Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Изучение и оценка готовности ребенка к школе 6 страница
8. Листья. Наличие листьев (или замкнутого силуэта кроны) сви 9. Дупло. Надежно можно интерпретировать только в тех случаях, 10. Солнце. Солнце слева — свидетельствует об авторитете или дав 11. Облака. Облака слева — потеря контакта с матерью, отсутствие 12. Пень. Свидетельствует о том, что ребенок, не видит никаких пер
174 175
Психологическая оптимизация обучения и развития школьников Аналогично интерпретируется сломанное дерево. 13. Пень рядом с деревом (или немного в стороне, через дорогу, че 14. Толстые ветки (одна или несколько) явно ниже кроны и отдель 15. Поникшие, тонкие ветки, тонкий ствол, слабый нажим. Харак 16. Дерево во весь лист, так что ствол и крона даже не поместились 17. Яблоки на дереве (или любые фрукты, цветы, бабочки). Свидетель 18. Использование цвета. Использование чистых ярких цветов для 19. Ствол, расщепленный в верхней половине (явно расходящийся 20. Дерево, расщепленное до основания, или перекрещивающиеся Готовность ребенка к школе: прогноз и оптимизация развития тегрируемой двойственностью внутренней жизни, с расщеплением внутреннего мира (необходима консультация психиатра). 21. Из кроны дерева «вырастают» самостоятельные деревья с кро 22. Ствол не замкнут, фактически представляет собой две парал Рисунок семьи После того как ребенок закончит рисовать дерево, его лист следует перевернуть на чистую сторону, положить горизонтально и предложить нарисовать свою семью, тех, с кем он живет и кого хотел бы нарисовать. Никаких дополнительных инструкций, как должен выглядеть рисунок (кого конкретно рисовать, с кого начинать и т. п.) давать нельзя. Нельзя «подводить» детей к «кинетическому» рисунку семьи, предлагая им изобразить ситуацию, в которой каждый член семьи чем-то занят. Ребенок должен сам решить, кого и как он будет рисовать. В этом проявится его обобщенное ощущение собственной семейной ситуации. Если ребенок изображает всех членов семьи стоящими рядом друг с другом, то он воспринимает ее как некое эмоциональное целое. Если он предпочитает «кинетический» вариант изображения, то семью он воспринимает как функциональную общность, в которой акцентируется именно специфическая полезность каждого ее члена. Если ребенок рисует в первую очередь машину, дачу или комнату, в которой центральное место занимает телевизор, то тем самым он сразу обозначает наиболее значимый объект, представляющий для семьи большую ценность, чем сами ее члены. Если ребенок испытывает трудности в изображении людей, говорит, что не умеет их рисовать, можно объяснить ему, что особого значения не имеет то, как он всех изобразит. Можно предложить ребенку рисовать по принципу: «...палка, палка, огуречик — вот и вышел человечек». Начало этого стишка: «точка, точка, запятая, минус — рожица кривая» — использовать нельзя. Важно знать, будет ли ребенок сам, «без наводки», изображать лицо того или иного члена семьи, нарисует ли глаза.
176 177
Психологическая оптимизация обучения и развития школьников В процессе работы необходимо подписывать и нумеровать членов семьи в порядке их изображения ребенком. (Если не спросить вовремя, то потом бывает не определить даже половозрастную принадлежность размещенных на листе «головоногов».) Когда ребенок закончит рисовать, надо поинтересоваться, есть ли еще кто-нибудь в семье. Однако нельзя заставлять ребенка дорисовывать «пропущенных» членов семьи или самого себя, если он этого не хочет. Следует только записать, кого он не стал рисовать и его комментарии по этому поводу. Недостаточное умение рисовать у 6-7-летних детей в рисунке семьи проявляется в еще большей степени, чем в рисунке дерева. В связи с этим неоправданно предъявлять требования к точному изображению деталей (волосы, уши, пальцы и т. п.), на которые обычно принято обращать внимание при интерпретации. Самочувствие ребенка в семье и особенности его семейных взаимоотношений более надежно характеризуют более обобщенные параметры рисунка: 1. Размеры изображенных фигур («масштаб»). Отражают то, как 2. Пропорции фигур. Чем меньше фигура по сравнению с осталь 3. Очередность изображения членов семьи. Первым изображает Готовность ребенка к школе: прогноз и оптимизация развития чаще рисовали бабушек, дедушек, кошек и собак, теперь — отцов. 4. Местоположение. Наиболее эмоционально значимый для ре : но-эгоистической позиции ребенка, который вынужденно подчиняется родителям, но стремится быть в центре внимания. Периодически он может устраивать истерики, требовать , к себе особого внимания, но родители всегда «ставят его на место». Таким же образом перед всеми слева может быть дорисован любой член семьи, если он наиболее авторитетен для ребенка, но реально главную позицию в семье не занимает. Рядом с собой ребенок обычно рисует тех членов семьи, с которыми находится в наиболее близких отношениях, чью поддержку ощущает. 5. Величина фигуры. Более крупных размеров, независимо от их 6. Расположение фигур. Если ребенок, изображая семью, распола
178 179
7. 8. 9. 10. Психологическая оптимизация обучения и развития школьников «Преграды». Если от какого-либо члена семьи ребенок «отгор жен» любой преградой (просто полоса, дверь, стол, дерево) цл между ними находится домашнее животное, это свидетельству ет о нарушении или нежелательности контакта с этим членом семьи. Отсутствие изображения членов семьи. Дети не изображают отвергаемых членов семьи, тех, с кем они соперничают, которых они боятся или не хотят видеть. При этом дети могут да-вать самые различные пояснения своему нежеланию рисовать, могут говорить, что рука устала, места больше нет, папа на работе, мама еще спит, братик еще не родился. Если ребенок рисует только себя (или себя с собакой, кошкой или черепахой), это свидетельствует об отсутствии эмоциональных контактов с членами семьи. Это случается, когда у родителей своя жизнь, в которой не находится места единственному ребенку, забота о нем перепоручается гувернерам. Родители равнодушны к нему, их внимание формально, они откупаются от ребенка, удовлетворяя его разнообразные капризы. Ребенок в такой обстановке растет самоуверенным, эгоистичным, бесчувственно-требовательным к окружающим его людям. Отсутствие собственного изображения. Если ребенок не изображает себя, это свидетельствует о том, что он не вписан в семью, не чувствует себя ее членом, семье не до ребенка — он в ней чужой, ненужный, отвергнутый. Детали изображения лица. Если у какого-то члена семьи не прорисованы зрачки, то, скорее всего, у ребенка нет индивидуального контакта с этим человеком, отношения с ним формальны, не индивидуализированы. Если ребенок не рисует зрачки у себя, это, скорее всего, говорит об отсутствии саморефлексии, ребенок не ощущает себя личностью. Обычно это вызвано отсутствием внимания и уважения со стороны взрослых. Если у какого-либо члена семьи не прорисовано лицо, то, скорее всего, у ребенка нет индивидуального эмоционального контакта с этим человеком, ребенок его редко видит или почти не общается с ним. Если лица не прорисованы у всех членов семьи, то взаимоотношения между ними формальны, забота друг о друге и эмоциональное участие отсутствуют, хотя общение может быть достаточно интенсивным. Готовность ребенка к школе: прогноз и оптимизация развития 11. Отсутствие прорисовки тел. Если ребенок нарисовал только 12. Цвет изображения. Эмоционально значимых членов семьи Интерпретировать проективные рисуночные тесты следует в комплексе с другими результатами тестирования. Только совместный анализ полученных данных позволяет понять причины выявленных проблем и найти способы для нормализации процесса развития ребенка. Например, недостатки речевого и интеллектуального развития ребенка могут быть объяснены его семейной изоляцией. Об этом может свидетельствовать отрицательная реакция ребенка на рисунок № 6 в тесте Амен («родители у телевизора»), а также отгороженность ребенка от родителей в рисунке семьи или отсутствие его на рисунке вообще. Если ребенок с ММД по реактивному типу изображает себя в рисунке семьи первым или самым крупным, можно с уверенностью предположить, что его двигательная неуправляемость и расторможенность будут усугубляться избалованностью, а критика и попытки учителя ограничить активность ребенка вызовут агрессию с его стороны. Причиной замедленного реагирования, общей медлительности, вялости, а иногда и слабого речевого развития может быть общее депрессивное состояние ребенка, вызванное ощущением собственной незначимости, малоценности. В этом случае дерево будет маленького размера, а в рисунке семьи ребенок изобразит себя последним (даже после кошки и собаки) и меньше всех (меньше даже младших сестер и братьев, если они есть), либо вообще себя не нарисует. Информация о том, как ребенок воспринимает свою семью, позволяет выявить корни его проблем, правильно оценить «расстановку сил» в семье, выбрать оптимальную тактику беседы с родителями, понять, на кого в семье можно опереться, кто может оказать ребенку максимальную помощь и поддержку, а от кого ждать помощи бессмысленно.
180 181 пают источником повышенной тревоги, осложняя и без того трудный период адаптации первоклассника. Наши исследования показали, что на самооценку и общее эмоциональное состояние первоклассников влияют не столько их реальные школьные успехи или неудачи, сколько характер взаимоотношений со взрослыми в школе и дома. Особо значимой оказывается позиция матери. В дошкольном детстве основу взаимоотношений с матерью составляли эмоциональные контакты, дающие ребенку ощущение поддержки, заботы и защищенности, а также удовлетворяющие его игровые потребности. При поступлении в школу ситуация может резко измениться. Доминантой в отношении матери к ребенку становится контроль за его обучением. Вместо заботы, защиты, веселого совместного досуга ребенок вдруг сталкивается с исходящими от матери критикой, принуждением, резким ограничением игр и развлечений. По нашим данным, для подавляющего большинства первоклассников с повышенной тревожностью основным ее источником оказывается мать (до 90% случаев). Для оказания помощи детям в этой ситуации можно обратиться к методам работы таких опытных детских психотерапевтов, как, например, Снайдеры (57). Они показали, что в первую очередь в подобных случаях надо работать не с детьми, а с их ближайшим окружением: как только «убираются» внешние фрустраторы, эмоциональное состояние ребенка автоматически нормализуется. Таким образом, чрезмерно ответственным матерям необходимо объяснить состояние ребенка, настроить их на более ласковое отношение к нему в этот период. Матери необходимо понять, что нельзя с ребенком заниматься только уроками: с ним нужно обсуждать и внешкольные дела, мать должна по-прежнему принимать участие в играх ребенка. Важно, чтобы сама мать была спокойна, так как ребенок может просто «заражаться» ее тревожным состоянием, не понимая его причины. Если мать постоянно напряжена, зафиксирована на школьных успехах ребенка, то и он будет демонстрировать состояние повышенной тревоги. В тех случаях, когда матери после консультации психолога успокаивались и меняли характер своих взаимоотношений с ребенком, то его эмоциональное состояние через 2-3 недели приходило в норму. Если индекс тревожности очень высокий, то при качественном анализе ответов можно обнаружить еще ряд типичных для 6-7-летнего ре' белка фрустраторов. Тип фрустрирующих ситуаций определяется в соответствии с содержанием картинок, на которые ребенок дал негативна* 184 Готовность ребенка к школе: прогноз и оптимизация развития реакцию (выбрал грустное лицо для изображенного персонажа). Приведенные ниже интерпретации и комментарии составлены на основе обобщения высказываний «разговорчивых» детей, которые сами рассуждали по поводу предложенных картинок и выбираемых ответов, а также бесед с родителями и наиболее эффективных рекомендаций. Рис.1. Играющие дети (эмоционально положительная ситуация). Эта ситуация воспринимается детьми как игра со сверстниками, а не с младшим ребенком (что соответствует стандартному описанию методики). Рисунок вызывает негативную реакцию ребенка, если у него не складываются отношения с детьми (он с ними постоянно ссорится, другие дети часто его обижают), а также если родители стали резко ограничивать его в играх с друзьями из-за того, что надо учиться. Первую причину дети комментируют с трудом, а во втором случае — охотно поясняют: «Сейчас придет мама и будет ругаться, что уроки не сделаны, а мы тут играем». Тот или иной выбор интерпретации делается в зависимости от того, на какие последующие ситуации (с детьми или с матерью) ребенок реагирует негативно. Рис.2. Ребенок и мать с младенцем (нейтральная ситуация). Рисунок вызывает негативную реакцию ребенка, если мать уделяет ему меньше внимания, чем сестре или брату (даже если они близнецы или старше ребенка по возрасту, несмотря на то, что на картинке изображен младенец). Первоклассник может чувствовать себя обделенным вниманием матери и нелюбимым не только в тех случаях, когда мать больше занимается с малышом или ставит в пример более успешного