Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Изучение и оценка готовности ребенка к школе 7 страница
Рис.13. Ребенок с родителями (эмоционально положительная ситуация). Рисунок воспринимается отрицательно, если нарушены взаимоотношения ребенка с родителями (эмоциональное неприятие, равнодуШ' Готовность ребенка к школе: прогноз и оптимизация развития ное отношение, частые наказания), а также когда родители конфликт-уют между собой или со старшими членами семьи, а ребенок неволь-но в этом участвует. В последнем случае рисунки, на которых отец и мать изображены отдельно, ребенок может воспринимать в положительном ключе (т. е. с каждым в отдельности у него хорошие отношения, плохо становится только тогда, когда все собираются вместе). Рисунок воспринимается негативно и в том случае, если нарушены отношения ребенка с одним из родителей (обычно с доминантным), а второй не справляется с защитной функцией. Если ребенок растет в неполной семье, но не ощущает какого-либо ущерба, чувствует себя хорошо, то рисунок он воспринимает в положительном ключе. Если он чувствует себя ущемленным, глубоко переживает отсутствие отца или матери, считает свою семейную ситуацию ущербной, то рисунок оценивается негативно. Определив сферы жизнедеятельности ребенка, в которых его эмоциональное самочувствие оказывается нарушенным, необходимо в первую очередь работать не с ним, а с его родителями. Попытки преодолеть тревожность у детей путем постепенного приучения их к пугающим ситуациям (метод последовательной десенсибилизации) или «отреагированием» напряжения в рисунках и близких по сюжету играх с куклами (48, с. 47-51) направлены на лечение симптома и оставляют без внимания саму причину напряжения и тревоги. Тренинги тоже мало чем смогут помочь, если ситуация дома останется прежней. К тому же тренинги далеко не так эффективны для снятия тревожности и укрепления положительной самооценки. Дети могут уверенно себя чувствовать на тренинге и оставаться при этом неуверенными в жизни. Работа с ребенком может стать эффективной только тогда, когда он приобретет хотя бы некоторую личностную автономию (не раньше 3-5-го класса). Первоклассник еще «симбиотически» связан с семьей и особенно с матерью. Поэтому консультирование родителей оказывается более эффективным и менее трудоемким методом, чем непосредственная работа психолога с детьми. Существенную помощь тревожному ребенку может оказать тактичное поведение учителя. На период адаптации к школе такому ребенку чадо предоставить щадящий режим: спрашивать только с места и только домашние задания, не требовать ответы экспромтом, публично не критиковать, хвалить за достижения, разговаривать в спокойной мане-Ре> избегая окриков и резкого повышения голоса. В противном случае
188 189
Психологическая оптимизация обучения и развития школьников эмоциональное состояние ребенка может значительно усугубиться, а период адаптации растянется на полгода и более. Необходимо обращать внимание и на детей с пониженной тревожностью, которые часто не замечают фрустрирующих воздействий. В тесте Амен такие дети все ситуации склонны воспринимать в положительном ключе, иногда какую-нибудь одну оценивают отрицательно. У этих детей отсутствуют предупредительные мобилизующие реакции в ситуациях с неопределенным исходом, вследствие чего они оказываются неподготовленными к быстрой перестройке своих действий. Только опытный, энергичный взрослый человек, способный действовать экспромтом, не нуждается в подготовительной мобилизации. Детям она всегда необходима. Дети с пониженной тревожностью — это обычно инфантильные, избалованные, беспечные дети, не привыкшие обращать внимание на изменения ситуации и поэтому отличающиеся неадекватностью и инертностью поведения. Они не могут вовремя остановиться, так как не замечают, что окружающим неприятно то, что они говорят или делают. Они оказываются беспомощными, когда надо что-то сделать срочно, хотя в целом могут быть достаточно оперативными. Даже при общей доброжелательности они достаточно часто ссорятся со своими товарищами. Обычно не реагируют вовремя на замечания старших, не учатся на своих ошибках, повторяя действия, которые уже приводили к конфликтам и неприятностям. В отношениях с такими детьми родителям и учителям требуется терпение и последовательность в осуществлении контроля и проведении своих требований. Нельзя действовать авторитарно и резко: это формирует у детей защитную агрессию. Ребенок сможет перестроиться только по мере привыкания к обязательному выполнению требований взрослых. Установка реагировать на требования окружающих — это первый шаг в развитии самоконтроля и самокорректировки действий. Попутно можно обсуждать с ребенком (доброжелательно, не ругая и не читая нотации) причины ссор и конфликтов, которых могло И не быть, если бы ребенок принимал вО внимание настроение и желания партнера. Это будет способствовать преодолению его крайнего эгоцентризма. Таких детей можно включать в тренинговые группы, направленные на развитие навыков общения и волевого самоуправления. Однако тренинги не дадут большого эффекта, если родители будут по-прежнему непоследовательны в своих требованиях и в осуществлении контроля за ребенком. Готовность ребенка к школе: прогноз и оптимизация развития Если при низкой тревожности у ребенка предполагается наличие ММД (на основе результатов по тесту Тулуз-Пьерона), то в первую очередь необходима консультация невропатолога. Как показали последние исследования, проведенные под руководством Ю. Д. Кропотова в Институте мозга человека, при наличии ММД в силу особенностей нейродинамики предупредительное реагирование нередко оказывается вообще невозможным. В этом случае без лечения и последующей нормализации мозговой деятельности изменить что-либо в манере поведения ребенка бывает исключительно трудно. Когда в тесте Амен ребенок в качестве ответов выбирает только веселые лица, не всегда имеет место описанная выше детская беспечность. Иногда мы можем иметь дело с уже сформировавшейся психологической защитой чувствительного, впечатлительного ребенка, если на его долю выпадает слишком много неприятностей. Для проверки этого предположения необходимо привлечь результаты проективных рисуночных тестов и цветового теста Люшера. У избалованных, инфантильно-беспечных детей ствол нарисованного дерева будет толстым и похожим на морковку, у впечатлительных детей ствол дерева будет тонким. Рисуя семью, избалованный ребенок изобразит себя первым, а повышенно-чувствительный ребенок, которого много ругают, — последним или может вообще не нарисовать себя. В тесте Люшера инфантильный ребенок выберет лиловый цвет, а впечатлительный — синий (реже желтый) или черный. Защитный способ поведения чувствительных и впечатлительных детей может проявляться в вытеснении неприятных, травмирующих переживаний. Первая реакция на замечание или выговор у такого ребенка может быть острой (бледность, на глазах выступают слезы), но она проходит очень быстро, и становится очевидным, что он уже не слышит обращенных к нему слов. Ребенок просто ждет, когда взрослый закончит говорить и можно будет вернуться к своим занятиям. Нередко бывает, что ребенок после нравоучения продолжает делать именно то, за что получил выговор. И не назло, и не из упрямства, а лишь потому, что ничего не слышал. Дети как бы отгораживаются от неприятностей, перестают о них думать, и неприятности перестают для них существовать. Это особенно раздражает взрослых, когда они видят, что не могут «Достучаться» до ребенка. Некоторые не успокаиваются до тех пор, пока Не убедятся, что ребенок прочувствовал все, что ему говорилось, доводя его порой до истерики. Если подобная форма взаимодействия воспроизводится постоянно, то с каждым разом взрослым приходится тратить
190 191
Психологическая оптимизация обучения и развития школьников все больше усилий, чтобы «убедить» ребенка. Очевидно, что в данном случае взрослым надо остановиться и пересмотреть манеру общения иначе у ребенка сформируется защитная бесчувственность. Если же не выдерживает психологическая защита ребенка, то описанная форма общения приведет его к неврозу. Защитная беспечность часто развивается у впечатлительных мальчиков, которых лишают необходимого им эмоционального контакта, мотивируя это тем, что они должны вести себя как мужчины. Окружающие должны понять, что впечатлительный ребенок болезненно и глубоко переживает неудачи и неприятности. В трудных ситуациях ему надо помогать и обучать адекватным способам реагирования. Ругать ребенка после того, как он оказался несостоятельным, — недопустимо. Впечатлительные дети в меньшей степени способны к самообучению, так как избегают действовать экспромтом, методом проб и ошибок, опасаясь неудач и связанных с ними отрицательных эмоциональных переживаний. Они обретают самостоятельность и начинают свободно экспериментировать только в том случае, если в начале их жизненного пути взрослые (и более активные друзья) оказывают им необходимую поддержку, помогая заложить базу внутреннего положительного опыта, минимизируя опыт отрицательный. Изучение эмоциональных установок Известно, что та или иная установка во многом определяет как характер, так и эффективность будущей деятельности. Поэтому важно выяснить, как ребенок относится к происшедшим изменениям в своей жизни, хочет ли он учиться или заранее ненавидит школу и все, что с ней связано. Наиболее просто и надежно такую информацию можно получить, используя цветовой тест Люшера. Тест Люшера в силу своей популярности среди практических психологов не нуждается в подробном описании. Мы приведем только некоторые уточнения, отражающие особенности нашей работы со школьниками, и возможности теста для оценки общей адаптированное™ учащихся. Предлагаемый нами вариант использования теста Люшера существенно отличается от широко известного цветового теста отношений (ЦТО), разработанного Е. Ф. Ба-жиным и А. М. Эткиндом (7). Использование ЦТО предполагает выяснение оценочных отношении человека к окружающим его людям на основе связанных с ними цветовых ассоциаций. Например, ребенку предлагают подобрать наиболее Готовность ребенка к школе: прогноз и оптимизация развития подходящие цвета для мамы или для учительницы. Обычно требуется пояснение, что выбор надо делать в соответствии с их характером, а не с цветом платья, которое они чаще надевают. Далее выбранные цвета сравнивают с собственными цветовыми предпочтениями ребенка. Считается, что ребенок эмоционально положительно относится к человеку, если подбирает для него тот же цвет, который занимает первое место в ряду его собственных цветовых предпочтений (таким цветом может быть и черный). Отношение к человеку оценивается как негативное, если ребенок выбирает для него цвет, занимающий последнее место в его собственной цветовой раскладке. В рамках ЦТО выясняется, как ребенок оценивает окружающих его людей. Мы предлагаем использовать карточки Люшера для изучения и описания эмоционального состояния ребенка в различных жизненных ситуациях, т. е. нашу методику можно назвать цветовым тестом эмоционального состояния (ЦТЭС). Цель ЦТЭС состоит в выявлении сфер возможной дезадаптации. ЦТЭС отличается от ЦТО характером вопросов, задаваемых ребенку, и подходом к интерпретации ответов. Цвет, выбранный ребенком для характеристики его самочувствия в той или иной ситуации, интерпретируется по его «абсолютному» значению, вне зависимости от собственных цветовых предпочтений ребенка. Например, если собственный цветовой выбор ребенка начинается с черного цвета и для характеристики своего настроения на уроке истории он также выбирает черный цвет, то делается вывод об отрицательной самооценке и резких неприятных переживаниях на уроках истории (в рамках ЦТО отношение к уроку истории было бы оценено как положительное). Сама процедура исследования проста. На белом листе в случайном порядке раскладываются карточки Люшера, и ребенку предлагается выбрать (просто показать), на какой цвет похоже его настроение, когда он утром идет в школу, сидит на уроке математики или русского языка, отвечает у доски, разговаривает с классным руководителем и пр. В заключение ребенок делает выбор собственных цветовых предпочтений. Анализ цветовых выборов позволяет выявить, насколько комфортно ребенок себя чувствует в типичных для него жизненных ситуациях. Полученные данные не фиксируются в «Психологической характеристике», но в случае групповой работы могут быть оформлены в сводную таблицу (Приложение 6), удобную для анализа адапти-Рованности учащихся всего класса. В таблице наглядно представлена характеристика адаптированности класса в целом и особенности эмоциональных установок каждого учащегося.
