Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Изучение и оценка готовности ребенка к школе 6 страница




8. Листья. Наличие листьев (или замкнутого силуэта кроны) сви­
детельствует о том, что потребность в общении удовлетворяется;
отсутствие листьев, несколько листочков на голых ветках, опав­
шие листья — потребность в общении не удовлетворяется. От­
сутствие листьев может также свидетельствовать о неумении об­
щаться. Прорисовка листьев свидетельствует об избирательности
общения, о том, что ребенок учитывает особенности человека, с
которым общается. Хаотичная зарисовка кроны характеризует
непостоянство, хаотичность общения, при котором избиратель­
ность контактов или учет индивидуальных особенностей парт­
нера отсутствуют.

9. Дупло. Надежно можно интерпретировать только в тех случаях,
когда из дупла кто-то высовывается или кто-то в нем сидит. Это
свидетельствует о наличии неуправляемых импульсов, перио­
дически подталкивающих ребенка к совершению проступков
(«мелких гадостей»), совершенно не характерных для его пове­
дения. Взрослые, как правило, не верят, что такой хороший ре­
бенок мог это сделать.

10. Солнце. Солнце слева — свидетельствует об авторитете или дав­
лении матери (реже, бабушки); солнце справа — свидетельствует
об авторитете, давлении отца (реже, дедушки).

11. Облака. Облака слева — потеря контакта с матерью, отсутствие
ее воспитывающего влияния; облака справа — потеря контакта
с отцом (буквально — «за облаками»). Сплошные облака по все­
му верху листа, тучи грязно-серо-синего цвета — полное нару­
шение эмоционального контакта с родителями, ребенок предо­
ставлен сам себе, какие-либо воспитательные воздействия,
забота со стороны родителей отсутствуют.

12. Пень. Свидетельствует о том, что ребенок, не видит никаких пер­
спектив в будущем, жизнь может казаться для него закончен­
ной. Он не видит себя в том будущем, которое ему уготовано.


 


174


175


 


Психологическая оптимизация обучения и развития школьников

Аналогично интерпретируется сломанное дерево.

13. Пень рядом с деревом (или немного в стороне, через дорогу, че­
рез речку). Характеризует резкую перемену жизни (буквально:
«кончилась одна жизнь, началась другая»). Важны сравнитель­
ная толщина пня и дерева. Если ствол дерева не тоньше пня, то
ребенок не пострадал от изменений, происшедших в его жизни;
если тоньше — то эти перемены травмировали его, привели к
потере уверенности в себе.

14. Толстые ветки (одна или несколько) явно ниже кроны и отдель­
но от нее. Свидетельствует о наличии «замещающей» деятель­
ности, которая компенсирует неуспешность ребенка в основной
деятельности (например, плохо учится, но хороший спортсмен).
Ведущая деятельность становится незначима, так как потреб­
ность в достижениях удовлетворяется в замещающей деятель­
ности.

15. Поникшие, тонкие ветки, тонкий ствол, слабый нажим. Харак­
терны для рисунков чувствительных, впечатлительных, тревож­
ных детей.

16. Дерево во весь лист, так что ствол и крона даже не поместились
на нем полностью (их продолжение подразумевается за верх­
ним краем листа), свидетельствует о чрезмерной активности ре­
бенка.

17. Яблоки на дереве (или любые фрукты, цветы, бабочки). Свидетель­
ствует о симбиотической связи с матерью, зависимости от матери,
привязанности к ней и естественном следовании ее влиянию.

18. Использование цвета. Использование чистых ярких цветов для
раскрашивания характеризует нормальное эмоциональное со­
стояние. Использование черного, грязно-синих, грязно-корич­
невых цветов свидетельствует о преобладании отрицательных
эмоций, наличии тревожности, невротических страхов. Отсут­
ствие цвета никак не интерпретируется.

19. Ствол, расщепленный в верхней половине (явно расходящийся
от середины). Свидетельствует о наличии конфликтующих ус­
тановок, трудно согласуемых интересах, невозможности сделать
выбор, стремлении сохранить и то и другое. Такая ситуация мо­
жет провоцировать истерики, поведенческие срывы, довести до
невроза.

20. Дерево, расщепленное до основания, или перекрещивающиеся
стволы.
Возможны психические нарушения, связанные с неин-


Готовность ребенка к школе: прогноз и оптимизация развития

тегрируемой двойственностью внутренней жизни, с расщепле­нием внутреннего мира (необходима консультация психиатра).

21. Из кроны дерева «вырастают» самостоятельные деревья с кро­
нами.
Возможны шизофренические нарушения психики, уход в
придуманный мир, фантастические страхи (необходима кон­
сультация психиатра).

22. Ствол не замкнут, фактически представляет собой две парал­
лельные палки, либо он похож на доску от забора, ровно срезан­
ную сверху; ветви грубые, толстые, похожи на бревна или доски
забора, расходятся перпендикулярно от ствола, листьев нет.
Свидетельствует о наличии элементов аутизма в поведении, на­
рушении общения, мировосприятия, эмоциональной деприва-
ции (необходима консультация психиатра).

Рисунок семьи

После того как ребенок закончит рисовать дерево, его лист следует перевернуть на чистую сторону, положить горизонтально и предложить нарисовать свою семью, тех, с кем он живет и кого хотел бы нарисовать. Никаких дополнительных инструкций, как должен выглядеть рисунок (кого конкретно рисовать, с кого начинать и т. п.) давать нельзя. Нельзя «подводить» детей к «кинетическому» рисунку семьи, предлагая им изобразить ситуацию, в которой каждый член семьи чем-то занят. Ребе­нок должен сам решить, кого и как он будет рисовать. В этом проявится его обобщенное ощущение собственной семейной ситуации. Если ребе­нок изображает всех членов семьи стоящими рядом друг с другом, то он воспринимает ее как некое эмоциональное целое. Если он предпочита­ет «кинетический» вариант изображения, то семью он воспринимает как функциональную общность, в которой акцентируется именно специфи­ческая полезность каждого ее члена. Если ребенок рисует в первую оче­редь машину, дачу или комнату, в которой центральное место занимает телевизор, то тем самым он сразу обозначает наиболее значимый объект, представляющий для семьи большую ценность, чем сами ее члены.

Если ребенок испытывает трудности в изображении людей, говорит, что не умеет их рисовать, можно объяснить ему, что особого значения не имеет то, как он всех изобразит. Можно предложить ребенку рисо­вать по принципу: «...палка, палка, огуречик — вот и вышел человечек». Начало этого стишка: «точка, точка, запятая, минус — рожица кривая» — использовать нельзя. Важно знать, будет ли ребенок сам, «без наводки», изображать лицо того или иного члена семьи, нарисует ли глаза.


 


176


177


 


Психологическая оптимизация обучения и развития школьников

В процессе работы необходимо подписывать и нумеровать членов семьи в порядке их изображения ребенком. (Если не спросить вовремя, то потом бывает не определить даже половозрастную принадлежность размещенных на листе «головоногов».) Когда ребенок закончит рисо­вать, надо поинтересоваться, есть ли еще кто-нибудь в семье. Однако нельзя заставлять ребенка дорисовывать «пропущенных» членов семьи или самого себя, если он этого не хочет. Следует только записать, кого он не стал рисовать и его комментарии по этому поводу.

Недостаточное умение рисовать у 6-7-летних детей в рисунке семьи проявляется в еще большей степени, чем в рисунке дерева. В связи с этим неоправданно предъявлять требования к точному изображению деталей (волосы, уши, пальцы и т. п.), на которые обычно принято обра­щать внимание при интерпретации. Самочувствие ребенка в семье и особенности его семейных взаимоотношений более надежно характери­зуют более обобщенные параметры рисунка:

1. Размеры изображенных фигур («масштаб»). Отражают то, как
в семье ценится человеческая личность. Если размеры всех фи­
гур менее 1/4 листа, то понятие «личность» и представление о
ценности человека в данной семье отсутствуют.