и послушного брата (сестру), но и тогда, когда она вынужденно много времени уделяет отбившемуся от рук подростку, постоянно ругая и отчитывая его. Таким образом, любое, даже отрицательное внимание к другому ребенку может стать причиной для ревности. Рисунок может восприниматься отрицательно и в том случае, если у ребенка вообще нет братьев и сестер, но мать с уважением относится к кому-то из его друзей и постоянно ставит его в пример. Негативная реакция может быть вызвана постоянными сравнениями ребенка с неким идеалом, несоответствие которому может глубоко им переживаться. В этом случае мать может часто употреблять вы-Ражения типа: «так хорошие дети не поступают», «первоклассник должен Уметь это делать», «настоящие мужчины не плачут» и пр. Рисунок может восприниматься ребенком негативно, если мать излишне часто в качестве положительного примера приводит отца или кого-либо из близких Родственников (если тот учился в школе на «отлично», имеет различ-Ь1е грамоты и медали за спортивные достижения, многого добился в . 185 Психологическая оптимизация обучения и развития школьников жизни и т. п.). Проективные рисунки дают дополнительную информацию для выбора той или иной интерпретации. Определенные уточнения можно сделать непосредственно в процессе беседы с матерью. Важно подвести мать к пониманию того, то ребенку для нормализации его эмоционального состояния требуется немного больше внимания и помощи. Подчеркивание несостоятельности ребенка только усугубляет ситуацию, а внимание, поддержка и помощь даст ему силы действовать, стать таким, каким мать хочет его видеть. Рис.3. Ребенок как объект агрессии (эмоционально отрицательная ситуация). Обычно ситуация воспринимается негативно, и ребенок выбирает грустное лицо для изображенного на картинке персонажа, но далеко не всегда. И в этих случаях нельзя (как нередко делают) поправлять ребенка, убеждать в неправильности выбора или недопонимании рисунка, объяснять его содержание. Положительно рисунок воспринимается активными, расторможенными детьми (чаще мальчиками), которые умеют противостоять агрессии; драки, даже с друзьями, для них привычны и воспринимаются как нормальный способ разрешения споров. Они любят демонстрировать силу и хорошо себя чувствуют после подобного выяснения отношений. Такой ребенок не обидчив, после драки (даже если ему сильно досталось) всегда готов продолжать игру. Рис.4, 7, 14. Одевание, умывание, еда (нейтральные бытовые ситуации). Рис. 14. воспринимается детьми как обычная ситуация еды, но не как какая-то особая, тяжело эмоционально переживаемая еда в одиночестве (согласно стандартному описанию методики). Эти рисунки вызывают негативную реакцию, если родители «фиксированы» на опрятности, аккуратности и режиме, без конца поправляют ребенка и делают ему замечания: «причешись», «поправь рубашку», «застегни пуговицы», «вымой руки» и пр. Ситуация усугубляется, если ребенок медлителен, и начинают подгонять. Кроме того, рис. 14 отрицательно воспринимается теми детьми, родители которых излишне озабочены правильным питанием и заставляют ребенка есть то, что нужно, не считаясь с тем, какую пищу любит ребенок и хочет ли он есть вообще. Рис. 14 иногда воспринимается не как одна из бытовых ситуаций (прием пищи), а как самопортрет. В этом случае отрицательный выбор свидетельствует о негативной самооценке ребенка. Именно такой вывод следует сделать, если и в цветовом выборе ребенка (по методике Люшера) на первом (или на втором) месте стоит черный цвет. Готовность ребенка к школе: прогноз и оптимизация развития Рис.5. Ребенок играет с матерью (эмоционально положительная ситуация). В нашей практике абсолютно всеми детьми персонаж, который в методике обозначен как старший ребенок, воспринимается как мать. Рисунок вызывает негативную реакцию, если мать сосредоточена только на учебе ребенка, запрещает или существенно ограничивает его игры, считая это занятием исключительно для дошкольника, пустой тратой времени. Иногда такая установка складывается у матери, неуверенной в школьных успехах своего ребенка, стремящейся сделать все возможное, чтобы ребенок учился на отлично. Такие матери могут поощрять посещение кружков и интеллектуальные занятия, но только не обычные детские игры. Матери следует тактично объяснить, что ребенок не может полностью отказаться от привычного для него образа жизни. Лишение его игр приводит к эмоциональной дестабилизации, ухудшает работоспособность, снижает учебную активность. Рис.6. Ребенок играет один (нейтральная ситуация). В нашей практике этот рисунок ни разу не трактовался детьми как ситуация укладывания спать в одиночестве (что соответствует стандартному описанию методики). Обычно дети описывают ее так: «Мама с папой смотрят телевизор, а ребенок играет». Рисунок воспринимается отрицательно, если родители больше заняты собой, своими делами, «игнорируют» ребенка, стараются от него отделаться («иди поиграй», «не мешай», «займись чем-нибудь», «у меня нет времени» и т. п.). Иногда подобные взаимоотношения с ребенком складываются из-за объективных обстоятельств. Родители хотели бы больше общаться с детьми, но вынуждены много работать, чтобы удовлетворять материальные потребности семьи. Они очень устают, и на игры с ребенком уже не хватает сил. Маленькие дети оказываются не в состоянии понять эти объективные причины, даже если им пытаются их объяснить. Они реагируют непосредственно на слова, которые чаще слышат, и на отношение, которое ощущают. В этом случае важно восстановить положительный эмоциональный контакт с ребенком. Не обязательно играть с ним, достаточно просто подержать на коленях, приласкать. Не обязательно поддерживать разговор, достаточно слушать и кивать. Такое «взаимодействие» не требует особых усилий и времени, а ребенок перестает чувствовать себя отвергаемым. Рис.8. Мать ругает ребенка (эмоционально отрицательная ситуация).
186 187
Психологическая оптимизация обучения и развития школьников Положительно рисунок воспринимается избалованными, беспечными детьми. Как правило, они комментируют свой выбор следующим образом: «мама сейчас поругает и забудет, снова будем играть», «мама просто так грозит, на самом деле она не сердится». Рис.9. Ребенок и отец, играющий с малышом (нейтральная ситуация). Негативная реакция ребенка объясняется аналогично интерпретации рис. 2. Рис.10. Ситуация соперничества (эмоционально отрицательная ситуация). Воспринимается детьми как ситуация соперничества, а не как агрессивное нападение (что соответствует стандартному описанию методики). Рисунок воспринимается положительно активными, умеющими постоять за себя, драчливыми детьми (и девочками и мальчиками примерно одинаково). Выбор веселого лица они комментируют так: «Здесь дети играют, возятся». Рис.11. Ребенок играет (эмоционально положительная ситуация). На рисунке дети обычно видят игровую ситуацию, а не уборку игрушек (согласно стандартному описанию методики). Рисунок вызывает негативную реакцию в том случае, если ребенку не дают играть (аналогично реакции на рис. 5). Выбор грустного лица дети обычно комментируют так: «Мама пришла и говорит: "Хватит играть, иди делай уроки". Рис.12. Изоляция, игнорирование ребенка другими детьми (эмоционально отрицательная ситуация). Если ребенок не является отвергаемым, не исключается постоянно из общих игр, то рисунок воспринимается им положительно. Ребенок объясняет, что на картинке дети играют. Рисунок всегда воспринимается негативно высокоинтеллектуально развитыми детьми: они реагируют на объективное содержание ситуации вне зависимости от того, как реально к ним относятся другие дети (даже в том случае, когда занимают в классе лидирующее положение). В этом случае отрицательный выбор ребенка не следует интерпретировать как показатель тревожности и прибавлять к другим «тревожным» выборам. Рисунок также воспринимается негативно и теми ребятами, кого действительно не принимают в общие игры, что достаточно тяжело ими переживается. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 233. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |