Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие мировоззрения, его структура и основные функции.




КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ»

 

Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения.

Термин фил. впервые возник в Др. Греции буквально от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость. По свидетельству античных авторов, слово философ впервые встречалось у Пифагора, а в качестве обознач. особой науки термин фил. впервые был употреблен Платоном. Поскольку мудростью могли обладать лишь боги в античном мире, то уделом философа провозгл. любовь к ней.

Возникновение ф. относится к сер. I тыс. до н.э., когда в Китае, Индии и Греции шел процесс становления великих цивилизаций, приходящих на смену первобытнообщинному строю.  Первые фил. учения появились в VI – V вв. до н. э. в Индии, Китае и Греции. В древних гос-вах Ближнего Востока (Вавилония, Сирия, Финикия, Иудея, Египет) также сложились культурные предпосылки возникновения философии, но эта возможность не была реализована из-за нашествия персов, в результате кот. Персидская сверхдержава поглотила все эти древнейшие цивилизации.

Сер. I тыс. до н. э. в современной ф. истории принято называть «осевым временем» (К. Ясперс). Этот период для данных цивилизаций действительно явился своеобразной осью истории. Важным фактором, способствующим этому процессу, стала первая философия.

Сущ. несколько подходов к объяснению генезиса философии, в частности, различным образом интерпретируется этот процесс в мифогенной и гносеогенной концепциях. Первая выводит философию из мифологии, вторая – из науки.

Мифогенная концепция анализирует предысторию фил., вскрывает переходные формы от мифологии к фил., анализирует мифол. мировоззрение как предфилософское. Но с мифогенной концепцией нельзя согласиться, когда она сводит мифол. к религии, не видит отличит. особенностей фил. от мифологии не только по форме, но и по содержанию.

В рамках гносеогенной концепции показ. значение зачатков научного знания для философии. Но мифологию, рассматривают как нечто, совершенно лишенное всякого исторически оправданного содержания и ценности.

Поэтому у истоков формирования фил. стоят мифология, религия, зачатки научного и обыденного знания. Фил. это знание особого рода, так как она пытается судить о единой для всех явлений мира основе и ищет в ней условия единства и целостности мира. Фил. не поддается определению через что-то другое, она есть нечто самост., предельное.

Вместе с тем, становление фил. мировоззрения означало содержательный переворот в картине мира и системе ценностей древних цивилизаций. Ф. вызывает к жизни ряд социально-исторических причин. В том числе, сложившаяся в древних цивилизациях социальная потребность в принципиально новых способах идеологического оправдания гос. власти, обоснования морали и права.

Социально-исторические и культурные предпосылки возникновения ф. были связаны с радикальными изменениями в хоз.-экон., соц.-полит. и дух. жизни древ. мира. Несмотря на существенные различия этих процессов на Востоке и Западе, можно выделить ряд общих параметров, отражающих переход архаических обществ к цивилизованному состоянию.

1. Новый уровень развития производства - технологической революцией I тыс. до н. э., наступление «железного века». Развитие земледельческих обществ стало более стабильным, выросло их благосостояние, сложилась дифференцированная система общественного разделения труда.

2. Бурное развитие земледелия и ремесла, торговли и мореплавания способствовало утверждению товарно-денежного обмена в экономике. Появление всеобщего эквивалента стоимости – денег, с одной стороны, приводило к росту имущественного расслоения населения, с другой стороны, развивало абстрактное мышление. Монета – воплощение меновой стоимости, абстрактного труда. Распространение монетного обращения служило развитию способности к счету и формированию абстрактного мышления даже на уровне обыденного, нар. сознания, что существенно изменяло характер дух. культуры.

3. Возникновение частной собственности и соц.-экон. неравенства способствовало углублению соц. дифференциации. На смену родовой общине пришло классовое общество, возникло множество различных соц. групп, имеющих несовпадающие, а иногда и противоположные, интересы.

4. Отделение умственного труда от физического стало причиной появления качественно новых социальных субъектов – светских интеллектуальных элит, основным занятием которых стало производство, хранение и передача знания. Эти новые соц. группы стали той общественной средой, кот. порождала из себя ученых и философов, первых носителей светской культуры.

5. По мере трансформации племенных союзов в полит. объединения, утверждались гос. формы организации общественной жизни. В результате разрыва кровнородственных связей и установления абстрактных, политико-прав. отношений между людьми, произошла автономизация индивидов. В культуре древних цивилизаций была осознана значимость личностного начала. Индивид больше не растворялся в социальном целом (семье, клане, племени). Он мог претендовать на свою уникальную точку зрения, и должен был уметь отстаивать собственные интересы и ценностные установки.

6. Появление права и морали вызвало потребность в новом способе осмысления соц. реальности, в новых формах обоснования соц. порядка. В отличие от обычая и племенной традиции, нормы права являлись результатом законотворческой деятельности правителей, а не сверхъестественных существ (богов, героев, первопредков). Это предполагало рациональное обоснование санкций, с точки зрения их целесообразности и справедливости.

7. Центрами административно-политической и культурной жизни в этот период становились города. В них была сосредоточена не только торговля и ремесла, но и светская жизнь, способствовавшая развитию различных наук и искусств.

8. Быстрое развитие письменности, кот. способствовало формированию теоретического мышления. На основе развития лингвистики, грамматического анализа языка складывалась характерная для ф. культура анализа понятий, логика, эристика, диалектика. Все эти процессы неизбежно приводили к возникновению нового, рационально-теоретического типа мировоззрения, предложившего принципиально новую картину мира, новое понимание человека и общества.

 

Понятие мировоззрения, его структура и основные функции.

Мировоззрение – обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений человека об окружающей его действительности, о самом человеке, формах его отношения и взаимодействия с этой действительностью. Мировоззрение выступает как способ дух. и практического освоения реальности.

Структура М.

1.Познавательный компонент. Базир. на обобщённых знаниях – повседневных, проф., научных. Он представляет конкретно-научную и универсальную картину мира.

2.Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы.

3.Эмоционально-волевой компонент. Для того, чтобы знания, ценности и нормы реализовывать в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования и тд.

4.Практический компонент. М – это не просто обобщение знаний, ценностей, убеждений, установки, а реальная готовность человека к опред. типу поведения в конкр. обстоятельствах.

Ф-ции М.

1. Интегрировать человека в мир.

2. Дать человеку самые первые жизненные ориентиры и ценности

3. Предоставить действительность в её человеческих измерениях и проявлениях

4. Приобщить человека к историческому опыту человечества

5. Передача знаний о конечных причинах сущего










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 284.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...