![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Разработка христианской догматики в ранней средневековой философии (апологетика, патристика).
Выходным источником средневекового мировоззрения становиться Библия с составе Старого и Нового заветов. Библия вооружает христиан целым рядом исходящих догм. Но эти догмы требовали определенных пояснений и толкований, с одной стороны, потому что человек должен понимать, в что верит, а с другой – потому что жизнь всегда предстает разнообразнее, чем текст, даже священный. Наконец, тексты Библии имеют символичный, образно-притчевый характер, поэтому требуют разъяснений. Первые введения христианской догматики в контекст жизни осуществляли апостолы, но разграничено и детализировано осуществляли это представители христианской патристики – так называемые Отцы церкви (патер – отец). На раннем этапе своего развития патристика приобрела характер апологетики (2 – 4 вв): первые христианские мыслители обращались к римским императорам с просьбой о защите христиан (апология – защита). В таких обращениях апологеты начали рассматривать важные мировоззренческие идеи, такие как понимание сущности Бога, характера и содержания божественного творения, природа и сущность веры, соотношение веры и знаний. Апологетика делилась на 2 направления в вопросе отношения к предыдущей языческой мудрости: - позитивное (Юстин Мученик, Афиногор, Климент Александрийский, Ориген) – греческие философы шли путем истины, но не могли постигнуть ее, потому что она не явила себя в образе Христа; поэтому философию нужно использовать , подчиняя теологии, посколько христианское мировоззрение более истинное, чем предыдущее; - негативное (Татиан, Тертулиан, Арнобий) – настаивали на решительном отвержении античной мудрости как таковой, которая предстает как безумство.
Схоластика и ее систематизация в философии Ф. Аквинского. Схола́стика (греч. σχολαστικός — учёный, Scholia — «школа») — систематическая европейская средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля. Данное слово получило распространение благодаря тому, что учитель, читавший лекции по теологии, назывался схоластом. Отличительные черты: - Составление «Сумм» — всеобъемлющих компендиумов по тому или иному вопросу. - Доскональное изучение поставленного вопроса со скрупулёзным рассмотрением всех возможных случаев и опровержением неортодоксальных воззрений. - Высокая культура цитирования. Выдающимся представителем философии, в мировоззрении и философствовании которого ярко проявляются черты схоластики, был Фома Аквинский (1225 – 1274). Фома Аквинский написал значительное количество работ. Самыми известными из них являются гигантские многотомные суммы – «Сумма теологии» и «Сумма против язычников». В этих энциклопедических по духу трудах Аквинат представил в собранном (суммированном) виде решение всех возможных вопросов по всем имевшимся в ту эпоху дисциплинам: богословию, философии, психологии, политике, экономике, естественным наукам. Учение Фомы Аквинского получило название томизм. Он пришел к выводу про родство стиля мышления Аристотеля с теологическими подходами к решению тогдашних проблем в границах схоластики. Опираясь на аристотелизм, он создал всеобъемлющую философско-теологическую концепцию, которая впитала в себя почти всю проблематику теологии и преподнесла ее на новый уровень. Его учения часто характеризуют на концепцию «симфонии разума и веры»: - сущ. истины, которые можно постичь природный разумом (царица науки и философии); - сущ. истины, которые превышают человеческие возможности (они даются только в божественном проявлении и поднимают вопросы создания мира, спасения и бессмертия души); - сущ. истины, которые можно понять как с пом. разума, та и с пом. веры (тут Ф. и теология должны сотрудничать, но Ф. должна согласовываться с теологией). Исходя из этого, Аквинский все знания и науки поделил на: - теологию откровения (явления); - природную теологию; - Ф. (которая объединяла и все др. науки). В решении вопроса об универсалиях выступал с позиций умеренного реализма, признавая троякое существование универсалий: 1. до вещей (в уме Бога), 2. в вещах (как их форма), 3. после вещей (в уме человека). Одним из самых интересных моментов философии Аквината являются выдвинутые им 5 физико-космологических доказательств бытия Бога: 1. От движения. Всё, что движется, должно иметь что-то источником своего движения, но ряд движений не может идти в бесконечность; следовательно, есть конечный источник всякого движения, таковым и является Бог. Бог оказывается неподвижным перводвигателем, приводящим в движение всё мироздание. 2. От производящей причины. Это доказательство похоже на первое. Мы видим, что у всякого события есть своя причина, у этой причины есть своя причина и т.д. Однако цепь причин и следствий не может уходить в бесконечность, поэтому должна существовать конечная производящая причина всего в мире, которая своей причины, внешней по отношению к себе, не имеет. Этой причиной и является Бог. 3. От возможности и необходимости. У каждой вещи есть бесчисленное количество возможностей, но реализуется, превращается в действительность лишь одна из возможностей. Бог есть как верховная необходимость реализации исключительно одной, наилучшей возможности. По сути, Бог оказывается гарантом необходимого существования всех явлений в мире. 4. От степеней совершенства. Среди вещей есть более совершенные и менее совершенные. Но если мы имеем представление о совершенстве и несовершенстве, у нас должно быть абсолютное мерило, с которым мы сопоставляем встречающиеся нам вещи. Таким пределом всякого совершенства (абсолютной истиной, благом, красотой) и будет Бог. 5. От порядка в мироздании. Всё в мире подчиняется целесообразности и строгим закономерностям. Самостоятельно целесообразность мироздания возникнуть не может. Обязательно должно быть начало, которое вносит и постоянно поддерживает в мироздании порядок и гармонию. Таким источником порядка может быть только творец и устроитель мира – Бог. Выдвинутые Фомой физико-космологические доказательства бытия Бога (в отличие от онтологического аргумента Ансельма) были приняты католической церковью.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 249. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |