Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Занятия музыкой и ритмикой; терапия движением




Каждое занятие представляет собой развернутую ролевую игру и строит­ся как литературно-музыкальная композиция, объединенная общей слож­ной канвой.

Усвоение технических навыков во всех видах музыкальной деятельно­сти является средством для развития ладового чувства, ритмического чув­ства, которому уделяется очень большое внимание, и музыкально-слухо­вых представлений..

Во время танцев дети учатся двигаться в определенном ритме, владеть своим телом. Особая польза хороводных танцев состоит в том, что каждый участник хоровода учится согласовывать свои действия с действиями ос­тальных. Во время игры на музыкальных инструментах дети учатся чув­ствовать ритм и точно выполнять свою роль.



План-заданиедлясамостоятельнойработы


501




Лечебная гимнастика и ритмика

Основная задача занятий — координация движений тела и речевого аппарата. В организованном таким образом ритмическом действии у него­ворящих детей происходит оттормаживание, «освобождение» речевой фун­кции. Для этой цели особенно эффективно использовать хоровое танце­вальное действие.

На занятиях ритмикой большое внимание уделяется формированию у детей пространственных представлений, поскольку их несформированность часто приводит к различным трудностям при обучении речи, письму, чте­нию. В процессе занятий у детей происходит осознание схемы собственно­го тела, включение в пассивный, а затем и активный словарный запас вербальных пространственных эквивалентов (предлогов и наречий). Во время индивидуальных занятий у детей формируется зрительно-моторная коор­динация.

Массаж

Конкретные задачи массажиста определяются медицинскими показа­ниями. От этого зависит и характер воздействия, и характер подготовки к массажу. Любой массаж, если он нацелен на исправление каких-либо де­фектов, заканчивается комплексом гимнастики, направленным на закреп­ление или создание необходимого объема правильных движений или утра­ченных функций. Упражнения могут быть как активными, так и пассив­ными. В комплекс любых упражнений включаются упражнения дыхатель­ные, пространственные, силовые.

Динамическое наблюдение за состоянием ребенка врачей и всех ра­ботающих с ним специалистов позволяет своевременно корректировать индивидуальную программу работы с ребенком в соответствии с измене­нием его состояния.

Общность педагогических целей, необходимость взаимопроникнове­ния предметных знаний и умений делают необходимым постоянный кон­такт педагогов и всех других специалистов. Они совместно участвуют в проектировании, обосновании и оценке разных форм организации воспи­тательного процесса, консультируют друг друга, обсуждают особенности каждого ребенка, согласуют действия, направленные на коррекцию име­ющихся нарушений и раскрытие его возможностей.

Консультации для родителей

Одним из важных направлений деятельности Центра являются кон­сультации и психотерапевтическая помощь родителям, обучение их раз­личным способам взаимодействия с ребенком.

Индивидуализированная коррекционная программа разрабатывается на основании результатов системного диагностического обследования и в дальнейшем уточняется по ходу работы с ребенком. Решение вопросов о распределении детей по группам, о «движении» каждого ребенка внутри Центра и за его пределами, а также оценка эффективности работы с ре­бенком входит в компетенцию экспертного совета Центра.

Комплекс социально-педагогической реабилитации детей и подростков

Целью деятельности Комплекса социально-педагогической реабили­тации детей и подростков является осуществление педагогической и ме-


502




Глава X. Практическаяпсихологияобразования


дико-психологической помощи детям с социальной дезадаптацией и пси­хологическими отклонениями в развитии.

Основные задачи, решаемые на базе Комплекса:

• осуществлениесоциальной,психолого-педагогическойимедицин­ской помощи детям и подросткам с рахчичными формами социальной дезадаптации, возникшей как в результате неблагоприятных школьных, семейных и других воздействий, так и в связи с пограничными нервно-психическими и физическими отклонениями, хроническими заболева­ниями;

• разработкаивнедрениеновыхметодовпедагогической,психоло­гической и медицинской помощи детям с проблемами в обучении, лич­ностными и познавательными нарушениями, личностными проблемами на фоне тяжелых соматических заболеваний (лейкемия, бронхиальная астма и др.);

• оказаниеконсультативнойпомощидетямиродителямвпроблем­ных семьях: многодетным и неполным семьям, семьям с близнецами и приемными детьми.


