Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Изучение и оценка готовности ребенка к школе 8 страница




Преобладание плохого настроения может не нарушать сам процесс обучения, но может осложнять процесс адаптации и свидетельствует о том, что ребенок нуждается в психологической помощи. Необходимо понять причины выявленного у ребенка состояния и в соответствии с этим планировать оказание помощи.

Изучение энергетического обеспечения деятельности

Вегетативный коэффициент (ВК) характеризует энергетический баланс организма: способность к энерготратам или установку на сбере­жение энергии. В «Психологической характеристике» он обозначается как «Физиологическая энергия». Расчет ВК производится по формуле, предложенной К. Шипошем:

ВК=

18-место оранжевого-место желтого 18-место синего-место зеленого

Значение коэффициента изменяется от 0,2 до 5 баллов. Для приве­денного выше выбора, сделанного ребенком, расчет производится сле­дующим образом:

вк=-

18-3-8  7__ 18-2-5 ~ 11

Энергетический показатель интерпретируется следующим образом-Если значение ВК равно или ниже 0,5, это свидетельствует о хрони­ческом переутомлении, истощении, низкой работоспособности. Нагруз­ки непосильны для ребенка, требуется их существенное снижение. Обыч­но переутомление связано с наличием (и обострением) хронических заболеваний (почечной, сердечной, легочной недостаточности н пр-)-Общая ослабленность организма обычно проявляется в его низкой со­противляемости инфекциям, что приводит к частым простудным забо­леваниям.


Готовность ребенка к школе: прогноз и оптимизация развития

Значения ВК в пределах от 0,51 до 0,91 характеризует состояние компенсируемой усталости. Самовосстановление оптимальной рабо­тоспособности происходит за счет периодического снижения актив­ности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и от­дыха ребенка.

Значения ВК в пределах от 0,92 до 1,9 характеризуют состояние оп­тимальной работоспособности. Ребенок отличается бодростью, отсут­ствием усталости, здоровой активностью, готовностью к энерготратам. Нагрузки соответствуют его возможностям. Образ жизни ребенка по­зволяет ему полностью восстанавливать затраченную энергию.

Если значение ВК равно или превышает 2, то это свидетельствует о состоянии перевозбуждения. Чаще всего является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, а не в оптимальном для него режиме, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, иногда необходимо и сни­жение нагрузок.

Известно, что в состоянии хронического переутомления не могут полноценно функционировать память, внимание, мышление, нару­шается адекватность реагирования, снижается способность к само­управлению. Все это, естественно, отрицательно сказывается на школьных успехах. Но чем больше времени ребенок начинает уде­лять урокам и меньше — отдыху, тем плачевнее бывают общие резуль­таты: к слабой успеваемости добавляется и потеря здоровья. При хро­ническом переутомлении в первую очередь требуется снижение нагрузок.

Для правильного понимания причин низкой работоспособности ре­бенка необходимо учитывать и взаимное расположение красного (3) и желтого (4) цветов. Исследования Л. А. Китаева-Смыка показали, что нервно-психическое истощение приводит к глобальным сдвигам в фун­кционировании всех систем организма. Переутомление и падение энер­гетики приводит к тому, что сильные внешние раздражители стано­вятся непереносимыми, причем в разряд «сильных» переходят и те Раздражители, которые раньше воспринимались как нормальные. Ме­няется эмоциональное восприятие цвета. Сине-голубые оттенки кажут­ся более привлекательными, а желто-красные — резко неприятными. Особенно непереносимым становится желтый цвет. Когда этот цвет оказывается перед глазами переутомленного человека, он может выз­вать приступ тошноты или головной боли, даже привести к потере со­вания (40, с. 212-214).


 


200


201


 


Психологическая оптимизация обучения и развития школьников

Наши исследования подтверждают, что о нервно-психическом ис­тощении, хроническом переутомлении можно говорить только тог­да, когда не только имеет место низкое значение В К, но в самом цве­товом выборе желтый цвет находится правее красного и ближе к концу ряда. Если ближе к концу ряда оказывается красный цвет, а желтый находится левее, ближе к началу ряда, то состояние ребенка может быть охарактеризовано как обычная усталость, но при этом как дополнительный фактор, как правило, присутствует «внешнее» подавление активности ребенка (авторитарное давление родителей, чрезмерные охранительные запреты или предупредительные заботы). В этом случае со здоровьем ребенка может быть все в порядке. Мы сталкиваемся не с физиологическим истощением, а имеем суммар­ный результат компенсируемой усталости и вынужденного (из-за внешнего управления и давления) снижения активности. Оптимиза­ция работоспособности может быть достигнута за счет нормализа­ции отношения к ребенку со стороны взрослых (коррекции стиля воспитания) и общего режима его жизнедеятельности без снижения нагрузок.

ММД является дополнительным фактором, осложняющим деятель­ность ребенка. Наличие ММД свидетельствует о нарушениях в функ­ционировании мозга, которые обычно приводят к сдвигам и в энерго­обеспечении организма (ВК очень редко попадает в зону оптимума). Если при ММД значение вегетативного коэффициента свидетельству­ет об усталости или перевозбуждении, то без специального лечения нормализация работы мозга оказывается невозможной. Если ВК сви­детельствует о хроническом переутомлении, то вполне вероятны се­рьезные ухудшения состояния здоровья и дезорганизация мозговой де­ятельности. В этом случае необходимо срочно оптимизировать нагрузки и режим ребенка, что обязательно должно сочетаться с его лечением. Если не происходит снижения нагрузок и лечение прово­дится на фоне хронического переутомления, то обычно оно эффекта не имеет. Если ВК находится в зоне оптимальной работоспособности, то найден такой режим жизнедеятельности ребенка, при котором впол­не вероятна и постепенная нормализация работы мозга без дополни­тельного лечения.


Изучение и профилактика тревожности учащихся

5. ИЗУЧЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА ТРЕВОЖНОСТИ УЧАЩИХСЯ

За последние годы произошли определенные изменения в расстанов­ке приоритетов целей в системе школьного образования. Раньше в ка­честве главной и единственной задачи выступало само обучение, т. е. передача определенной суммы знаний, в сочетании с воспитанием та­ких качеств, как исполнительность, дисциплинированность, трудолю­бие. В настоящее время большинство школ признает необходимость лич-ностно ориентированной педагогики, т. е. ставится задача полноценного развития личности ребенка. В связи с этим внимание акцентируется не только на успеваемости и поведении, но изучается самочувствие, адап-тированность, физическое и нервно-психическое здоровье учащихся. Эмоциональному благополучию детей стараются придавать такое же значение, как и их интеллектуальным достижениям.

Пока в науке не выработаны удовлетворительные показатели для характеристики психического здоровья, оно оценивается по отсутствию отклонений в эмоциональной и поведенческой сферах. Наиболее инфор­мативным, прогностически значимым и потому чаще используемым показателем в этом плане является характеристика уровня тревожнос­ти. Высокий уровень тревожности принято рассматривать как субъек­тивное ощущение и проявление личностного неблагополучия.

Однако представляется неправомерным в один ряд с тревожностью ставить детские страхи и общую невротизацию личности. Такая тенден­ция просматривается сейчас не только в работах психотерапевтов, но и школьных психологов (35, 48, 54). Подобное сближение понятий пере­водит тревожность из ряда психологических категорий в патопсихоло­гические, обедняя ее содержание. В отличие от страха как реакции на конкретную угрозу, тревожность представляет собой специфическое эмоциональное состояние — генерализованную беспредметную насто­роженность. Она свидетельствует о постоянном присутствии какого-то источника беспокойства, который индивидом не осознается, не объек­тивируется, не воспринимается в качестве фрустратора.

Тревога — это фундаментальная эмоциональная реакция человека, субъективно характеризующаяся ощущением внутреннего напряжения, февога, как считал еще Ганс Селье, связана с активизацией вегетатив­ной нервной системы и появляется у человека в ситуациях неопреде-


. 203


Психологическая оптимизация обучения и развития школьников

ленности и ожидания с непрогнозируемым исходом. В норме тревога является ситуативной реакцией организма, мобилизующей его физио­логические ресурсы и обеспечивающей готовность к возможным «не­приятностям». Если человек сталкивается с целой серией неопределен­ных ситуаций, то реакция тревоги становится затяжной и может перейти в состояние тревожности. Такое состояние бывает характерно, напри­мер, для периода адаптации.

Возникающее состояние тревожности может приводить к различным результатам: как способствовать активизации деятельности, повышению сопротивляемости организма, так и порождать ощущение беспомощнос­ти, бессилия, неуверенности в себе. При определенном стечении обстоя­тельств тревожность может стать привычным состоянием, сопутствую­щим любой деятельности, т. е. перейти в разряд личностных свойств, снижающих общие адаптационные возможности человека. Чтобы не до­пустить этого, необходимо выделить основные факторы, дестабилизиру­ющие эмоциональное состояние школьников, и разработать рекоменда­ции по предупреждению или смягчению их отрицательного воздействия. Проводившееся нами в течение последних 10 лет изучение тревожнос­ти являлось составной частью комплексного психологического обследова­ния интеллектуальных, эмоциональных и личностных особенностей уча­щихся 1-7-х классов, поэтому ее проявления анализировались во взаимосвязи со всеми изучавшимися характеристиками. Для оценки тре­вожности использовались показатели нескольких методик (тест Тэммл, Дорки, Амен, ФЛО Кеттелла, цветовой тест Люшера, проективные рису­ночные тесты), а также наблюдения и беседы с родителями, учителями для повышения надежности содержательной интерпретации результатов. До­полнительная информация была получена на основе статистического (в том числе и корреляционного) анализа данных обследования. Применя­лись методы: поперечных срезов, контрастных групп, лонгитюдный.

Несмотря на то, что в статьях публицистического плана многие авторы, в т.ч. и психологи, говорят о растущей невротизации детей, надежных статис­тических исследований в этой области обнаружить не удалось. Например^ данные, которые приводит И. В. Дубровина, свидетельствуют о ката­строфическом росте числа младших школьников с устойчиво высокой трб' вожностью: с 16% в 1980-1983 гг. до 75% в 1990-1993 гг. (тест Тэммл, Дорки. Амен). Однако невозможно оценить их репрезентативность, так как отсуТ' ствует характеристика выборки. Нет даже сведений об-общем количеств обследованных учащихся, из каких они школ и классов. В остальных слу48' ях какие-либо ссылки на конкретные исследования вообще отсутствуют (54/-


Изучение и профилактика тревожности учащихся

В таблице 5.1 приведены данные обследования более 2000 учащихся 11 школ пяти районов Санкт-Петербурга. Результаты ежегодной диаг­ностики показывают, что среди первоклассников процент высокотре­вожных детей не высок. Однако к окончанию начальной школы высо­котревожных детей становится уже значительно больше. На основании проведенного многолетнего исследования приходится признать, что обучение в школе выступает как существенный стрессирующий фак­тор, интенсивность воздействия которого варьируется в зависимости от типа школы и класса.

В таблице 5.2 представлена динамика процента высокотревожных учащихся в зависимости от типа классов, в которых они обучаются.

Таблица 5.1.Характеристика проявления

повышенной тревожности среди учащихся 1-5-х классов

(в % к общему количеству обследованных учащихся)

по тестам Тэммл, Дорки, Амен и Кеттелла

 

Классы 1994/95 уч. год 1995/96 уч. год 1996/97 уч. год 1997/98 уч. год 1998/99 уч. год
1 — гимназические — общеобразовательные 15,1 7,6 2,4 10,1 8,3 18,2 10,6 7,0 13,3
2 — гимназические — общеобразовательные 13,5 7,3 13,1 8,5 9,1 16,0
3 — гимназические — общеобразовательные 16,8 26,1 26,7 25,1 25,6 25,4 28,0 31,3 20,8 23,4
5 — гимназические — общеобразовательные 28,4* 28,1 29,8 10,3 13,1 26,3 30,6 7,1 16,7 29,5

' Использованы данные в основном по вновь сформированным классам, в которых % высокотревожных детей всегда значительно повышается.

Таблица 5.2.Характеристика динамики повышенной тревожности среди учащихся классов различных типов (в %)

 

Тип класса 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс
гимназические 7,5 8,3 23,9 _ 15,1
_2бщеобразовательные 14,5 14,2 25,9 _ 29,5
_^ор_рекционные 17,0 23,8 34,4 15,0 _
_2УДожественно-эстетические 37,3 - 34,6 _ 23,2
_^[е_стилетки» 37,5 - _ 34,4 _
вновь сформированные - 28,3 40,2 - 41,3

 


204


205


 


 


