Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основныенаправленияивидыдеятельностипсихолога




481

можностей для гармонического развития и формирования его пси­хологической готовности к созидательной жизни в обществе. А это возможно только при создании благоприятных психологических условий для развития  всех и каждого.

Оба направления связаны между собой, влияют друг на друга; но более определяющим является все-таки перспективное направ­ление в достижении целей школьной психологической службы. При этом чрезвычайно важным моментом является осуществление прак­тическим психологом стыковки начальной и конечной целей дея­тельности по отношению к ребенку.

На начальном этапе взаимодействия школьного психолога с ребенком определяется готовность ребенка к систематическому обучению в школе. Разработано и используется много программ комплексного обследования детей. Результаты позволяют находить оптимальные для данного ребенка способы обучения и воспитания.

На конечном этапе взаимодействия психолога со школьни­ком целью является сформированность его психологической го­товности к жизненному самоопределению, которое включает лич­ностное, социальное и профессиональное самоопределение [16, с. 15]. Обратим особое внимание на указание специалистов о том, что речь идет не об окончательном, состоявшемся самоопределе­нии старшеклассников, а именно о психологической готовности к такому самоопределению, которая включает в себя: «а) сфор-мированность на высоком уровне психологических структур, преж­де всего самосознания школьников; б) развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность, внутреннее бо­гатство личности, среди которых центральное место занимают нравственные установки, временные перспективы и ценностные ориентации; в) становление индивидуальности как результата развития и осознания своих способностей и интересов каждым старшеклассником» (там же).

Работа практического психолога в системе образования осуществляется по следующим основным направлениям: психо­логическое просвещение, психопрофилактическое, психодиагнос­тическое, развивающее, психокоррекционное и консультативное.

Психологическое просвещение направлено на приобщение взрос­лых и детей к психологическим знаниям. Просветительская дея­тельность психолога может осуществляться в разной форме (лек­ции, беседы, семинары, выставки, подбор литературы и др.). Ос­новной смысл просветительской работы — знакомство с совре­менным состоянием психологической науки, основными законо-

16. ЗаказJ * 5 7 7 .


482                                                 Глава X. Практическаяпсихологияобразования

мерностями и условиями психического развития человека. Про­светительская деятельность психолога направлена на формирова­ние представления о практической значимости психологического знания и психологической помощи формирующемуся человеку, а также на построение педагогического процесса с учетом возраст­ных и индивидуально-психологических особенностей учащихся.

Психопрофилактическая работа — ф о р м и р о в а н и е у педагогов, детей, родителей или лиц, их заменяющих, общей психологичес­кой культуры, желания использовать психологические знания в работе с детьми или в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития ребенка на каждом возраст­ном этапе; своевременное предупреждение нарушений в станов­лении личности и интеллекта.

Можно говорить о трех уровнях психопрофилактики. Первый уровень — первичная профилактика, направленная на детей, не имеющих значительных эмоциональных, поведенческих и учеб­ных проблем. Второй уровень — вторичная профилактика, работа с детьми «группы риска», у которых замечено появление соответ­ствующих проблем. Третий уровень — третичная профилактика в работе с детьми с ярко выраженными и запущенными учебными и поведенческими проблемами. На этом уровне собственно про­филактическая деятельность осуществляется параллельно с кор-рекционной.

В зависимости от типа учебно-воспитательного учреждения, в котором работает психолог, психопрофилактическая работа вклю­чает в себя:

• адаптациюдетейкдетскомусаду,рекомендацииродителям или лицам, их заменяющим, по оказанию помощи детям в адап­тационный период;

• обследованиедетейприпереходеизстаршейгруппывпод­готовительную в плане их готовности к обучению, подготовка для родителей или лиц, их заменяющих, и воспитателей рекоменда­ций по ликвидации возможных отставаний и пробелов в подготовке к школе;

• определениепсихологическойготовностикобучениювшколе для оптимального выбора учебного заведения, раннего выявления способностей, отклонений в развитии и их коррекции;

• подготовкасовместносучителемпрограммыиндивидуаль­ной работы с теми детьми, которые в этом нуждаются;

• проведениепсихологическогообследованиядетейприпо­
ступлении в учреждение интернатного типа с целью создания


§ 2. Основныенаправленияивидыдеятельностипсихолога                            483

максимально благоприятных условий для развития детей и соци­ально-психологической реабилитации;

• предупреждениеудетейпсихологическойперегрузкиине­вротических срывов, вызванных условиями их жизни, обучения и воспитания;

• созданиеблагоприятногопсихологическогомикроклимата в учебно-воспитательном учреждении через оптимизацию форм общения педагогов с детьми, педагогов с коллегами и родителя­ми, консультирование работников учреждения по широкому кру­гу проблем.

При п р о ф е с с и о н а л ь н о грамотном р е ш е н и и задач психо­логической службы и дошкольный, и школьный психолог зани­маются в основном психопрофилактической работой. Но если на одной из возрастных ступеней нормальные условия развития ре­бенка нарушаются, на последующей ступени приходится основ­ное внимание сосредоточивать на коррекции и проводить специ­альную развивающую работу1.

Психодиагностическая работа — психолого-педагогическое ис­следование детей на протяжении всего периода дошкольного дет­ства и школьного, выявление индивидуальных особенностей их развития, определение причин выявленных нарушений развития личности и интеллекта.

Для реализации этих задач практический психолог:

• проводитвслучаенеобходимостипсихологическоеобсле­дование ребенка с целью определения его психического разви­тия, соответствия  развития возрастным нормам;

• проводитизучениепсихологическихособенностейдетей,их интересов, способностей и склонностей с целью ранней диагно­стики одаренности, обеспечения индивидуального подхода к каж­дому ребенку, помощи в п р о ф е с с и о н а л ь н о м и ж и з н е н н о м самоопределении;

• диагностируетпсихологическиепричиныотклоненийвин­теллектуальном и личностном развитии детей разного возраста, причины нарушения поведения, уровень овладения необходимы­ми навыками и умениями;

• проводитдиагностикуобщениядетейсовзрослымиисверст­никами, выявляет психологические причины нарушения общения.

Психодиагностическая работа психолога предусматривает про­ведение и изучение практического запроса и формулировку пси-1См.: Практическая психология образования / Под ред. И.В Дуброви­ной. М., 1998.528 с.

16*


484                                                 Глава X. Практическаяпсихологияобразования

хологической проблемы, выбор метода диагностики и проведение исследования, а также постановку психологического диагноза. За­ключительным этапом работы можно считать разработку практи­ческих рекомендаций.

Развивающая и психокоррекционная работа — активное воз­действие практического психолога на процесс формирования лич­ности ребенка. Для осуществления развивающей и психокоррек-ционной работы практический психолог разрабатывает и осуще­ствляет:

• программы,направленныенаформированиеличностис учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе;

• программыкоррекции,направленныенаустранениеот­клонений в психическом развитии;

• программыпсихологическойпомощидетямиподросткам, оказавшимся в экстремальных и критических жизненных ситуа­циях.

Программы развивающей и психокоррекционной работы вклю­чают психологическую и педагогическую части. Психологическая часть планируется и осуществляется психологом. Педагогическая часть разрабатывается психологом совместно с педагогом, роди­телями или лицами, их заменяющими.

Развивающая и коррекционная работа может проводиться в процессе специальной работы практического психолога с отдель­ными детьми, с группами детей, в русле воспитательных мероп­риятий, с участием родителей, лиц, их заменяющих, других род­ственников ребенка.

Психолого-педагогическая коррекция осуществляется в тех случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием органического поражения — центральной нервной системы или психического заболевания.

Консультативная работа психолога направлена на оказание помощи при решении человеком определенных проблем. Направ­ления этой деятельности:

• консультированиеадминистрации,педагогов,родителей, лиц, их заменяющих, по проблемам обучения и воспитания детей;

• консультированиедетей,родителей,лиц,ихзаменяющих, по вопросам выбора учебного заведения и программы обучения при поступлении в школу, при переходе с одной ступени на другую;

• консультированиеработниковучрежденийинтернатного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по вопросам социально-психологической реабилитации детей;










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 219.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...