СТРУКТУРНЫЕПОДРАЗДЕЛЕНИЯКОМПЛЕКСА

Консультативно-диагностический отдел

Консультативно-диагностический отдел состоит из штатных сотруд­ников (психологов) и внештатных (сотрудников других отделов Комплек­са, привлекаемых к консультационно-диагностической работе).

Консультативно-диагностический отдел проводит первичный прием детей, направленных в Комплекс, комплексную диагностику состояния ребенка, оценку уровня его развития, консультирование родителей и пе­дагогов по вопросам обучения и воспитания детей, подготовку результа­тов диагностического обследования для обсуждения на консилиуме.

Специалисты ведут первичный прием детей с целью определения ха­рактера жалоб родителей или педагогов, предварительной оценки состоя­ния ребенка и решения вопроса о необходимости его дальнейшего обсле­дования в Комплексе, определения уровня психического развития, соот­ветствия последнего возрастной норме, сформированности основных пси­хических функций и диагностик возможных отклонений психического раз­вития и их характера. Учитывая резкое нарастание числа детей и родите­лей, желающих проконсультироваться в Комплексе, в отделе разрабаты­вается программа взаимодействия со школьными психологами и логопе­дами для первичного обследования детей по месту учебы. С этой же целью в отделе сформирована библиотека психологических методик, которой может воспользоваться школьный психолог для углубленной диагностики проблемного ребенка'.

Отдел нейропсихологии

Отдел нейропсихологии является единственным в системе образова­ния Москвы. Сравнительно молодая наука, основанная нашим соотече­ственником А.Р. Лурией около пятидесяти лет назад, занималась диагнос­тикой очаговых поражений мозга. Нейропсихологи проводили реабилита-


План-заданиедлясамостоятельнойработы                                                          503

цию больных после онкологических операций и ранений головного мозга. Уникальный опыт топической диагностики и коррекции в последние 5—6 лет начал внедряться в практику помощи неуспевающим школьникам. Про­блемы поражений мозга и школьные проблемы оказались сходными из-за неравномерного созревания различных структур головного мозга ребенка и разной скорости установления функциональных связей между правым и левым полушарием, лобными и затылочными отделами и т.д. Отдел ней­ропсихологии ориентирован на коррекцию, направленную на формиро­вание навыков программирования, контроля и концентрации внимания, нарушение которых приводит к специфическим трудностям в усвоении школьной программы. Сравнительно новым направлением отдела являет­ся работа так называемых моторных групп, в которых нейропсихологи вырабатывают у детей правильные двигательные стереотипы, образующи­еся в норме на первых годах жизни. Считается, что при неправильно сфор­мированных двигательных стереотипах страдает адекватное восприятие пространства ребенком. При несформированном «поле собственного тела» возникают большие трудности в освоении математических символов, се­мантических полей, что сказывается на* результатах в школьной успевае­мости.


Отдел логопедии

Деятельность логопедического отдела ориентирована на коррекцион-ную работу с детьми, имеющими тяжелые отклонения в речевом разви­тии, с которыми не может справиться школьный логопед. К ним относят­ся серьезные нарушения звукопроизношения, написания и чтения, об­щее недоразвитие речи. В настоящее время сотрудниками отдела подготов­лен к печати первый том стимульного материала для работы школьного логопеда и набор методических материалов, позволяющих ему эффектив­но сотрудничать с педагогом коррекционного класса и оказывать помощь учащимся начальных классов в борьбе со школьной неуспеваемостью.

Отдел психофизиологии

Отдел психофизиологии был сформирован более десяти лет назад в Институте медико-биологических проблем АМН СССР. В то время его де­ятельность была ориентирована на психофизиологические исследования космонавтов до, во время и после орбитальных полетов, а также на сбор и анализ деятельности операторов различных экстремальных профессий. При участии отдела был разработан и внедрен психофизиологический стенд ракетоносителя «Энергия».

В деятельности отдела в Комплексе социально-педагогической реаби­литации детей и подростков имеется три основных компонента:

• психометрический,основнымсодержаниемкоторогоявляетсяком­плексная диагностика уровня психической работоспособности ребенка и анализ состояния основных психических функций — внимания, памяти, мышления;

• психофизиологический,основнымсодержаниемкоторогоявляет­ся исследование адекватности психофизиологического реагирования ре­бенка как в покое, так и в напряженной ситуации, позволяющее оце­нить уровень физиологических затрат, необходимых ребенку для осуще­ствления той или иной работы;


504










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 191.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...