Психологическая оптимизация обучения и развития школьников

Во-первых, из таблиц 5.1 и 5.2 видно, что среди поступающих в гимна­зические классы процент высокотревожных детей незначителен (менее 10%) и устойчиво меньше, чем в общеобразовательных классах. И это соотношение сохраняется на протяжении всего периода обучения в шко­ле. Резкий скачок тревожности у гимназистов (хотя и не достигающих уровня тревожности детей из общеобразовательных классов) отмечается в 3-м классе, что вполне объяснимо: дети впервые сдают переходные эк­замены, от результатов которых зависит, будут ли они продолжать учебу в качестве гимназистов. На протяжении учебного года готовятся к этим экзаменам и, естественно, у многих повышаются общее психологическое напряжение и тревожность. Однако уже в 5-м классе (как видно из таб­лицы 5.2) эмоциональное состояние абсолютного большинства учащих­ся нормализуется, так как рубежный экзамен пройден и учебная деятель­ность продолжается в привычном темпе.

Следует различать устойчиво высокую тревожность, характеризую­щую эмоциональную дестабилизацию личности, и адаптационное по­вышение уровня тревожности, которое не превышает пороговый уро­вень. Например, уровень тревожности в 42,6%-50% по тесту Амен скорее следует считать адаптационным, нежели высоким. Лонгитюдные иссле­дования показывают, что он оказывается характерным примерно для 40% первоклассников, но ко второму полугодию, когда заканчивается про­цесс адаптации, у абсолютного большинства ребят происходит сниже­ние уровня тревожности без какой-либо специальной работы с ними. При этом в процессе диагностики не удается достоверно выделить ка­кие-либо специфичные зоны фрустрации. Если уровень тревожности при поступлении в школу оказывается выше 50%, всегда можно выде­лить в окружении ребенка, в отношении к нему взрослых то, что нару­шает его эмоциональное самочувствие. И пока эти факторы не будут устранены, его самочувствие не нормализуется.

Проведенное исследование не подтверждает бытующего мнения о том, что сложные гимназические программы переутомляют и невроти-зируют детей. Высокотревожных учащихся оказывается значительно больше в общеобразовательных и еще больше в коррекционных клас­сах. Учащиеся коррекционных классов с первых дней школьной жизн" сталкиваются с трудностями в учебе и с отрицательными оценками соО' ственной деятельности со стороны учителей и родителей. К сожалений часто негативные реакции со стороны взрослых вызывают не только"'' учебные неудачи. Постепенно к таким детям формируется целости0 отрицательное отношение со стороны окружающих (иногда с оттеН*


Изучение и профилактика тревожности учащихся

ми жалости и сочувствия). Но даже заботливого отношения не доста­точно, чтобы вывести детей из состояния хронического стресса. Причи­на высокой тревожности почти половины учащихся коррекционных классов заключается в том, что они оказываются не в состоянии усво­ить программу начальной школы и имеют только не удачный опыт. Та­кой вывод представляется наиболее правомерным, поскольку, когда их обучение в начальной школе продлевается еще на год, картина резко меняется. Обучаясь в 4-м классе, эти учащиеся фактически повторяют программу 3-го класса, т. е. делают то, с чем они уже сталкивались и ча­стично научились справляться. В ситуации хотя бы частичного успеха эмоциональное самочувствие многих из них нормализуется, процент вы­соко тревожных детей резко падает.

Особого внимания со стороны педагогов и родителей требуют уча­щиеся художественно-эстетических классов, так как художественные способности всегда сочетаются с наличием у детей повышенной эмоци­ональности и впечатлительности. В течение ряда лет нами проводилось психологическое сопровождение учащихся специализированных музы­кальных классов, которое показало, что, даже несмотря на профилакти­ческую работу, в период обучения в начальной школе процент высоко­тревожных детей в них остается высоким. Лишь по мере взросления, обретения самостоятельности, развития самоконтроля у большинства из них эмоциональное реагирование на различные события их личной и учебной жизни приходит в норму. Данные, полученные с помощью личностного опросника Кеттелла, свидетельствуют о том, что у уча­щихся сохраняется высокая эмоциональная реактивность (С|), но мно­гие из них обучаются управлять своими переживаниями и поведени-ем (О-з Т)> обретают самостоятельность, уверенность в себе (Е^). За счет такого личностного взросления процент высокотревожных детей в ху­дожественно-эстетических классах постепенно, но прогрессивно снижа­ется: в 5-м классе — до 23,2%, в 6-м классе — до 16,7% и больше уже не возрастает. Учителям и родителям, учитывая повышенную эмоциональ­ную впечатлительность, ранимость детей, следует до периода их взрос­ления проявлять больше тактичности во взаимоотношениях, щадить их самолюбие, не критиковать публично. Корректное отношение взрослых (в котором, впрочем, нуждаются все дети) и время будут работать на личностную стабилизацию детей.

Из таблицы 5.2 также видно, что более чем для трети детей, начина­ющих обучение с шести лет, школа выступает серьезным стрессирую-Щим фактором. Исследования проводились в трех различных школах


 


206


207


Психологическая


оптимизация обучения и развития школьников


Изучение и профилактика тревожности учащихся


 


Санкт-Петербурга, в которых для обучения шестилеток были созданы все необходимые дополнительные условия. Однако процент высокотре­вожных детей среди них постоянно оказывался значительно выше, чем среди детей, поступающих в школу с семи лет. И за период четырехлет­него обучения в начальной школе каких-либо существенных сдвигов в сторону эмоциональной стабилизации не отмечалось. Личностно незре­лые, излишне инфантильные дети (об этом свидетельствуют данные теста Люшера и проективных тестов) не только с большим трудом на­чинают новую для них жизнь, но даже за четыре года не могут к ней адаптироваться. Полученные данные указывают на необходимость бо­лее серьезного изучения личностной, а не только интеллектуальной го­товности шестилетних детей к обучению в школе, а также об особом внимании, которые необходимо уделять вопросам воспитания самосто­ятельности и личностного развития учащихся в целом.

Осуществляемый в настоящее время всеобщий переход на четырех­летнее начальное образование, при котором дети получают возможность начинать обучение с шести лет, может привести к тому, что процент высокотревожных младших школьников значительно возрастет. Пере­ход не обеспечен специальными программами профилактики дезадап­тации шестилеток. Более того, запрет на вступительное психологичес­кое обследование детей не позволит вовремя выявить тех, кто особо и в первую очередь нуждается в психологической помощи.

С точки зрения эмоциональной дестабилизации детей, развития у них повышенного нервно-психического напряжения особую проблему пред­ставляют вновь сформированные классы. Работа с начала 90-х годов в гимназиях Санкт-Петербурга показывает, что приток детей в них значи­тельно доминирует над отсевом. Благодаря этому количество детей в клас­сах постепенно увеличивается и приходится производить их разукруп­нение, т. е. переформирование с образованием нового класса. Например, первых классов обычно открывается только два, но уже к 5-6-му классу их бывает три-четыре в параллели (иногда пятый класс целиком форми­руется за счет вновь принятых учащихся). Если при переформировании классов удается сохранить сложившиеся дружеские диады и микрогруп­пы, то повышение тревожности, эмоциональная дестабилизация наблю­дается у незначительного процента учащихся (менее 10%). Однако от­нюдь не всегда это бывает осуществимо. Если создаются классы с углубленным изучением, например, математики, или предметов гумаН11' тарного (литература, история), или естественно-научного (химия, био­логия) цикла, то отбор в них производится с. учетом, в первую очереДь


208


способностей и интересов учащихся, а дружеские контакты сохранить удается далеко не всегда. В этом случае наблюдается нарушение эмоцио­нального самочувствия, рост тревожности у значительного процента уча­щихся (до 40% и более). Такая же ситуация возникает, когда из несколь­ких классов в один, гимназический, отбираются наиболее способные, хорошо успевающие учащиеся. В течение 1,5-2 лет происходит форми­рование нового коллектива, устанавливаются, налаживаются межлично­стные отношения, постепенно нормализуется эмоциональное самочув­ствие учащихся. Однако этот период эмоциональной дестабилизации отрицательно сказывается на интеллектуальном развитии учащихся.

В таблице 5.3 приведены данные сравнительного лонгитюдного иссле­дования интеллектуального развития учащихся двух гимназических клас­сов. Состав «А» класса не менялся с момента поступления детей в школу, а «Б» класс был сформирован как 5-Б класс из наиболее способных и хоро­шо успевающих учащихся 3-Б, 3-В, 3-Г и 3-Д классов. Данные таблицы свидетельствуют об изначальном значительном интеллектуальном превос­ходстве учащихся «Б» класса, которое они впоследствии утратили.

