Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре (Ф. Бэкон, Р. Декарт).




С 16 в. гос-ва Зап. Евр. вступили в полосу радикальных перемен. С этого периода начинается бурное развитие мануфактурного производства и идей нац. рынка. Происходит становление гражданского общества и формирование нов. форм публичной власти. Европейские державы из феод. княжеств превр. в централизованные буржуазные гос-ва. Стремясь к военному и техническому могуществу они начинают уделять большое внимание развитию науки и техники.

Новое понимание фил. в рамках данного периода поставила перед евр. мыслит. вопрос о том, каким должен быть универсальный метод познания природы. Решение данного вопроса привело к формированию 3-х методов познания.

1. Опытно-индуктивный. (Фр. Бэкон) Основой данного метода является правильный способ анализа и обобщение опытных данных, которые позволяют проникнуть в сущность исследуемых явлений – это способ индукции.

2. Математический метод. (Галилео Галилей) Основа метода – научный опыт, как ключевое звено в исследовании природы. Он утверждал, что основой любого метода должен быть рациональный анализ и, в итоге, эксперимент.

3. Метод рационалистический. (Р. Декарт) Он утверждал, что достоверное научное знание достижимо лишь посредствам разума, единства источника и критерия истины. Сформулировал утверждение «Я мыслю, следовательно, я существую».

Развитие научных знаний осуществлялось преимущественно по двум основным направлениям:

- разрабатывались принципы классической механики как науки о движении и взаимодействии материальных тел (Г. Галилей, И. Ньютон).

- неуклонно совершенствовались методы математического обоснования физических опытов. Постепенно были созданы алгебра, аналитическая геометрия, дифференциальное и интегральное исчисление (Р. Декарт, К. Гаусс, И. Ньютон, Г. Лейбниц).

В сознании передовых мыслителей того времени нарастало понимание принципиального отличия достижений новоевропейской философии и науки от античного рационализма и средневековой схоластики. Знаменитые ученые и философы XVI-XVII вв. - Ф. Бэкон, Г. Галилей, Р. Декарт, Т. Гоббс, П. Гассенди, Б. Паскаль, Б. Спиноза, И. Ньютон, Г. Лейбниц - заложили основы нового понимания предмета философии, ее статуса и роли в системе наук. Были сформулированы принципы классического философского мышления, разработана новая рационалистическая методология. Мыслители Нового времени поставили перед философией светские, практические задачи. Предмет философии по-прежнему делили на три части: Бог, природа, человек. Для философов Нового времени важнейшим предметом исследования стала природа, а также познающий и преобразующий ее в своей деятельности разумный субъект - творец техники, культуры и государственности.

Ф. Бекона:

- знания распределяются на: «плодоносные» (полезные); «светоносные» (расчет на будущее);

- считал, что получению истинных знаний человеку мешают идолы: «идолы рода» (связаны с несовершенством наших органов чувств), «идолы пещеры» (ограничение наших знаний); «идолы рынка» (неправ. использование научн. терминов или некритичное отношение к инфе); «идолы театра» (нужно критично относиться к авторитетам);

- научные знания получаются благодаря способу пчелы, паука (выведение одной теории из другой) или муравья (сбор фактов);

- основатель метода индукции (все к общему).

Ф. Декарта: теории были осуждены церковью

- основатель метода дедукции (Ш. Холмс);

- методы познания: *за истину можно принимать только то, что является ясное и самоочевидное; *необходимо делать распределение сложного вопроса; *любой предмет нужно изучать всесторонне;

- человек имеет 3 вида идей: *врожденные; *идеи, кот. возникают из чувственного опыта; * идеи, кот. формирует сам человек.

Идея «естественных прав» человека и концепция «общественного договора» (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо).

Во 2-й половине 17 в. начинается нов. период в разв. новой Евр. фил., которая наз. Просвещение. В общем смысле слова под просв. понимается необход. ступень в культ. разв. общества, расстающегося с феодальным образом жизни.

Просветители опирались на демокр.идеалы, вели непримеримую борьбу против суеверий, религ. фанатизма, всех форм дискриминала, за веротерпимость и свободу слова. Осн.з. они видели распространение знаний, искренность невежества воспитания и образования людей.

В эпоху Просв. возн. 2 основных идеи филослфии того времени.

1. Идея естественных прав человека

2. Теория общественного договора.

Теория естественного права — право у человека возникает от рождения и природы, который обладает неотъемлемыми естественными правами (право на жизнь, свободу, равенство), которые нельзя отменить, изменить. Законы соответствуют нравственным установкам людей и не могут существовать без них.

Общественный договор (социальный контракт) — социально-экономическая теория, объясняющая происхождение гражданского общества, государства, права как результат соглашения между людьми. Понятие общественного договора подразумевает, что люди частично откажутся от суверенитета и передадут его правительству или другой власти, чтобы получить или поддержать общественный строй через господство права. Общественный договор означает соглашение управляемыми на наборе правил, по которым ими управляют.

Ф. Гоббса:

- сделал объединение 2-х методов познания – индукции и дедукции;

- создал концепцию «общественного договора»: *человек явл. эгоистом; * гос-во должно обеспечивать человека природными правами человека; * человек составляет условный договор с обществом; * позволено все, что не запрещено;

- «знание – это сила»;

- «война всех против всех».

Ф. Дж. Локка:

- человек при рождении – табула расса – «Чистая доска» - отвержение врожденных знаний;

- основатель теории англ. системы воспитания (физ-ра, интеллектуальное, моральное и тд)

- источники знаний: *ощущения, кот. дают нам простые идеи (белое, овальное, сладкое и тд); *рефлексия – деятельность ума, направленная на сопоставление и обобщение простых идей и образование на их основе «сложных идей»;

Ф.Ж-Ж Руссо:

- написал трактат «Об общественном договоре», кот. начинает словами: "Человек рожден свободным, а между тем везде он в оковах!";

- утверждал, в отличии от Гоббса, что в "естественном состоянии" не только не было "войны всех против всех", но в отношениях между людьми господствовали дружба и гармония;

- современная ему цивилизации - цивилизации неравенства;

- различал 2 вида неравенства: *физическое, проистекающее из разницы в возрасте, здоровье, даровании и т.п., *политическое, выражающееся в различных привилегиях.

- сторонник естественного права;

- его идеалом было далекое прошлое, когда все люди были равны.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 257.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...