192 193
Психологическая оптимизация обучения и развития школьников В таблицах использованы следующие условные обозначения, характеризующие адаптацию учащихся: 1. Эмоциональные состояния и установки: + положительное отношение, установка, эмоциональное состояние, хорошее настроение (отмечается при выборе синего, зеленого, красного, желтого и фиолетового цветов); О нейтральное отношение, отсутствие эмоций, пассивное неприятие, равнодушие, опустошенность, ощущение ненужности (отмечается при выборе серого цвета); - отрицательное отношение, установка, негативизм, резкое неприятие, преобладание плохого настроения (отмечается при выборе черного цвета); С тревога, беспокойство, напряжение, страх, неприятные физиологические ощущения (болит живот, голова, подташнивает и пр.) — отмечается при выборе коричневого цвета; И инфантилизм, капризы, неустойчивость установок, безответственность, сохранение «позиции ребенка» (отмечается при выборе фиолетового цвета только для ситуаций: самочувствие дома, общая установка к школе, взаимоотношение с классным руководителем); N нормальное фоновое эмоциональное состояние, примерно одинаковое соотношение приятных и неприятных эмоциональных переживаний (отмечается в том случае, если расчетное значение суммарного отклонения от аутогенной нормы (СО) находится в пределах от 10 до 18). 2. Эмоциональная самооценка: + позитивная самооценка, ребенок отождествляет себя с хорошими детьми (отмечается в том случае, если общий цветовой выбор ребенка начинается с синего, зеленого, красного, желтого цветов); - негативная самооценка, ребенок отождествляет себя с плохими людьми, сам себе не нравится (отмечается в том случае, если общий цветовой выбор ребенка начинается с черного, серого, коричневого цветов); И инфантильная самооценка, личностная незрелость, сохранение установок и манеры поведения, свойственных более младшему возрасту (отмечается в том случае, если цветовой выбор ребенка начинается с фиолетового цвета). Готовность ребенка к школе: прогноз и оптимизация развития 3. Энергия (отмечается на основе расчета значения вегетативного коэффициента — ВК): N норма, отсутствие утомления, хорошая работоспособность; ■I состояние компенсируемой усталости; И состояние хронического переутомления; Т состояние перевозбуждения, частично компенсирующее усталость. Изучение адаптированное™ учащихся с помощью ЦТЭС можно проводить несколько раз в учебном году, независимо от комплексного психологического обследования. Неблагополучная ситуация в семье, негативное отношение к школе, боязнь тех или иных уроков, неуверенность в ситуации проверки знаний, не сложившиеся отношения с учителем или одноклассниками — все это может существенно нарушать самочувствие ребенка и, как следствие, сам процесс обучения. Страх школы, конкретных предметов, проверки знаний или отрицательное отношение к учителю может иметь объективную основу в недостатках интеллектуального развития учащихся. Осложнение взаимоотношений с окружающими может быть вызвано особенностями его поведения, на-шчием неадекватных реакций. Информация об эмоциональном состоянии ребенка должна быть проанализирована в свете его индивидуальных особенностей и обязательно учтена в последующей работе с ним, а также при консультировании родителей и учителей. Ниже мы приводим интерпретации цветовых выборов и цветовых ассоциаций, надежность которых подтверждена наблюдениями педагогов, психологов, родителей, а также сведениями о состоянии здоровья ребенка. Синий цвет (1). Этот цвет предпочитают (выбирают в качестве наиболее приятного) чувствительные, впечатлительные, но в то же время спокойные и уравновешенные дети. Они также часто отличаются утонченностью и хорошим эстетическим развитием, состояние грусти и печали является для них приятным эмоциональным переживанием. Они имеют потребность в глубоком личном, а не поверхностном игровом общении. Если эта потребность удовлетворяется (либо в школе, либо Дома), то ребенок чувствует себя хорошо. Но даже если потребность Долго не находит удовлетворения, она «трансформируется» в состояние ожидания с сохранением положительной эмоциональной окраски. Зеленый цвет (2). Этот цвет предпочитают дети с высоким уровнем Притязаний. Для них характерна озабоченность собственным статусом и положением в коллективе. Они испытывают потребность в похвале,
194 195
