Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Философские идеи Сократа, Платона, Аристотеля.
Сократ (470 - 399 г. до н.э.) С. подвергал сомнению очевидные для человека истины, т.к. утверждал, что мы не можем доказать с абсолютной точностью ни одно суждение, поэтому его степень достоверности можно установить в процессе диалога или обсуждения, т.к. беседуя и споря люди высказывают об одной и той же вещи различные мнения, которые каждому по отдельности кажутся истинными. Он разработал диалектику, в рамках которой исследовал истинности суждения, мнений. В этике С. изображал позицию этического рационализма, где он утверждает, что счастлив может быть лишь тот человек, который соблюдает свое достоинство, а для этого нужно верно знать в чем оно состоит. «Познай себя!», потому что бессмертная душа потенциально знает все. «Я знаю только то, что я ничего не знаю, но другие даже не знают и этого». Платон (428 – 348 г. до н.э.). Был учеником Сократа. Создал собственную школу в Афинах, котор. назвал академией. В Ф. он разработал учение об идеях – прообразы сущности и гипотезы всех вещей, а также предел, к которому все вещи стремятся, но никогда не достигают. Окружающий мир для Платона состоит из 2-х основ: 1) был мир идей - божественный мир, куда стремится попасть любой чел.; 2) мир вещей – мир действительный, мир окружающих предметов и идей. Вещи текут и изменяются, по его мнению, но мир не исчезает; значит, в основе вещей лежат некоторые идеальные неизменные сущности. Их нельзя увидеть, но можно постичь разумом, то есть мы можем узнать их в переменных образах и воплощениях. Человек способен постигать мир идей благодаря диалектике. Диалектикой он наз. учение ставить вопросы и давать на них ответы. П. первым разработал учение об идеальном государстве. В таком обществе он видел 3 основных сословия: 1 - философы, 2 - воины, 3 - работники. Аристотель (384 – 322 г. до н.э.). Ученик Платона. Он утвержд., что сущности всех вещей неизменны и не зависят от челов. субъективности. Считал, что идея и вещь – это одно и то же, только вещь существует в реальности, а идея – в нашем познании и означает прежде всего общее в разных вещах. («Платон мой друг, но истина дороже»). Он критиковал Платона за то, что тот ориентировал всех людей на достижение божественного мира идей. А. утвержд., что у бытие конкретных вещей обуславливается причинами: 1) формальная, 2) материальная, 3) действенная (соединяет форму и материю), 4) целевая (финальная) – определяет место конкретной вещи в универсуме (совокупность объектов и явлений в целом, Вселенная). А. занимался систематизацией всех наук и поэтому классифицировал основные знания: 1) теоретические (философия, математика, физика); 2) практические (этика, политика); 3) созидательные (искусство). Он также исследует проблемы государства и выделяет правильные формы государственного устройства. 1) монархия, 2) аристократия, 3) полития.
Соотношеиие разума и веры в философской традиции средних веков (Тертуллиан, Августин, Абеляр). Категория веры как нерационального способа постижения действительности становится одной из главных в христианской философии. Религиозный философ Тертуллиан (около 160 - 220 гг.) отстаивал тезис о несовместимости религиозной веры и философского знания. Он исходил из принципа "верую, потому что абсурдно" и чем парадоксальнее религиозный тезис, тем сильнее должна быть вера. По его мнению, смерть божьего сына достоверна, ибо она ни с чем несообразна; его воскрешение после смерти несомненно, ибо невозможно. Единственный авторитетный источник знания - Евангелие, а философский разум несовместим с верой, так как он ведет к ереси. В средневековой философии можно выделить два основных периода: патристика и схоластика. Патристика (от лат. "pater" - отец) представляла совокупность религиозно-философских учений "отцов церкви", т.е. тех, кто разработал теоретические основы христианства. Выдающимся христианским мыслителем периода патристики был Аврелий Августин (354 - 430 гг.), прозванный Блаженным. Родился он в Северной Африке в семье римского патриция, был преподавателем риторики. Вначале Августин придерживался языческих взглядов на мир, затем принял христианство. Написал множество религиозных трактатов, среди них главные: "Исповедь", "О троице", "О граде божьем " и др. Августин прославился умом и разносторонними знаниями. Все его исследования теоцентричны, основанием и стержнем его философских суждений является учение о Боге. По мнению Августина, Бог представляет вечное, неизменное, абсолютное, духовное бытие, существующее вне времени и пространства. Как субстанция (существенная основа мира) Бог является источником любого другого бытия, т.е. творцом Вселенной и вершителем судеб людей. Предметы и явления сотворенного Богом мира изменчивы, относительны, существуют во времени и пространстве, определяются божественной волей. По сути своей человек внутренне противоречив, он состоит из тела и души. Душа, как частичка Бога в человеке, бессмертна, но она обременена телесной природой, которая сама по себе есть воплощение духовной сущности. Августин разработал новую концепцию бытия, человека, познания, отличную от античного понимания. Он акцентировал внимание на осмыслении внутреннего мира человека, его познавательных способностях, идее общественного развития. В конце XI в. начинается новый период средневековой Ф. - схоластика(от.лат. scholastika - школьный, учебный). Она преподавалась в монастырских школах, а затем университетах и была тесно связана с теологией. Главной целью схоластики было рациональное обоснование христианских догматов. Она исходила из того, что истина дана в Библии и в сочинениях "отцов церкви", но её нужно актуализировать, т.е. вывести из "священного писания" посредством системы силлогизмов. Представителем схоластики был Пьер Абеляр (1079-1142). В своих философско-богословских воззрениях он во многом примыкал к Августину, считая, что Бог наградил людей разумом, с помощью которого они и познают его. Абеляр полагал, что недостаток большинства религий состоит в том, что они воспринимаются не разумом, а привычкой, внушенной с детства. Взрослый человек оказывается ее рабом и устами повторяет то, что не ощущает сердцем и не внемлет разумом. Абеляр смело указывал на противоречия в Священном Писании, утверждая, что его цель не разрушение авторитета Откровения Господня, а очищение. Он провозглашал, что вера, "не просветленная разумом, недостойна человека", что не механической привычкой, не слепым доверием, а личным усилием человек должен завоевать свою веру. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 345. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |