Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре (Ф. Бэкон, Р. Декарт).
С 16 в. гос-ва Зап. Евр. вступили в полосу радикальных перемен. С этого периода начинается бурное развитие мануфактурного производства и идей нац. рынка. Происходит становление гражданского общества и формирование нов. форм публичной власти. Европейские державы из феод. княжеств превр. в централизованные буржуазные гос-ва. Стремясь к военному и техническому могуществу они начинают уделять большое внимание развитию науки и техники. Новое понимание фил. в рамках данного периода поставила перед евр. мыслит. вопрос о том, каким должен быть универсальный метод познания природы. Решение данного вопроса привело к формированию 3-х методов познания. 1. Опытно-индуктивный. (Фр. Бэкон) Основой данного метода является правильный способ анализа и обобщение опытных данных, которые позволяют проникнуть в сущность исследуемых явлений – это способ индукции. 2. Математический метод. (Галилео Галилей) Основа метода – научный опыт, как ключевое звено в исследовании природы. Он утверждал, что основой любого метода должен быть рациональный анализ и, в итоге, эксперимент. 3. Метод рационалистический. (Р. Декарт) Он утверждал, что достоверное научное знание достижимо лишь посредствам разума, единства источника и критерия истины. Сформулировал утверждение «Я мыслю, следовательно, я существую». Развитие научных знаний осуществлялось преимущественно по двум основным направлениям: - разрабатывались принципы классической механики как науки о движении и взаимодействии материальных тел (Г. Галилей, И. Ньютон). - неуклонно совершенствовались методы математического обоснования физических опытов. Постепенно были созданы алгебра, аналитическая геометрия, дифференциальное и интегральное исчисление (Р. Декарт, К. Гаусс, И. Ньютон, Г. Лейбниц). В сознании передовых мыслителей того времени нарастало понимание принципиального отличия достижений новоевропейской философии и науки от античного рационализма и средневековой схоластики. Знаменитые ученые и философы XVI-XVII вв. - Ф. Бэкон, Г. Галилей, Р. Декарт, Т. Гоббс, П. Гассенди, Б. Паскаль, Б. Спиноза, И. Ньютон, Г. Лейбниц - заложили основы нового понимания предмета философии, ее статуса и роли в системе наук. Были сформулированы принципы классического философского мышления, разработана новая рационалистическая методология. Мыслители Нового времени поставили перед философией светские, практические задачи. Предмет философии по-прежнему делили на три части: Бог, природа, человек. Для философов Нового времени важнейшим предметом исследования стала природа, а также познающий и преобразующий ее в своей деятельности разумный субъект - творец техники, культуры и государственности. Ф. Бекона: - знания распределяются на: «плодоносные» (полезные); «светоносные» (расчет на будущее); - считал, что получению истинных знаний человеку мешают идолы: «идолы рода» (связаны с несовершенством наших органов чувств), «идолы пещеры» (ограничение наших знаний); «идолы рынка» (неправ. использование научн. терминов или некритичное отношение к инфе); «идолы театра» (нужно критично относиться к авторитетам); - научные знания получаются благодаря способу пчелы, паука (выведение одной теории из другой) или муравья (сбор фактов); - основатель метода индукции (все к общему). Ф. Декарта: теории были осуждены церковью - основатель метода дедукции (Ш. Холмс); - методы познания: *за истину можно принимать только то, что является ясное и самоочевидное; *необходимо делать распределение сложного вопроса; *любой предмет нужно изучать всесторонне; - человек имеет 3 вида идей: *врожденные; *идеи, кот. возникают из чувственного опыта; * идеи, кот. формирует сам человек. Идея «естественных прав» человека и концепция «общественного договора» (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо). Во 2-й половине 17 в. начинается нов. период в разв. новой Евр. фил., которая наз. Просвещение. В общем смысле слова под просв. понимается необход. ступень в культ. разв. общества, расстающегося с феодальным образом жизни. Просветители опирались на демокр.идеалы, вели непримеримую борьбу против суеверий, религ. фанатизма, всех форм дискриминала, за веротерпимость и свободу слова. Осн.з. они видели распространение знаний, искренность невежества воспитания и образования людей. В эпоху Просв. возн. 2 основных идеи филослфии того времени. 1. Идея естественных прав человека 2. Теория общественного договора. Теория естественного права — право у человека возникает от рождения и природы, который обладает неотъемлемыми естественными правами (право на жизнь, свободу, равенство), которые нельзя отменить, изменить. Законы соответствуют нравственным установкам людей и не могут существовать без них. Общественный договор (социальный контракт) — социально-экономическая теория, объясняющая происхождение гражданского общества, государства, права как результат соглашения между людьми. Понятие общественного договора подразумевает, что люди частично откажутся от суверенитета и передадут его правительству или другой власти, чтобы получить или поддержать общественный строй через господство права. Общественный договор означает соглашение управляемыми на наборе правил, по которым ими управляют. Ф. Гоббса: - сделал объединение 2-х методов познания – индукции и дедукции; - создал концепцию «общественного договора»: *человек явл. эгоистом; * гос-во должно обеспечивать человека природными правами человека; * человек составляет условный договор с обществом; * позволено все, что не запрещено; - «знание – это сила»; - «война всех против всех». Ф. Дж. Локка: - человек при рождении – табула расса – «Чистая доска» - отвержение врожденных знаний; - основатель теории англ. системы воспитания (физ-ра, интеллектуальное, моральное и тд) - источники знаний: *ощущения, кот. дают нам простые идеи (белое, овальное, сладкое и тд); *рефлексия – деятельность ума, направленная на сопоставление и обобщение простых идей и образование на их основе «сложных идей»; Ф.Ж-Ж Руссо: - написал трактат «Об общественном договоре», кот. начинает словами: "Человек рожден свободным, а между тем везде он в оковах!"; - утверждал, в отличии от Гоббса, что в "естественном состоянии" не только не было "войны всех против всех", но в отношениях между людьми господствовали дружба и гармония; - современная ему цивилизации - цивилизации неравенства; - различал 2 вида неравенства: *физическое, проистекающее из разницы в возрасте, здоровье, даровании и т.п., *политическое, выражающееся в различных привилегиях. - сторонник естественного права; - его идеалом было далекое прошлое, когда все люди были равны.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 257. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |