Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Немецкая классическая философия. Философские воззрения И. Канта.




Немецкая классическая философия - это значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Она представлена философским творчеством Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха.

Каждый из названных философов создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций. Вместе с тем немецкая классическая философия представляет собой единое духовное образование, которое характеризуется следующими общими чертами:

1. Своеобразным пониманием роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, "душой" культуры.

2. Исследовались не только человеческая история, но и человеческая сущность. У Канта человек рассматривается как нравственное существо.

3. Все представители НКФ относились к философии как к специальной системе философских дисциплин, категорий, идей. И. Кант, н-р, выделяет в качестве философских дисциплин, прежде всего, гносеологию и этику.

4. Классическая немецкая философия разрабатывает целостную концепцию диалектики.

В деятельности Канта 3 периода:

1. Докритический:

- наиболее известный труд – «Универсальная природная история и теория неба»;

- разработал космогоническую гипотезу – солнечная система явл. продуктом постепенного охлаждения газовой туманности;

- считал, что Луна влияет на Землю;

- теория про происхождения расы.

2. Критический:

- появление 3-х трудов, кот. начинаются со слова «Критика..»;

- познание и знания человека – это результат человеческой активности;

- создает научную картину познания: процесс познания – деятельность;

- источниками знания явл. чувства, через кот. реальность дается нам как материал для знания и познания;

- благодаря человеческому сознанию появляется синтез знаний, наши навыки, осуществление которых – опыт;

- человеческие знания строятся «сверху, а не снизу», без действий разума и рассудка познавательный опыт невозможен;

3. Антропологический:

- рассматриваются этические, эстетические и социологические идеи;

- в сфере морали считал необходимым равенство всех человеческих умов как суверенных факторов сознательного выбора поведения;

- основа развития общества – прир. потребность человека;

- распределение власти должен быть на: *воспитательная (законодательная); *исполнительная; *судебная;

- в обществе сущ. вещественные и личностные отношение, когда все используют друг друга;

- религия – это предмет не знания, а веры.

Вывод: человек не может рассматриваться как средство достижения цели, даже благородной.

 

Диалектическая философия Г. Гегеля, и антропологический материализм Л. Фейербаха.

Ф. Гегеля:

- в 20-е г.г. 19 в. его Ф. была офиц. Ф. Прусского правительства;

- основа мира – абсолютная идея, кот. проходит 3 этапа: теза, антитеза, синтез (объединение), тем самым обеспечивая движение вперед;

- основатель диалектики – теория про общую связь и развитие; источник развития – противоположности;

- 3 закона диалектики, кот. действуют в природе, обществе и в человеке:

1. закон взаимопроникновения противоположностей.

2. Закон перехода количественных изменений в качественные.

3. Закон отрицания или закон двойного отрицания.

- доработал проблемы логики после Аристотеля;

- создал собственное понимание проблем народа: должна сущ. дружба народов; каждый народ заслуживает собственный вариант гос-ва и власти.

Ф. Фейербаха:

- 1 из лучших учеников Гегеля, атеист, материалист;

- причина возникновения религии в том, что она исполняет ф-ции компенсации человеческого несовершенства и страдания;

- вместо любви к Богу необходимо поставить любовь к человеку, веру человека в себя;

- ввел в историю философии принцип антропологизма, согласно которому, человека следует рассматривать как единство универсальной и высшей предметной философии;

- под человеком он понимал природно-биологического индивида, движ. силой которого является стремление к счастью.

Критика философской классики и иррационализация философии в творчестве А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше.

Иррационали́зм (лат. irrationalis — неразумный, нелогичный) — фил. концепции и учения, ограничивающие или отрицающие, в противоположность рационализму, роль разума в постижении мира. Иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера и т. п.

А. Шопенгауэр.  Его основная работа « Мир как воля и представление». Шопенгауэр опирается на философию Канта, но заметно иррационализирует его учение о «вещи в себе», абсолютизирует нерациональный характер продуктивной силы воображения. Он испытывает также влияние индийской ф.

Шопенгауэр рассматривает мир в двух аспектах: как представление и как волю.

-мир основан на принципах разума, всем управляет воля

-воля в природе – стремление к сохранению жизни

-воля в обществе – воля гос-в, полит.деятелей и отдельных личностей.

-проявл. - в страхах и эмоциях.

-мир не стал лучше из-за развития науки и техники

-каждый чел. имеет 3 блага: здоровье, молодость, свободу, но понимает это когда теряет.

С.Кьеркегор. Его основные произведения – «Страх и трепет», «Стадии жизненного пути».

Он критикует предшеств. фил. традиции (классич. ф.), за рационализм, который по его мнению сосредоточен на общих отвлеченных сущностях и понятиях. На место рационального постижения мира он ставит переживание или существование человека, который игнорировался в прежней философии. Он утверждал, что необходимо обратить внимание на внутреннюю жизнь человека, его переживание, т.к. в них и заключается истинное человеческое знание. Он утверждал, что сложная, многогранная и противоречивая жизнь не поддается усилиям рассудка, он делал акцент на изменчивости, неустойчивости и текучести человеческого существования, обреченности человека на смерть, страдания, страх и сомнения. Поэтому, только в ситуации критического выбора можно прикоснуться к подлинности человеческого существования и определить путь индивидуальной жизни человека.

Ф. Ницше. Влияние его ф. присутствует во всех значимых философских концепциях и культурных течениях 20 в. Однако, при своей жизни, он не создал ни одной ф. школы, т.к. утверждал, что для его ф. тесны рамки любой ф. школы. Утвержд., что всякое знание человека начинается с критики. Воспитанный на почве зап. традиций, он заявил свой критицизм как требование переоценки всех ценностей, чем ставит под вопрос прежние идеалы и ценности всей зап. культ-ры, которую он наз. как «ценности упадка и ложь тысячелетий». Центральным понятием в его ф. является понятие воля к власти. Он утв., что воля к власти является самой внутренней сущностью любого человека и всего того, что тянется к жизни.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 289.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...