Психологическая оптимизация обучения и развития школьников хотят быть лучше других. Обычно этот цвет выбирается детьми на начальном этапе подросткового кризиса. Такой выбор свидетельствует об активизации потребности в самоутверждении, о необходимости уважительного отношения к личности ребенка. Если окружающие продолжают обращаться с ним, как с маленьким, управлять и помыкать, то потребность в самоутверждении гипертрофируется и трансформируется в подростковый негативизм (подросток в качестве предпочитаемого начинает выбирать черный цвет). Если окружающие ребенка взрослые понимают, что он вступил в подростковый возраст, и изменяют манеру общения с ним, то многих поведенческих проблем просто не возникает. Детям, которые свое настроение дома ассоциируют с зеленым цветом, необходимо, чтобы в семье их уважали и проявляли серьезное отношение к их мнению, интересам и достижениям, чтобы взрослые не обращались с ними, как с маленькими. Дети, выбирающие зеленый цвет для передачи своего настроения в школе, стремятся к лидерству во всем, стараются получать только «пятерки», хотят быть отличниками, проявляют высокую чувствительность во взаимоотношениях с учителями, добиваются, чтобы их хвалили и ставили в пример другим, готовы заниматься общественной работой, если она повышает их статус в классе. (Если, например, такой ребенок получил пятерку, но об этом не объявят всему классу, он может очень расстроиться.) Красный цвет (3). Этот цвет предпочитают активные, энергичные, напористые, деятельные дети (иногда слишком деятельные). Они обычно оптимистичны, шумны и веселы. Часто несдержанны. Желтый цвет (4). Этот цвет предпочитают мечтательные дети, с богатым воображением, обычно полные надежд, но не готовые активно действовать, склонные в фантазиях проигрывать различные жизненные ситуации. Такой ребенок как бы больше живет в будущем, чем в настоящем. Он любит составлять планы, но не всегда доводит их до реализации. Если желтый цвет у него ассоциируется с обстановкой в школе или дома, то это означает, что ребенок связывает с ними только хорошие ожидания. Фиолетовый цвет (5). Этот цвет предпочитают дети, у которых доминируют инфантильные установки. Если фиолетовый цвет характеризует настроение ребенка в школе, то он не чувствует ответственности, не готов преодолевать учебные трудности, ходит в школу в основном, чтобы весело проводить время, играть, общаться с одноклассникам11' Таким детям нравится в школе, когда там бывает интересно и когда их Готовность ребенка к школе: прогноз и оптимизация развития там хвалят. Однако, если они испытывают трудности при выполнении домашнего задания или получают замечание на уроке, отношение к школе резко меняется: они могут капризничать, устраивать истерики, отказываться идти в школу. Если «фиолетовое» настроение характерно для дома, то, как правило, оказывается, что родители продолжают обращаться со школьником, как с маленьким ребенком, потакают и умиляются его капризам, строят отношения с ним по принципу гиперопеки. Ребенок, ассоциирующий с фиолетовым цветом свои отношения с учителем, ожидает от него повышенной заботы и индивидуализированного отношения. Может обижаться и капризничать, если учитель не оказывает ему эмоциональных знаков внимания (не улыбается, не обнимает), а строит отношения с ним только на «деловой» основе. Такой ребенок не соблюдает «дистанцию» в отношениях с учителями, старается любыми способами добиться расположения любимого учителя. Коричневый цвет (6). Этот цвет предпочитается тревожными детьми, которые часто испытывают эмоциональный или физический дискомфорт, неприятные болезненные ощущения («мне нехорошо», «тошнит», «у меня болит живот» и т. п.), страх. Если коричневый цвет оказывался на первом месте в ряду цветовых предпочтений ребенка, то обычно это было связано с наличием у него каких-либо хронических заболеваний (часто сильного диатеза, аллергии) или травм (ушибов, переломов), которые осложняли его деятельность и общение. Ребенок, выбирающий коричневый цвет для обозначения своего настроения в школе или дома, обычно плохо себя чувствует в этих ситуациях: боится родителей или школы, испытывает затруднения в учебе по каким-то конкретным предметам. Например, неграмотные учащиеся вплоть до 7-8-го класса выбирают коричневый цвет для обозначения своего самочувствия на уроках русского языка. Если учащиеся привыкают к неуспеху и порицаниям, перестают стараться, то их отношение к предмету меняет свою окраску. Ребенок может оценивать свое самочувствие на уроке коричневым цветом, несмотря на высокую успеваемость, если она достигается зубрежкой и списыванием. Черный цвет (7). Предпочтение черного цвета отражает негативное отношение к себе и ко всему окружающему миру, активное, резкое неприятие, протест. Если ребенок выбирает черный цвет как наиболее Предпочитаемый, отводя ему первое место в общем цветовом выборе, то ВнУтренне он уже, скорее всего, согласился с той отрицательной оценкой, которую часто получает от окружающих («Да, я плохой»).
196 197
Психологическая оптимизация обучения и развития школьников Дети, у которых черный цвет ассоциируется со школой, как правило, ненавидят все, что связано с учебой, и открыто говорят об этом. Первоклассники выбирают черный цвет крайне редко. Чаще такой выбор характерен для дошкольников, занимающихся в центрах развития и подготовки к школе (до 20%). Эти дети часто устают от нудных занятий, от принуждения со стороны родителей и начинают заранее ненавидеть школу (как центры подготовки). Согласно результатам нашего специального наблюдения за этими детьми, с началом обучения у большинства из них отношение к школе меняется: на деле все оказывается совсем не так плохо, как они думали. С черным цветом могут ассоциироваться отдельные, особо нелюбимые школьные предметы. Эти предметы ребенок, если его не заставляют, не учит. Если заставляют, то «просматривает», не вникая в содержание. Уроки с удовольствием пропускает, а если и присутствует на занятиях, то занимается своими делами и не вникает в объяснения учителя. Если ребенок открыто конфликтует с учителем, то и отношения с ним может ассоциировать с черным цветом. Если черный цвет характеризует настроение детей дома, то можно предположить, что они находятся в состоянии открытой конфронтации с родителями. Родители и дети в этом случае жестко отстаивают свою позицию. Именно поэтому черный цвет часто предпочитают подростки, когда вступают в состояние непримиримой конфронтации с окружающим взрослым миром. По мере взросления подростка, когда острота противостояния снимается, уходит и предпочтение черного цвета. Серый цвет (0). Предпочтение серого цвета связано с инертностью и безразличием. «Серое» настроение в школе означает пассивное ее неприятие, равнодушие. Ассоциации серого цвета с теми или иными уроками означают скуку. «Серое» настроение дома чаще всего связано с тем, что дети предоставлены сами себе, брошены, какое-либо эмоциональное участие со стороны взрослых в их жизни отсутствует. В общении с детьми важно учитывать их доминирующие эмоциональные установки в различных жизненных ситуациях. Установка - это «руководство к действию», ожидание, которое стремится быть реализованным. Если результаты обследования свидетельствуют о том, что у ребенка сложилась неконструктивная установка (равнодушие, негативизм, тревога, защитная агрессия) по отношению к какой-либо ситуации, необходимо выяснить ее причину. Негативное отношение к школе, отдельным урокам, страхи переД контрольными работами, ответами у доски чаще всего возникают У Готовность ребенка к школе: прогноз и оптимизация развития школьников из-за учебных трудностей, непонимания предмета. Корни проблем обычно лежат в недостатках интеллектуального развития ребенка, а не в его общении с родителями, учителями или одноклассниками. Если ребенок к школе и к урокам относится хорошо, но негативно оценивает свои состояния в ситуациях проверки знаний, это свидетельствует о непрочности знаний и о том, что его отношение к школе скоро может измениться в худшую сторону. Процедура ранжирования цветовых карточек (от самого приятного цвета до самого неприятного) позволяет рассчитать вегетативный коэффициент (ВК) и показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы (СО). Расчет значений ВК и СО производится по формулам К. Шипоша и А. И. Юрьева, приведенным в «Кратком руководстве по использованию теста М. Люшера» В. И. Тимофеева и Ю. И. Фили-моненко (59). На основании работ Вальнеффера определенный порядок выбора цветов (34251607) был принят за аутогенную норму — индикатор психологического благополучия. Для расчета суммарного отклонения (СО) от аутогенной нормы необходимо сравнивать порядок мест, которые занимают цвета в выборе ребенка, с «идеальным» их расположением. Сначала вычисляется разница между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета, затем эти разности (их абсолютные величины, без учета знака) суммируются. Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным. В таблице приведен пример расчета СО для сделанного ребенком последовательного выбора: 51372064 (СО = 22).
Расчетное значение СО в диапазоне от 20 до 32 свидетельствует о преобладании отрицательных эмоций. У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные переживания, причины которых необходимо выяснить. Плохое настроение свидетельствует о нарушении адаптационного процессу о наличии проблем, которые он не может преодолеть самостоятельно.
198 199 Психологическая оптимизация обучения и развития школьников Если расчетное значение СО находится в диапазоне от 10 до 18, то эмоциональное состояние в норме. Ребенок может и радоваться, и печалиться, поводов для беспокойства нет, адаптация протекает в целом нормально. Когда расчетное значение СО находится в диапазоне от 0 до 8, то наблюдается явное преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично, пребывает в состоянии эйфории. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 249. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |