характерна озабоченность собственным статусом и положением в коллективе. Они испытывают потребность в похвале,


 


194


195


 


Психологическая оптимизация обучения и развития школьников

хотят быть лучше других. Обычно этот цвет выбирается детьми на на­чальном этапе подросткового кризиса. Такой выбор свидетельствует об активизации потребности в самоутверждении, о необходимости уважи­тельного отношения к личности ребенка. Если окружающие продолжа­ют обращаться с ним, как с маленьким, управлять и помыкать, то по­требность в самоутверждении гипертрофируется и трансформируется в подростковый негативизм (подросток в качестве предпочитаемого на­чинает выбирать черный цвет). Если окружающие ребенка взрослые понимают, что он вступил в подростковый возраст, и изменяют манеру общения с ним, то многих поведенческих проблем просто не возникает. Детям, которые свое настроение дома ассоциируют с зеленым цве­том, необходимо, чтобы в семье их уважали и проявляли серьезное от­ношение к их мнению, интересам и достижениям, чтобы взрослые не обращались с ними, как с маленькими.

Дети, выбирающие зеленый цвет для передачи своего настроения в школе, стремятся к лидерству во всем, стараются получать только «пя­терки», хотят быть отличниками, проявляют высокую чувствительность во взаимоотношениях с учителями, добиваются, чтобы их хвалили и ставили в пример другим, готовы заниматься общественной работой, если она повышает их статус в классе. (Если, например, такой ребенок получил пятерку, но об этом не объявят всему классу, он может очень расстроиться.)

Красный цвет (3). Этот цвет предпочитают активные, энергичные, напористые, деятельные дети (иногда слишком деятельные). Они обыч­но оптимистичны, шумны и веселы. Часто несдержанны.

Желтый цвет (4). Этот цвет предпочитают мечтательные дети, с бо­гатым воображением, обычно полные надежд, но не готовые активно действовать, склонные в фантазиях проигрывать различные жизненные ситуации. Такой ребенок как бы больше живет в будущем, чем в настоя­щем. Он любит составлять планы, но не всегда доводит их до реализа­ции. Если желтый цвет у него ассоциируется с обстановкой в школе или дома, то это означает, что ребенок связывает с ними только хорошие

ожидания.

Фиолетовый цвет (5). Этот цвет предпочитают дети, у которых до­минируют инфантильные установки. Если фиолетовый цвет характе­ризует настроение ребенка в школе, то он не чувствует ответственнос­ти, не готов преодолевать учебные трудности, ходит в школу в основном, чтобы весело проводить время, играть, общаться с одноклассникам11' Таким детям нравится в школе, когда там бывает интересно и когда их


Готовность ребенка к школе: прогноз и оптимизация развития

там хвалят. Однако, если они испытывают трудности при выполнении домашнего задания или получают замечание на уроке, отношение к школе резко меняется: они могут капризничать, устраивать истерики, отказываться идти в школу.

Если «фиолетовое» настроение характерно для дома, то, как прави­ло, оказывается, что родители продолжают обращаться со школьником, как с маленьким ребенком, потакают и умиляются его капризам, строят отношения с ним по принципу гиперопеки.

Ребенок, ассоциирующий с фиолетовым цветом свои отношения с учителем, ожидает от него повышенной заботы и индивидуализирован­ного отношения. Может обижаться и капризничать, если учитель не ока­зывает ему эмоциональных знаков внимания (не улыбается, не обнима­ет), а строит отношения с ним только на «деловой» основе. Такой ребенок не соблюдает «дистанцию» в отношениях с учителями, старается лю­быми способами добиться расположения любимого учителя.

Коричневый цвет (6). Этот цвет предпочитается тревожными деть­ми, которые часто испытывают эмоциональный или физический дис­комфорт, неприятные болезненные ощущения («мне нехорошо», «тош­нит», «у меня болит живот» и т. п.), страх. Если коричневый цвет оказывался на первом месте в ряду цветовых предпочтений ребенка, то обычно это было связано с наличием у него каких-либо хронических заболеваний (часто сильного диатеза, аллергии) или травм (ушибов, переломов), которые осложняли его деятельность и общение.

Ребенок, выбирающий коричневый цвет для обозначения своего на­строения в школе или дома, обычно плохо себя чувствует в этих ситуа­циях: боится родителей или школы, испытывает затруднения в учебе по каким-то конкретным предметам. Например, неграмотные учащиеся вплоть до 7-8-го класса выбирают коричневый цвет для обозначения своего самочувствия на уроках русского языка. Если учащиеся привы­кают к неуспеху и порицаниям, перестают стараться, то их отношение к предмету меняет свою окраску. Ребенок может оценивать свое самочув­ствие на уроке коричневым цветом, несмотря на высокую успеваемость, если она достигается зубрежкой и списыванием.

Черный цвет (7). Предпочтение черного цвета отражает негативное отношение к себе и ко всему окружающему миру, активное, резкое не­приятие, протест. Если ребенок выбирает черный цвет как наиболее Предпочитаемый, отводя ему первое место в общем цветовом выборе, то ВнУтренне он уже, скорее всего, согласился с той отрицательной оцен­кой, которую часто получает от окружающих («Да, я плохой»).


 


196


197



 


 


Психологическая оптимизация обучения и развития школьников

Дети, у которых черный цвет ассоциируется со школой, как правило, ненавидят все, что связано с учебой, и открыто говорят об этом. Перво­классники выбирают черный цвет крайне редко. Чаще такой выбор ха­рактерен для дошкольников, занимающихся в центрах развития и подго­товки к школе (до 20%). Эти дети часто устают от нудных занятий, от принуждения со стороны родителей и начинают заранее ненавидеть шко­лу (как центры подготовки). Согласно результатам нашего специального наблюдения за этими детьми, с началом обучения у большинства из них отношение к школе меняется: на деле все оказывается совсем не так пло­хо, как они думали.

С черным цветом могут ассоциироваться отдельные, особо нелюби­мые школьные предметы. Эти предметы ребенок, если его не заставля­ют, не учит. Если заставляют, то «просматривает», не вникая в содержа­ние. Уроки с удовольствием пропускает, а если и присутствует на занятиях, то занимается своими делами и не вникает в объяснения учи­теля. Если ребенок открыто конфликтует с учителем, то и отношения с ним может ассоциировать с черным цветом.

Если черный цвет характеризует настроение детей дома, то можно предположить, что они находятся в состоянии открытой конфронтации с родителями. Родители и дети в этом случае жестко отстаивают свою позицию. Именно поэтому черный цвет часто предпочитают подрост­ки, когда вступают в состояние непримиримой конфронтации с окру­жающим взрослым миром. По мере взросления подростка, когда остро­та противостояния снимается, уходит и предпочтение черного цвета.

Серый цвет (0). Предпочтение серого цвета связано с инертностью и безразличием. «Серое» настроение в школе означает пассивное ее не­приятие, равнодушие. Ассоциации серого цвета с теми или иными уро­ками означают скуку. «Серое» настроение дома чаще всего связано с тем, что дети предоставлены сами себе, брошены, какое-либо эмоциональ­ное участие со стороны взрослых в их жизни отсутствует.

В общении с детьми важно учитывать их доминирующие эмоцио­нальные установки в различных жизненных ситуациях. Установка - это «руководство к действию», ожидание, которое стремится быть реализо­ванным. Если результаты обследования свидетельствуют о том, что у ребенка сложилась неконструктивная установка (равнодушие, негати­визм, тревога, защитная агрессия) по отношению к какой-либо ситуа­ции, необходимо выяснить ее причину.

Негативное отношение к школе, отдельным урокам, страхи переД контрольными работами, ответами у доски чаще всего возникают У


Готовность ребенка к школе: прогноз и оптимизация развития

школьников из-за учебных трудностей, непонимания предмета. Корни проблем обычно лежат в недостатках интеллектуального развития ре­бенка, а не в его общении с родителями, учителями или одноклассника­ми. Если ребенок к школе и к урокам относится хорошо, но негативно оценивает свои состояния в ситуациях проверки знаний, это свидетель­ствует о непрочности знаний и о том, что его отношение к школе скоро может измениться в худшую сторону.

Процедура ранжирования цветовых карточек (от самого приятно­го цвета до самого неприятного) позволяет рассчитать вегетативный коэффициент (ВК) и показатель суммарного отклонения от аутоген­ной нормы (СО). Расчет значений ВК и СО производится по форму­лам К. Шипоша и А. И. Юрьева, приведенным в «Кратком руководстве по использованию теста М. Люшера» В. И. Тимофеева и Ю. И. Фили-моненко (59).

На основании работ Вальнеффера определенный порядок выбора цветов (34251607) был принят за аутогенную норму — индикатор пси­хологического благополучия. Для расчета суммарного отклонения (СО) от аутогенной нормы необходимо сравнивать порядок мест, ко­торые занимают цвета в выборе ребенка, с «идеальным» их располо­жением. Сначала вычисляется разница между реально занимаемым ме­стом и нормативным положением цвета, затем эти разности (их абсолютные величины, без учета знака) суммируются. Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным. В таблице приве­ден пример расчета СО для сделанного ребенком последовательного выбора: 51372064 (СО = 22).

 

Цвет крас­ный жел­тый зеле­ный фиоле­товый синий корич­невый чер­ный серый
место цвета в аутогенной N 1 2 3 4 5 6 7 8
место цвета в выборе ребенка 3 8 5 1 2 7 4 6
разность 2 6 2 3 3 1 3 2

Расчетное значение СО в диапазоне от 20 до 32 свидетельствует о пре­обладании отрицательных эмоций. У ребенка доминируют плохое настро­ение и неприятные переживания, причины которых необходимо выяснить. Плохое настроение свидетельствует о нарушении адаптационного процес­су о наличии проблем, которые он не может преодолеть самостоятельно.


 


198


199



Психологическая оптимизация обучения и развития школьников

Если расчетное значение СО находится в диапазоне от 10 до 18, то эмоциональное состояние в норме. Ребенок может и радоваться, и печа­литься, поводов для беспокойства нет, адаптация протекает в целом нор­мально.

Когда расчетное значение СО находится в диапазоне от 0 до 8, то наблюдается явное преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично, пребывает в состоянии эй­фории.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 249.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...