Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Предмет философии и его историческая динамика. Структура философского знания.




Предметом философии является ВСЕОБЩЕЕ в системе «мир - человек». Ф. изучает не мир сам по себе, не сами объекты, а отношение к ним человека. Ф. нет там, где нет человеч. целей, человеческого присутствия.

Круг философских проблем изменялся по мере развития человеческой культуры, познания и практики.

Специфика проблемного поля ф. определяется ее стремлением выработать целостное и обобщенное знание о мире и месте в нем человека. Поэтому в качестве осн. можно обозначить 4 мировоззренческих проблемы:

 1. Проблема универсума, окружающего мира, в рамках которой ф. отвечает на вопросы о том, что собой представляет мир, в котором мы живем, как он возник, что является первоосновой мира, конечен или бесконечен мир, единственен или множественен, каковы его прошлое, будущее и др.

 2. Проблема человека, смысла существования человека в мире, которая связана с осмыслением комплекса мировоззренческих вопросов о принципиальных отличиях челов. существования от иных типов бытия, о смысле жизни человека, о его свободе.

 3. Проблема взаимосвязи человека и мира, субъективного и объективного, идеального и материального. При всех содержательных оттенках в трактовке системы отношений «мир-человек», преобладающей в классической философии, стала такая ее формулировка, в которой она приобрела форму вопроса об отношении мышления к бытию, сознания к материи (основным вопросом философии). В зависимости от ответа на вопрос, что первично, а что вторично, философы подразделяются на материалистов и идеалистов. Существуют различные исторические формы материализма и две основные разновидности идеализма - объективный и субъективный.

4. Проблема бытия человека в «мире людей», связана с решением межличностных, соц. отношений, связанных с поиском идеальной модели общества.

Ни одна из обозначенных философских проблем не может быть полностью изолирована от другой. Все проблемы взаимодополняют друг друга и вместе с тем в различных философских учениях отдается приоритет тому или иному направлению, той или иной философской теме.

Следует отметить, что на протяжении исторического развития философии менялись акценты в решении основных философских проблем. Эти проблемы позволяют проследить динамику и отметить многообразие предмета и структуры философии.

В первые столетия своего существования ф. не имела четкой структуры. Первым, кто ясно поставил эту проблему, был Аристотель. Учение о началах сущего он называл «первой философией» (впоследствии ее стали именовать «метафизикой»); его учение о чистых формах мышления и речи у стоиков получило имя «логика».

Несколько позже стоики разделили фил. знание на 3 предметных области: логику, физику и этику. Это деление сохранялось вплоть до Нового времени. Сначала превратилась в особый раздел философии теория чувственного познания, кот. Баумгартен дал имя «эстетика». Затем кантианцы изобрели особое учение о ценностях - «аксиологию», переименовали теорию рационального познания в «гносеологию», а метафизику - в «онтологию». Уже в XX веке на свет появились такие дисциплины, как философская антропология, герменевтика, грамматология и др.                                          

Какого-либо общепринятого понимания структуры фил. знания в настоящее время не существует. В учебной литературе, как правило, фигурируют 4 отдела: собственно ф., изучающая законы и категории мышления и бытия; логика - учение о формах умозаключения и доказательства; эстетика - учение о мире чувств, о прекрасном и безобразном; этика - теория нравственности, повествующая о добре и зле и о смысле жизни. В философии также выделяют: онтологию и теорию познания, историю ф., эстетику, этику, логику, соц. ф., ф. науки и техники, фил. антропологию, ф. и историю религии, ф. культуры. Все разделы философского знания тесно связаны между собой, хотя и не сводимы друг к другу.

 

Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии: принципы, идеи и категории.

Неортодоксальные системы (учения)

1. Джайнизм. Зародился в русле странствующих отшельников и монахов, кот. развивают идею упанимад. В частной концепции о перерождении душ, ко. привела к выводу о том, что душа сущ. у всего, что существует в мире. Гл. целью в данном учении явл. освобождение души и достижение статуса совершенного человека. В душе необходимо избавляться от кармы с пом. различных добродетельных практик.

2. Буддизм. Данная концепция формировалась как совокупность положительных высказываний Будды. Осн. идеи Б.: одна истина – мир устроен так, что человек в нем – страдающее существо, следовательно, страдание явл. конечной реальностью существования человека. Будда сформулировал благородные истины:

1) Истина страдания (рождение, старость, болезни: соединение с тем, что не желанно; разъединение с тем, что желанно);

2) истина возникновения страдания – где страдание обусловлено желанием наслаждаться, существовать и ж. гибели.

3) истина прекращения страдания, где страдание можно прекратить освобождение от страдания с помощью состояния нирваны.

4) истина пути, следуя которой можно избежать страданий (8 этапов преодоления страданий и достижения нирваны)

В идеале все исполнимо лишь в отреченном мире, полного отказа от лжи, воровстве, употреблении алкоголя и никотина, участия в развлечении и использовании денег.

Ортодоксальные системы.

1. «Ньяйя»(инд. – вхождение в предмет). Это Ф. школа, которая по своим идеалам сходна с западной логикой, возник. в 3 в. до н.э. Представители данного учения изучали механизм познания и определения правила ведения дискуссии фил. диалога, что делало знание ее принципов обязательным для всякого, кто занимался Ф.

2. «Вайшэкшика» (инд. – Ф. различий). Данное учение исходило из принципиальной познаваемости мира и рассмотрении адекватного знания в качестве осн. цели систематического мышления. Осн. тема этого учения – классификация и хар-ка рассматриваемых объектов.

3. «Йога». Данное учение основано на том, что чел. с пом. концентрации дух. сил, медитации и аскетизма (отказ от удовольствий), ведущего к успокоению нрава может достичь освобождения от всего материального. Соответственно Йога – это метод, направленный на разрыв связей между духом и телом.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 278.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...