Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Г л а в а I. ПРЕДМЕТ, З А Д А Ч И И МЕТОДЫ ВОЗРАСТНОЙ




И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ                                                                  5

Предмет и задачи возрастной и педагогической психологии                                                  5

Методы возрастной и педагогической психологии                                                             10

Литература                                                                                                                       24

План-задание для самостоятельной работы                                                                          24

Г л а в а П. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ДИНАМИКА ПСИХИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ                       29

§ 1. Причины и сущность психического развития ребенка в зарубежной
психологии                                                                                                                        29
§ 2. Проблемы психологии развития в отечественной науке                                                      54
§ 3. Проблемы возрастной периодизации психического развития в отечествен­
ной психологии                                                                                                                   63
Литература                                                                                                                       75
План-задание для самостоятельной работы                                                                           76







Г л а в а III. ПСИХОЛОГИЯ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО Д Е Т С Т В А     78

Психология ребенка раннего возраста                                                                             78

Психологическое развитие в дошкольном возрасте                                                           83

Психологические вопросы готовности ребенка к обучению в школе                                     93

Литература                                                                                                                      105

План-задание для самостоятельной работы                                                                         106

Глава IV. ПСИХОЛОГИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА                                     122

§ 1. Личность младшего школьника                                                                                    122
§ 2. Эмоционально-волевая сфера личности младшего школьника                                           127
§ 3. Особенности познавательной и учебной деятельности младшего школь­
ника                                                                                                                                132
Литература                                                                                                                      142
План-задание для самостоятельной работы                                                                         143






Г л а в а V. ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКА И С Т А Р Ш Е Г О ШКОЛЬНИКА 171

Социальная ситуация развития                                                                           :                              171

Особенности личности и межличностных отношений                                                       178

§ 3. Особенности учебной деятельности                                                                               186
§ 4. Некоторые особенности психосексуального развития и полоролевого


Поведения школьников                                                                                                      191

Литература                                                                                                                      194

План-задание для самостоятельной работы                                                                         195

Г л а в а VI. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Ч Е Л О В Е К А

В ПЕРИОДЫ ВЗРОСЛЕНИЯ, ЗРЕЛОСТИ, СТАРЕНИЯ                                      219

Специфические проблемы периодизации индивидуального развития

Взрослого человека                                                                                                           219

Психология молодости: авторство собственного образа жизни                                         230



Психология взрослого человека                                                                                    241

§ 4. Зрелость как этап и как качество в психическом развитии человека                                  251
§ 5. Период геронтогенеза: психология людей пожилого и старческого


Возраста                                                                                                                         257

Литература                                                                                                                     272

План-задание для самостоятельной работы                                                                        273

Глава VII. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ                               285

§ 1. Обучение как общественно-историческое явление и как психолого-
педагогический процесс                                                                                                     285
§ 2. Мотивация учебной деятельности и ее формирование                                                      295
§ 3. Процесс усвоения знаний и его психологические компоненты                                           303
§ 4. Формирование учебных навыков и умений                                                                     308
§ 5. Учебная деятельность и индивидуально-психологические особенности
детей                                                                                                                              311
§ 6. Обучаемость и проблемы управления процессом усвоения знаний
и умственной деятельностью учащихся                                                                              319
Литература                                                                                                                     326
План-задание для самостоятельной работы                                                                        329











Глава VIII. ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ                                                        341

Сущность и психологические механизмы воспитания в современных

Условиях                                                                                                                        341

Семейное воспитание как психолого-педагогическая проблема                                         356

Некоторые вопросы психологии перевоспитания                                                            363

Литература                                                                                                                    371

План-задание для самостоятельной работы                                                                        373

Г л а в а I X . ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ                                                                                  394

Психология чинности учителя                                                                                     394

§ 2. Специфика педагогической деятельности и педагогического общения                               409
§ 3. Проблемы профотбора и развития профессионального мастерства учителя 430


Имидж педагога                                                                                                         441

Литература                                                                                                                    448

План-задание для самостоятельной работы                                                                        451

Глава X. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ                         472

§ 1. Психологическая служба образования в России                                                             472
§ 2. Основные направления и виды деятельности практического психолога


Системы образования                                                                                                       480

Учитель и школьная психологическая служба                                                               485

Литература                                                                                                                    491

План-задание для самостоятельной работы                                                                        492

Приложение. Государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования                                                                                      509


Сведения об авторах:

Михаил Викторович Гамезо — профессор, доктор психологических наук, автор около 100 научных работ, один из основателей психосемио­тического подхода современной отечественной психологии. Наиболее из­вестны, широко используемы и любимы читателями его книги — «Атлас по психологии» и «Курс психологии» (в 3 частях). Михаил Викторович Гамезо награжден знаками «Отличник просвещения СССР», «Отличник просвещения РСФСР», медалью К.Д. Ушинского и серебряной медалью ВДНХ. Долгое время возглавлял кафедру психологии МГОПУ им. М.А. Шолохова, где и продолжает трудиться как профессор-консультант.

Елена Алексеевна Петрова — профессор, доктор психологических наук, автор более 120 научных и научно-популярных работ, наиболее извест­ные из которых — «Жесты в педагогическом процессе», «Знаки общения» и др. Елена Алексеевна Петрова — почетный работник системы высшего профессионального образования Российской Федерации, заведует кафед­рой социальной психологии МГСУ, профессор кафедры психологии МГОПУ.

Любовь Михайловна Орлова - доцент, кандидат психологических наук, специалист в области истории психологии, психологии общения, автор многих научных и учебно-методических работ, наиболее известные из которых — «Психодиагностика дошкольника и младшего школьника», «Возрастная психология: личность от молодости до старости». Ветеран труда.

Гамезо Михаил Викторович, Петрова Елена Алексеевна, Орлова Любовь Михайловна



Возрастная и педагогическая психология

Редактор Л. И. Веселова

Корректор В.И. Хомутова

Компьютерная верстка ГА. Кузнецов

Дизайн обложки Т.Г. Журавлева

Педагогическое общество России

ЛР № 030840 от 22.07.98 г.

115035, г.Москва, 1-й Кадашевский пер., д. 11/5, стр. 1.

Телефакс: (095) 953-99-12, 953-21-70, 953-98-65.

Подписано в печать 10.02.2003. Формат 60x90 '/i6. Печать офсетная.

Усл. печ. л. 32,0. Тираж 5000 экз. Заказ № 577.

Отпечатано с готовых диапозитивов в РГУП «Чебоксарская

типография №1». 428019, г. Чебоксары, пр. И. Яковлева, 15










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 234.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...