Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава X. Практическаяпсихологияобразования
консилиум приглашаются специалисты, которые проводили обследование ребенка, обсуждаемого в данный момент, а также учителя школы Комплекса. Деятельность консилиума ориентирована на решение следующих задач: 1. Оценкапсихолого-педагогическогостатусаребенка. 2. Констатациявидаистепенивыраженностиотклонениявразвитии. 3. Определениепсихолого-педагогическихпутейрешенияпроблемобучения и личностного развития ребенка. 4. Выработкасогласованнойпрограммыпомощиданномуребенку. 5. Отслеживаниеэффективностиреализуемойпрограммы. 6. Определениевозможностейребенкактомуилииномувидуобучения и типа дошкольного или школьного учреждения, включая специальные, в которые ребенок должен быть направлен после прохождения обследования или реабилитационного курса в Комплексе. 7. Решениевопросаонаправленииребенкавсоответствующиеего На основании данных индивидуального обследования ребенка различными специалистами Комплекса, включая учителей школы Комплекса, участниками консилиума принимается коллегиальное решение о характере реабилитационной работы с данным ребенком на базе Комплекса, предлагается комплексная программа и структура реабилитации, форма организации коррекционного обучения, воспитания и лечения ребенка с учетом его психологических возможностей и индивидуальных особенностей, назначается ведущий специалист. В тех случаях, когда окончательный диагноз, психологическая квалификация нарушений развития и психолого-педагогический прогноз могут быть установлены лишь в процессе учебно-воспитательной работы, консилиум дает рекомендации об обучении ребенка в специальном учебно-воспитательном учреждении (как в экспериментальной школе Комплекса, так и в других; продолжительность диагностического срока определяется в каждом случае индивидуально в зависимости от особенностей конкретного ребенка) и осуществляет динамическое наблюдение за его развитием. На консилиуме ведется методическая работа, заключающаяся в выработке комплексных подходов к реабилитации детей и согласованных действий специалистов разного профиля: врачей, психологов и педагогов, отработка взаимопонимания и конвенциональных понятий. 4. Проведите эксперимент с использованием возможных форм взаимодействия психолога с учителем, выберите оптимальные варианты взаимодействия для разных конкретных случаев и запишите их в рабочую тетрадь. Подготовительная работа • Изучитесостояниепедагогическогоколлективаданнойшколыи отдельных его структур, выявите специфические его особенности. • Посетитеурокиивнеурочныемероприятиясцельюизучениястиля работы педагогов, эффективности их деятельности и диагностики потребностей в психологической службе. План-заданиедлясамостоятельнойработы 507 • Послезавершениявсегоэкспериментапрочитайтелекциюдляучи • Проведитепедагогическийконсилиумипоегорезультатамсо Примерный сценарий педагогического консилиума Педагогический консилиум включает 4 этапа: 1. Обобщениеопытавзаимодействияучителяипрактическогопсихолога по заранее приготовленному образцу для каждого участника педкон-силиума. 2. Обменинформацией,анализиоценкафункцийпсихологаипреподавателей. 3. Ролевоеобщение.Разыгрываетсякомплектролей:психолог,учитель, эксперт, ведущий; причем психолог должен занять позицию учителя, а учитель должен знать позицию психолога. На данном этапе основной акцент делается на вербальную коммуникацию с обсуждением положительных или отрицательных аспектов наиболее интересного, актуального, ценного во взаимодействии практического психолога и учителя. При достаточно большом количестве участников ролевой игры происходит деление на группы, причем в каждой разыгрываются сходные из перечисленных выше ролей. 4. Подведениеитоговконсилиумавключаетдвеоперации:выступление ведущего с заключительным словом (оценка результатов консилиума, положительные и отрицательные моменты в ходе его проведения) и разбор консилиума экспертом и участниками. Как уже говорилось, каждый консилиум может решать разные задачи — профилактические, развивающие, коррекционные, реабилитационные. Успешность их проведения определяется мастерством психолога, уровнем его психологической компетентности, а также уровнем зрелости педагогического коллектива (подробнее см.: [62, с. 7-17]). 508 Глава X. Практическаяпсихологияобразования Рекомендации психолого-педагогического консилиума «Взаимодействие практического психолога с педагогическим Коллективом»
Приложение ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Предмет и история психологии развития человека. Категории развития. Теории психического развития. Концепция усвоения общественного опыта. Образование и развитие. Предпосылки, условия и движущие силы развития. Периодизация психического развития. Категория возраста. Развитие как процесс и деятельность. Социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, основные новообразования. Основные ступени развития человека. Родовой кризис. Стадия новорожденности. Младенчество. Комплекс оживления. Раннее детство. Предметная деятельность. Символизм. Кризис трех лет. Сознание и самосознание дошкольника. Кризис детства. Психологическая готовность к школе. Отрочество. Учебная деятельность. Теоретическое мышление. Развитие личности. Кризис отрочества. Подросток и взрослые. Самосознание подростков. Потребность в самоутверждении. Юность. Осознание себя как личности. Мировоззрение. Самоопределение. Кризис юности. Определение смысла жизни. Молодость. Авторство собственного образа жизни. Кризис молодости. Стадия взрослости. Кризис взрослости. Зрелость. Кризис зрелости. Старость. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Концепции педагогического процесса и их психологические основания. Проблемы профессиональной подготовки и личностного развития учителя. Мотивы педагогической деятельности. Педагогические способности. Стили педагогического руководства. Педагогическое общение. Индивидуальные стили педагогической деятельности. Психология педагогического коллектива. Структура педагогической деятельности. Психология педагогического воздействия. Приемы и техника управления учащимися на уроке. Основные понятия психологии воспитания. Психологические механизмы формирования личности. Психологические аспекты воспитательных технологий. Основные понятия психологии обучения. Концепции обучения и их психологические основания. Учебная деятельность. Мотивы учения. Психологические основы развивающего обучения. Соотношение обучения и воспитания. Проблема дифференциации и индивидуализации обучения. Психологические аспекты компьютеризации обучения. СОДЕРЖАНИЕ От авторов 3 |
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 234. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |