Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Истоки и осн. этапы развития философской мысли Украины.
Истоки У. ф. относятся к периоду Киевской Руси. Генетическое, историческое и территориальное единство укр. и рус. народов определили близость их дух. культуры, общность филос. и социологич. мысли; вместе с тем У. ф. отражает специфич. особенности истории Украины, борьбу нар. масс против векового владычества польских, австро-венгерских и татаро-турецких захватчиков. В истории украинской философии нет четко определенной устоявшейся периодизации. Одна группа ученых выделяет семь значительных философских образований. Другая же говорит лишь о трех периодах, которые отражают эволюцию трех типов культур: христианской традиции (главный философский вопрос - "человек и Бог"), переход от Возрождения к эпохе Просвещения ("человек и мир") и культура времени модерна (человек как сущность нации). Такая система периодизации украинской философии, хотя и отражает видоизменение философских акцентов, но не учитывает едва ли не основной фактор развития философской мысли - становления этнического типа сознания Поэтому я придерживаюсь хронологического описания украинской философии, которое состоит и семи периодов: · становление фил.культуры в Киевской Руси (Х-Х111 вв.); · ф. украинского возрождения (Х1У-ХУ1 вв.); · период Просвещения, связанный с фил. культурой Киево-могилянской академии; · период укр. предромантизма, связанный с деятельностью Кирилло-Мефодиевского братства (конец ХУ111- начало Х1Х вв); · отдельно укр. романтизм Юркевича и Гоголя; · школа академической философии - блок позитивизма и рационализма; · период формирования философских идей в традициях модернизма ХХ века, когда особую актуальность приобретают философские позиции украинской диаспоры. Осн. направления и типологические характеристики Украинской философии. Философия каждой нации отображает тип и сущность мышления, в котором воссоздаются традиции народной культуры и воплощается цельность жизни духа в характере понимания самой философии. Украинские философы ХХ столетия (Д. Чижевский и другие) называют такие характерные черты философского мировоззрения украинцев: 1) Онтологизм; 2) Персонализм, индивидуализм, склонность к духовному уединению; 3) Эмоционализм; 4) Религиозная направленность. 1) Антеизм (сродненность с родной землей, термин происходит от бога Антея. Антеизм - служит основой экофильности украинской натуры). 2) Индивидуализм. 3) Кордоцентризм, эмоционализм (философия сердца - Юркевич) 4) Экзестенциальность (обращение к философии существования)
Понятие метафизики и диалектики. Метафи́зика («то, что после физики») — раздел ф., занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового; наука о сверхчувственных принципах и началах бытия. В истории философии под М. чаще всего понимается подлинная философия. Термин «М.» впервые введен Андроником Родосским, систематизатором работ Аристотеля, объединившим под этим названием все его труды, выходящие за рамки естественно-научных сочинений антич. мыслителя. Понятое в переносном смысле, как обозначающее само содержание «первой философии» («первофилософии») по Аристотелю, название Метафизика указывает на изучение того, что лежит за пределами физических явлений, в основании их. Антипод диалектики. Диале́ктика (греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение) — метод аргументации в ф., а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления; фил. учение о наиболее общих закономерных связях и развитиях. Диалектический метод явл. одним из центральных в европ. и индийской фил. традиции. Само слово «диалектика» происходит из древнегреческой ф. и стало популярным благодаря «Диалогам» Платона, в которых двое или более участников диалога могли придерживаться различных мнений, но желали найти истину путем обмена своими мнениями.
Исторические формы диалектики и ее принципы. 1. Стихийная диалектика древних философов: Учение Гераклита: «Все течет, все изменяется». Противоположностями Гераклит считал жизнь и смерть, вечное и приходящее, золото и солому. Зинон Элейский поставил проблему движения – «изобретатель диалектики». Платон считал, что диалектика это движение и покой, тождество и различие. Становление античной диалектики заканчивается Аристотелем. 2. Идеалистическая диалектика немецкой классической философии. Представителями являются Фихте, Кант, Гегель. Существенный вклад в развитие диалектики внес Э.Кант, кот. доказывал, что природа развивается во времени и подвержена изменениям. Вершина диалектики – учение Гегеля, который выделил учение о противоречии, как источник развития, движения, силы развития. 3. Диалектика революционных демократов XIX в. (А.И.Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А. Добролюбов и др.). 4. Марксистко-материалистическая диалектика. Принципы диалектики: 1. Принцип всеобщей связи: весь мир - единое целое, единый организм. 2. Принцип системности: связи между объектами упорядочены, мир - это единая система, управляемая общими законами. 3. Принцип причинности - возникновение любого объекта закономерно обусловлено. Просто так ничего не появляется. Если что-то появилось, значит, таковы законы природы либо это просто было кому-нибудь нужно. 4. Принцип всеобщего развития - всё в мире развивается (необязательно в лучшую сторону). 5. Принцип историзма - чтобы понять сущность изучаемого объекта, нужно раскрыть историю его развития. Подобно тому, как для ответа на вопросы "почему наша страна такая, какая есть?", "в чём миссия нашей страны?" нужно в том числе обратиться к её истории. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 264. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |