Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философские идеи Сократа, Платона, Аристотеля.




Сократ (470 - 399 г. до н.э.) С. подвергал сомнению очевидные для человека истины, т.к. утверждал, что мы не можем доказать с абсолютной точностью ни одно суждение, поэтому его степень достоверности можно установить в процессе диалога или обсуждения, т.к. беседуя и споря люди высказывают об одной и той же вещи различные мнения, которые каждому по отдельности кажутся истинными. Он разработал диалектику, в рамках которой исследовал истинности суждения, мнений.

В этике С. изображал позицию этического рационализма, где он утверждает, что счастлив может быть лишь тот человек, который соблюдает свое достоинство, а для этого нужно верно знать в чем оно состоит.

«Познай себя!», потому что бессмертная душа потенциально знает все.

«Я знаю только то, что я ничего не знаю, но другие даже не знают и этого».

Платон (428 – 348 г. до н.э.). Был учеником Сократа. Создал собственную школу в Афинах, котор. назвал академией. В Ф. он разработал учение об идеях – прообразы сущности и гипотезы всех вещей, а также предел, к которому все вещи стремятся, но никогда не достигают. Окружающий мир для Платона состоит из 2-х основ:

1) был мир идей - божественный мир, куда стремится попасть любой чел.;

2) мир вещей – мир действительный, мир окружающих предметов и идей.

Вещи текут и изменяются, по его мнению, но мир не исчезает; значит, в основе вещей лежат некоторые идеальные неизменные сущности. Их нельзя увидеть, но можно постичь разумом, то есть мы можем узнать их в переменных образах и воплощениях.

Человек способен постигать мир идей благодаря диалектике. Диалектикой он наз. учение ставить вопросы и давать на них ответы. П. первым разработал учение об идеальном государстве. В таком обществе он видел 3 основных сословия: 1 - философы, 2 - воины, 3 - работники.

Аристотель (384 – 322 г. до н.э.).

Ученик Платона. Он утвержд., что сущности всех вещей неизменны и не зависят от челов. субъективности. Считал, что идея и вещь – это одно и то же, только вещь существует в реальности, а идея – в нашем познании и означает прежде всего общее в разных вещах. («Платон мой друг, но истина дороже»). Он критиковал Платона за то, что тот ориентировал всех людей на достижение божественного мира идей. А. утвержд., что у бытие конкретных вещей обуславливается причинами: 1) формальная, 2) материальная, 3) действенная (соединяет форму и материю), 4) целевая (финальная) – определяет место конкретной вещи в универсуме (совокупность объектов и явлений в целом, Вселенная).

А. занимался систематизацией всех наук и поэтому классифицировал основные знания:

1) теоретические (философия, математика, физика);

2) практические (этика, политика);

3) созидательные (искусство).

Он также исследует проблемы государства и выделяет правильные формы государственного устройства.

1) монархия, 2) аристократия, 3) полития.

 

Соотношеиие разума и веры в философской традиции средних веков (Тертуллиан,

Августин, Абеляр).

Категория веры как нерационального способа постижения действитель­ности становится одной из главных в христианской философии. Религиозный философ Тертуллиан (около 160 - 220 гг.) отстаивал тезис о несовместимости религиозной веры и философского знания. Он исходил из принципа "верую, потому что абсурдно" и чем парадоксальнее религиозный тезис, тем сильнее должна быть вера. По его мнению, смерть божьего сына достовер­на, ибо она ни с чем несообразна; его воскрешение после смерти несомнен­но, ибо невозможно. Единственный авторитетный источник знания - Еванге­лие, а философский разум несовместим с верой, так как он ведет к ереси. В средневековой философии можно выделить два основных периода: патристика и схоластика.

Патристика (от лат. "pater" - отец) представляла совокупность религи­озно-философских учений "отцов церкви", т.е. тех, кто разработал теорети­ческие основы христианства. Выдающимся христианским мыслителем периода патристики был Аврелий Августин (354 - 430 гг.), прозванный Блаженным. Родился он в Северной Африке в семье римского патриция, был преподавателем риторики. Вначале Августин придерживался языческих взглядов на мир, затем принял христиан­ство. Написал множество религиозных трактатов, среди них главные: "Исповедь", "О троице", "О граде божьем " и др. Августин прославился умом и разносторонними знаниями. Все его исследования теоцентричны, основанием и стержнем его философских суждений является учение о Боге. По мнению Августина, Бог представляет вечное, неизменное, абсолют­ное, духовное бытие, существующее вне времени и пространства. Как суб­станция (существенная основа мира) Бог является источником любого друго­го бытия, т.е. творцом Вселенной и вершителем судеб людей. Предметы и яв­ления сотворенного Богом мира изменчивы, относительны, существуют во времени и пространстве, определяются божественной волей. По сути своей человек внутренне противоречив, он состоит из тела и души. Душа, как частичка Бога в человеке, бессмертна, но она обременена телесной природой, которая сама по себе есть воплощение духовной сущно­сти. Августин разработал новую концепцию бытия, человека, познания, от­личную от античного понимания. Он акцентировал внимание на осмыслении внутреннего мира человека, его познавательных способностях, идее общест­венного развития.

В конце XI в. начинается новый период средневековой Ф. - схоластика(от.лат. scholastika - школьный, учебный). Она преподавалась в монастырских школах, а затем университетах и была тесно связана с теоло­гией.

Главной целью схоластики было рациональное обоснование христианских догматов. Она исходила из того, что истина дана в Библии и в сочинениях "от­цов церкви", но её нужно актуализировать, т.е. вывести из "священного пи­сания" посредством системы силлогизмов.

Представителем схоластики был Пьер Абеляр (1079-1142). В своих философско-богословских воззрениях он во многом примыкал к Августину, считая, что Бог наградил людей разумом, с помощью которого они и познают его. Абеляр полагал, что недостаток большинства религий состоит в том, что они воспринимаются не разумом, а привычкой, внушенной с детства. Взрослый человек оказывается ее рабом и устами повторяет то, что не ощущает сердцем и не внемлет разумом. Абеляр смело указывал на противоречия в Священном Писании, утверждая, что его цель не разрушение авторитета Откровения Господня, а очищение. Он провозглашал, что вера, "не просветленная разумом, недостойна человека", что не механической привычкой, не слепым доверием, а личным усилием человек должен завоевать свою веру.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 345.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...