В большей степени затормозилось развитие именно высших форм мышления: общих аналитических (А.,) и структурно-лингвистических (А^) способностей, абстрактного мышления (А6), а также формирова­ние математических навыков (А3). Меньше пострадало развитие прак­тического интеллекта (А,), интуитивного анализа-синтеза (А2), образ­ного мышления (А7, А8) и памяти (Ад).

Таблица 5.3.Характеристика интеллектуального развития учащихся

за период обучения с 5-го по 7-й класс (тест Амтхауэра)

------------ 1 ' I ' I :__ I__ :_ I__ :—I—:—I----- 1------------ 1—

4 Состав класса не менялся с момента поступления детей в школу. Состав сформирован в 5 классе из наиболее способных и хорошо успеваю­щих учащихся 3-Б, 3-В, 3-Г и 3-Д классов.

по данным лонгитюдного обследования

 

Классы А, А2 А3 А4 А5 А6 А7 А8 А9
5-А* 6,1 7,0 6,8 5,0 - 7,2 5,9 8,0 16,4
5-Б** 7,2 7,3 8,0 6,8 - 8,9 6,9 9,5 16,0
6-А 6,4 7,4 7,8 6,6 6,1 9,3 6,7 9,3 17,7
6-Б 7,0 8,1 7,7 6,9 7,9 9,1 8,8 9,6 16,2
7-А 9,4 10,1 11,1 12,3 9,9 9,9 7,5 10,6 17,4
[7чГ   ' 9,4 10,4 9,2 10,2 8,7 9,5 9,3 10,4 17,5

209

 


 


Психологическая оптимизация обучения и развития школьников

Психологическое сопровождение вновь сформированных классов по­казывает, что даже по истечении двух лет, с 5-го по 7-й класс, более чем у четверти ребят может не сложиться никаких взаимоотношений с одно­классниками. Уровень тревожности, как правило, у них сохраняется вы­сокий и постепенно формируется отрицательное отношение к школе в целом. В этих случаях исключительно важной оказывается роль класс­ного руководителя и социального педагога в организации внеучебного неформального общения ребят, в умении убедить родителей в необходи­мости такого общения. К сожалению, многие родители отрицательно от­носятся к внеучебному общению своих детей с одноклассниками, считая это пустой тратой времени, которое можно было бы использовать для за­нятий в художественных студиях, спортивных секциях и пр., а также для подготовки домашних заданий. Когда родители придерживаются этой позиции, формирование коллектива не происходит и к 7-му классу, дети все так же разобщены, взаимопомощь отсутствует, часты конфликты меж­ду ними, класс в целом оказывается плохо управляем.

Практика показывает, что образование новой группы во втором или даже в третьем классе происходит менее болезненно, неприятные по­следствия быстрее минимизируются, нежели в пятом или в седьмом. Чем старше дети, тем выше их избирательность в общении и труднее проис­ходит сближение.

Изучение адаптированное™ учащихся не следует ограничивать ана­лизом их эмоционального самочувствия на уроках или в ситуациях об­щения. Наши многолетние исследования показывают, что необходимо самостоятельно анализировать эмоциональное состояние детей в ситуа­циях проверки знаний (например, ответ у доски, перед контрольной ра­ботой и пр.). Это быстро и надежно можно делать с помощью ЦТЭС (на основе теста Л юшера). И если для 1-2-х классов различия бывают незна­чительны, то начиная с 3-го класса и старше ситуация резко меняется. Неприятные эмоциональные переживания, страх в ситуациях проверки знаний испытывают 23-30% учащихся гимназических и до 60% учащих­ся общеобразовательных классов. И это связано с непрочностью самих знаний. Страх учащихся перед проверкой знаний приводит к тому, что они стараются избегать этих ситуаций. Достаточно часто со второго по­лугодия в 5-х классах начинаются массовые прогулы, а потом уже проис­ходит явное снижение успеваемости у многих учащихся. Педагоги стара­ются бороться с прогулами, не понимая, что прогулы — только следствие страха учащихся перед проверкой знаний, следствие некачественного обучения в начальной школе, незакрепленности полученных знаний.


Изучение и профилактика тревожности учащихся

Начиная с 1-го класса и по 9-й для значительного процента учащихся уроки русского языка оказываются самыми напряженными. Неграмотность и неприятие идут рука об руку. И здесь следовало бы задуматься о про­граммах и методах обучения русскому языку, так как даже к традиционно трудным предметам (математике, иностранным языкам) современные дети относятся гораздо лучше и имеют по ним более высокую успеваемость.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 221.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...