2. Пропорции фигур. Чем меньше фигура по сравнению с осталь­
ными фигурами, тем менее значима роль соответствующего чле­
на семьи. Эгоистичные, избалованные дети рисуют себя одного
роста со взрослыми членами семьи, а иногда и крупнее. Если
ребенок соперничает со старшими братьями и сестрами, то ри­
сует их мельче себя. Если отец не играет никакой роли в семье,
то его фигура бывает одного размера с детскими и значительно
ниже, чем фигура, например, матери.

3. Очередность изображения членов семьи. Первым изображает­
ся главный, наиболее авторитетный человек в семье, который
обычно принимает решения за всю семью, распоряжается, кого
все слушают. При этом не имеет значения, сколько он зараба­
тывает. Человек, который только материально обеспечивает се­
мью, выделяется несколько большим размером по сравнению
с тем, кто главенствует, но порядковое место ему отводится в
соответствии с его ролью в решении ежедневных семейных
проблем. Если первым ребенок рисует себя, это свидетельству­
ет о его избалованности и эгоизме, о том, что он является цен­
тром внимания семьи. Последним изображается наименее зна­
чимый и наименее уважаемый член семьи. Раньше последними


Готовность ребенка к школе: прогноз и оптимизация развития

чаще рисовали бабушек, дедушек, кошек и собак, теперь — от­цов.

4.  Местоположение. Наиболее эмоционально значимый для ре­
бенка член семьи изображается первым слева у правшей и
крайним справа у левшей. Если ребенок сначала изображает
родителей, а себя рисует в последнюю очередь, но первой фи­
гурой слева, то, как правило, это свидетельствует о каприз-

: но-эгоистической позиции ребенка, который вынужденно подчиняется родителям, но стремится быть в центре внима­ния. Периодически он может устраивать истерики, требовать

, к себе особого внимания, но родители всегда «ставят его на место». Таким же образом перед всеми слева может быть до­рисован любой член семьи, если он наиболее авторитетен для ребенка, но реально главную позицию в семье не занимает. Рядом с собой ребенок обычно рисует тех членов семьи, с которыми находится в наиболее близких отношениях, чью поддержку ощущает.

5. Величина фигуры. Более крупных размеров, независимо от их
реального роста, изображаются члены семьи, которые ребенком
воспринимаются как наиболее значимые. Бывает, что фигура
отца, если мать открыто помыкает им, оказывается одинаковой
по размеру с детскими, или кот нарисован таким, что превосхо­
дит все остальные фигуры.

6. Расположение фигур. Если ребенок, изображая семью, распола­
гает фигуры в несколько горизонтальных рядов (в два или три),
то наиболее значимых членов семьи он размещает в централь­
ном ряду относительно формата листа. В верхней части листа
изображаются также важные, но в некотором смысле выделив­
шиеся из семьи ее члены (например, взрослый старший брат,
которого родители уже не контролируют). В нижней части лис­
та под центральным рядом рисуются незначимые члены семьи,
часто животные и сами дети. Важно проанализировать, как раз­
вернуты по отношению друг к другу члены семьи. Расположе­
ние спиной друг к другу свидетельствует о нарушении взаимо­
отношений. Если какой-то член семьи нарисован в профиль
спиной к ребенку, то в реальной жизни он сам отстраняется от
ребенка, избегает общения с ним. Если изображенные на рисун­
ке люди образуют отдельные группы, это позволяет сделать
вывод о реальных группировках, существующих в семье.


 


178


179


 


 


7.

8.

9.

10.


Психологическая оптимизация обучения и развития школьников

«Преграды». Если от какого-либо члена семьи ребенок «отгор жен» любой преградой (просто полоса, дверь, стол, дерево) цл между ними находится домашнее животное, это свидетельству ет о нарушении или нежелательности контакта с этим членом семьи.

Отсутствие изображения членов семьи. Дети не изображают отвергаемых членов семьи, тех, с кем они соперничают, кото­рых они боятся или не хотят видеть. При этом дети могут да-вать самые различные пояснения своему нежеланию рисо­вать, могут говорить, что рука устала, места больше нет, папа на работе, мама еще спит, братик еще не родился. Если ребе­нок рисует только себя (или себя с собакой, кошкой или че­репахой), это свидетельствует об отсутствии эмоциональных контактов с членами семьи. Это случается, когда у родителей своя жизнь, в которой не находится места единственному ре­бенку, забота о нем перепоручается гувернерам. Родители равнодушны к нему, их внимание формально, они откупают­ся от ребенка, удовлетворяя его разнообразные капризы. Ре­бенок в такой обстановке растет самоуверенным, эгоистич­ным, бесчувственно-требовательным к окружающим его людям.

Отсутствие собственного изображения. Если ребенок не изоб­ражает себя, это свидетельствует о том, что он не вписан в се­мью, не чувствует себя ее членом, семье не до ребенка — он в ней чужой, ненужный, отвергнутый.

Детали изображения лица. Если у какого-то члена семьи не про­рисованы зрачки, то, скорее всего, у ребенка нет индивидуаль­ного контакта с этим человеком, отношения с ним формальны, не индивидуализированы. Если ребенок не рисует зрачки у себя, это, скорее всего, говорит об отсутствии саморефлексии, ребе­нок не ощущает себя личностью. Обычно это вызвано отсутстви­ем внимания и уважения со стороны взрослых. Если у какого-либо члена семьи не прорисовано лицо, то, скорее всего, у ребенка нет индивидуального эмоционального контакта с этим человеком, ребенок его редко видит или почти не общается с ним. Если лица не прорисованы у всех членов семьи, то взаимо­отношения между ними формальны, забота друг о друге и эмо­циональное участие отсутствуют, хотя общение может быть до­статочно интенсивным.


Готовность ребенка к школе: прогноз и оптимизация развития

11. Отсутствие прорисовки тел. Если ребенок нарисовал только
лица (или портреты в рамках), то, скорее всего, члены семьи
очень мало взаимодействуют с ребенком, редко что-либо вмес­
те с ним делают. Ребенок их только видит. Ребенку недостает
телесного контакта, его не ласкают, не берут на руки, не целуют.
Иногда такие рисунки бывают характерны для детей, которых
ласкают, но значительно меньше, чем им требуется, чем им хо­
телось бы. Чаще это случается с заласканными мальчиками,
когда мамы резко меняют манеру общения при поступлении
детей в школу, считая, что им пора уже взрослеть.

12. Цвет изображения. Эмоционально значимых членов семьи
обычно ребенок раскрашивает. Свое отношение при этом он
может выражать через яркие или мрачные цвета.

Интерпретировать проективные рисуночные тесты следует в комп­лексе с другими результатами тестирования. Только совместный ана­лиз полученных данных позволяет понять причины выявленных про­блем и найти способы для нормализации процесса развития ребенка.

Например, недостатки речевого и интеллектуального развития ре­бенка могут быть объяснены его семейной изоляцией. Об этом может свидетельствовать отрицательная реакция ребенка на рисунок № 6 в те­сте Амен («родители у телевизора»), а также отгороженность ребенка от родителей в рисунке семьи или отсутствие его на рисунке вообще.

Если ребенок с ММД по реактивному типу изображает себя в рисунке семьи первым или самым крупным, можно с уверенностью предположить, что его двигательная неуправляемость и расторможенность будут усугуб­ляться избалованностью, а критика и попытки учителя ограничить ак­тивность ребенка вызовут агрессию с его стороны.

Причиной замедленного реагирования, общей медлительности, вя­лости, а иногда и слабого речевого развития может быть общее депрес­сивное состояние ребенка, вызванное ощущением собственной незна­чимости, малоценности. В этом случае дерево будет маленького размера, а в рисунке семьи ребенок изобразит себя последним (даже после кош­ки и собаки) и меньше всех (меньше даже младших сестер и братьев, если они есть), либо вообще себя не нарисует.

Информация о том, как ребенок воспринимает свою семью, позво­ляет выявить корни его проблем, правильно оценить «расстановку сил» в семье, выбрать оптимальную тактику беседы с родителями, понять, на кого в семье можно опереться, кто может оказать ребенку максималь­ную помощь и поддержку, а от кого ждать помощи бессмысленно.


 


180


181


пают источником повышенной тревоги, осложняя и без того трудный период адаптации первоклассника.

Наши исследования показали, что на самооценку и общее эмоци­ональное состояние первоклассников влияют не столько их реаль­ные школьные успехи или неудачи, сколько характер взаимоотноше­ний со взрослыми в школе и дома. Особо значимой оказывается позиция матери. В дошкольном детстве основу взаимоотношений с матерью составляли эмоциональные контакты, дающие ребенку ощу­щение поддержки, заботы и защищенности, а также удовлетворяю­щие его игровые потребности. При поступлении в школу ситуация может резко измениться. Доминантой в отношении матери к ребен­ку становится контроль за его обучением. Вместо заботы, защиты, веселого совместного досуга ребенок вдруг сталкивается с исходя­щими от матери критикой, принуждением, резким ограничением игр и развлечений. По нашим данным, для подавляющего большинства первоклассников с повышенной тревожностью основным ее источ­ником оказывается мать (до 90% случаев).

Для оказания помощи детям в этой ситуации можно обратиться к методам работы таких опытных детских психотерапевтов, как, напри­мер, Снайдеры (57). Они показали, что в первую очередь в подобных случаях надо работать не с детьми, а с их ближайшим окружением: как только «убираются» внешние фрустраторы, эмоциональное состояние ребенка автоматически нормализуется. Таким образом, чрезмерно от­ветственным матерям необходимо объяснить состояние ребенка, на­строить их на более ласковое отношение к нему в этот период. Матери необходимо понять, что нельзя с ребенком заниматься только урока­ми: с ним нужно обсуждать и внешкольные дела, мать должна по-пре­жнему принимать участие в играх ребенка. Важно, чтобы сама мать была спокойна, так как ребенок может просто «заражаться» ее тревож­ным состоянием, не понимая его причины. Если мать постоянно на­пряжена, зафиксирована на школьных успехах ребенка, то и он будет демонстрировать состояние повышенной тревоги. В тех случаях, ког­да матери после консультации психолога успокаивались и меняли ха­рактер своих взаимоотношений с ребенком, то его эмоциональное со­стояние через 2-3 недели приходило в норму.

Если индекс тревожности очень высокий, то при качественном ана­лизе ответов можно обнаружить еще ряд типичных для 6-7-летнего ре' белка фрустраторов. Тип фрустрирующих ситуаций определяется в со­ответствии с содержанием картинок, на которые ребенок дал негативна*

184


Готовность ребенка к школе: прогноз и оптимизация развития

реакцию (выбрал грустное лицо для изображенного персонажа). При­веденные ниже интерпретации и комментарии составлены на основе обобщения высказываний «разговорчивых» детей, которые сами рассуж­дали по поводу предложенных картинок и выбираемых ответов, а также бесед с родителями и наиболее эффективных рекомендаций.

Рис.1. Играющие дети (эмоционально положительная ситуация).

Эта ситуация воспринимается детьми как игра со сверстниками, а не с младшим ребенком (что соответствует стандартному описанию мето­дики). Рисунок вызывает негативную реакцию ребенка, если у него не складываются отношения с детьми (он с ними постоянно ссорится, дру­гие дети часто его обижают), а также если родители стали резко ограни­чивать его в играх с друзьями из-за того, что надо учиться. Первую при­чину дети комментируют с трудом, а во втором случае — охотно поясняют: «Сейчас придет мама и будет ругаться, что уроки не сделаны, а мы тут играем». Тот или иной выбор интерпретации делается в зависимости от того, на какие последующие ситуации (с детьми или с матерью) ребенок реагирует негативно.

Рис.2. Ребенок и мать с младенцем (нейтральная ситуация).

Рисунок вызывает негативную реакцию ребенка, если мать уделяет ему меньше внимания, чем сестре или брату (даже если они близнецы или старше ребенка по возрасту, несмотря на то, что на картинке изобра­жен младенец). Первоклассник может чувствовать себя обделенным вни­манием матери и нелюбимым не только в тех случаях, когда мать больше занимается с малышом или ставит в пример более успешного и послуш­ного брата (сестру), но и тогда, когда она вынужденно много времени уде­ляет отбившемуся от рук подростку, постоянно ругая и отчитывая его. Таким образом, любое, даже отрицательное внимание к другому ребенку может стать причиной для ревности. Рисунок может восприниматься от­рицательно и в том случае, если у ребенка вообще нет братьев и сестер, но мать с уважением относится к кому-то из его друзей и постоянно ставит его в пример. Негативная реакция может быть вызвана постоянными срав­нениями ребенка с неким идеалом, несоответствие которому может глу­боко им переживаться. В этом случае мать может часто употреблять вы-Ражения типа: «так хорошие дети не поступают», «первоклассник должен Уметь это делать», «настоящие мужчины не плачут» и пр. Рисунок может восприниматься ребенком негативно, если мать излишне часто в каче­стве положительного примера приводит отца или кого-либо из близких Родственников (если тот учился в школе на «отлично», имеет различ-Ь1е грамоты и медали за спортивные достижения, многого добился в

.                                                                                                                             185


Психологическая оптимизация обучения и развития школьников

жизни и т. п.). Проективные рисунки дают дополнительную информа­цию для выбора той или иной интерпретации. Определенные уточнения можно сделать непосредственно в процессе беседы с матерью. Важно под­вести мать к пониманию того, то ребенку для нормализации его эмоци­онального состояния требуется немного больше внимания и помощи. Под­черкивание несостоятельности ребенка только усугубляет ситуацию, а внимание, поддержка и помощь даст ему силы действовать, стать таким, каким мать хочет его видеть.

Рис.3. Ребенок как объект агрессии (эмоционально отрицательная

ситуация).

Обычно ситуация воспринимается негативно, и ребенок выбирает грустное лицо для изображенного на картинке персонажа, но далеко не всегда. И в этих случаях нельзя (как нередко делают) поправлять ре­бенка, убеждать в неправильности выбора или недопонимании рисун­ка, объяснять его содержание. Положительно рисунок воспринимается активными, расторможенными детьми (чаще мальчиками), которые умеют противостоять агрессии; драки, даже с друзьями, для них при­вычны и воспринимаются как нормальный способ разрешения споров. Они любят демонстрировать силу и хорошо себя чувствуют после по­добного выяснения отношений. Такой ребенок не обидчив, после драки (даже если ему сильно досталось) всегда готов продолжать игру.

Рис.4, 7, 14. Одевание, умывание, еда (нейтральные бытовые ситу­ации).

Рис. 14. воспринимается детьми как обычная ситуация еды, но не как какая-то особая, тяжело эмоционально переживаемая еда в одиночестве (согласно стандартному описанию методики). Эти рисунки вызывают негативную реакцию, если родители «фиксированы» на опрятности, аккуратности и режиме, без конца поправляют ребенка и делают ему замечания: «причешись», «поправь рубашку», «застегни пуговицы», «вымой руки» и пр. Ситуация усугубляется, если ребенок медлителен, и начинают подгонять. Кроме того, рис. 14 отрицательно воспринима­ется теми детьми, родители которых излишне озабочены правильным питанием и заставляют ребенка есть то, что нужно, не считаясь с тем, какую пищу любит ребенок и хочет ли он есть вообще. Рис. 14 иногда воспринимается не как одна из бытовых ситуаций (прием пищи), а как самопортрет. В этом случае отрицательный выбор свидетельствует о негативной самооценке ребенка. Именно такой вывод следует сделать, если и в цветовом выборе ребенка (по методике Люшера) на первом (или на втором) месте стоит черный цвет.


Готовность ребенка к школе: прогноз и оптимизация развития

Рис.5. Ребенок играет с матерью (эмоционально положительная ситуация).

В нашей практике абсолютно всеми детьми персонаж, который в методике обозначен как старший ребенок, воспринимается как мать. Рисунок вызывает негативную реакцию, если мать сосредоточена только на учебе ребенка, запрещает или существенно ограничивает его игры, считая это занятием исключительно для дошкольника, пу­стой тратой времени. Иногда такая установка складывается у мате­ри, неуверенной в школьных успехах своего ребенка, стремящейся сделать все возможное, чтобы ребенок учился на отлично. Такие ма­тери могут поощрять посещение кружков и интеллектуальные заня­тия, но только не обычные детские игры. Матери следует тактично объяснить, что ребенок не может полностью отказаться от привыч­ного для него образа жизни. Лишение его игр приводит к эмоцио­нальной дестабилизации, ухудшает работоспособность, снижает учеб­ную активность.

Рис.6. Ребенок играет один (нейтральная ситуация).

В нашей практике этот рисунок ни разу не трактовался детьми как ситуация укладывания спать в одиночестве (что соответствует стандарт­ному описанию методики). Обычно дети описывают ее так: «Мама с папой смотрят телевизор, а ребенок играет». Рисунок воспринимается отрицательно, если родители больше заняты собой, своими делами, «иг­норируют» ребенка, стараются от него отделаться («иди поиграй», «не мешай», «займись чем-нибудь», «у меня нет времени» и т. п.). Иногда подобные взаимоотношения с ребенком складываются из-за объектив­ных обстоятельств. Родители хотели бы больше общаться с детьми, но вынуждены много работать, чтобы удовлетворять материальные потреб­ности семьи. Они очень устают, и на игры с ребенком уже не хватает сил. Маленькие дети оказываются не в состоянии понять эти объектив­ные причины, даже если им пытаются их объяснить. Они реагируют непосредственно на слова, которые чаще слышат, и на отношение, кото­рое ощущают. В этом случае важно восстановить положительный эмо­циональный контакт с ребенком. Не обязательно играть с ним, доста­точно просто подержать на коленях, приласкать. Не обязательно поддерживать разговор, достаточно слушать и кивать. Такое «взаимо­действие» не требует особых усилий и времени, а ребенок перестает чув­ствовать себя отвергаемым.

Рис.8. Мать ругает ребенка (эмоционально отрицательная ситу­ация).


 


186


187


 


Психологическая оптимизация обучения и развития школьников

Положительно рисунок воспринимается избалованными, беспечны­ми детьми. Как правило, они комментируют свой выбор следующим образом: «мама сейчас поругает и забудет, снова будем играть», «мама просто так грозит, на самом деле она не сердится».

Рис.9. Ребенок и отец, играющий с малышом (нейтральная ситуа­ция).

Негативная реакция ребенка объясняется аналогично интерпрета­ции рис. 2.

Рис.10. Ситуация соперничества (эмоционально отрицательная ситу­ация).

Воспринимается детьми как ситуация соперничества, а не как агрес­сивное нападение (что соответствует стандартному описанию методи­ки). Рисунок воспринимается положительно активными, умеющими постоять за себя, драчливыми детьми (и девочками и мальчиками при­мерно одинаково). Выбор веселого лица они комментируют так: «Здесь дети играют, возятся».

Рис.11. Ребенок играет (эмоционально положительная ситуация).

На рисунке дети обычно видят игровую ситуацию, а не уборку игру­шек (согласно стандартному описанию методики). Рисунок вызывает негативную реакцию в том случае, если ребенку не дают играть (анало­гично реакции на рис. 5). Выбор грустного лица дети обычно комменти­руют так: «Мама пришла и говорит: "Хватит играть, иди делай уроки".

Рис.12. Изоляция, игнорирование ребенка другими детьми (эмоци­онально отрицательная ситуация).

Если ребенок не является отвергаемым, не исключается постоянно из общих игр, то рисунок воспринимается им положительно. Ребенок объясняет, что на картинке дети играют. Рисунок всегда воспринимает­ся негативно высокоинтеллектуально развитыми детьми: они реагиру­ют на объективное содержание ситуации вне зависимости от того, как реально к ним относятся другие дети (даже в том случае, когда занима­ют в классе лидирующее положение). В этом случае отрицательный вы­бор ребенка не следует интерпретировать как показатель тревожности и прибавлять к другим «тревожным» выборам. Рисунок также воспри­нимается негативно и теми ребятами, кого действительно не принима­ют в общие игры, что достаточно тяжело ими переживается.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 233.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...