Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные философские школы древнего Китая: конфуцианство, даосизм, легизм.




Даосизм. Основатель – философ Лао-Цзы, кот. в своем трактате изложил учение о правильном пути и добродетеле. Осн. категория – ДАО (путь). Дао – субстанциальная закономерность всего сущего, а также общества и человека. ДАО - вселенная, где все уравновешено, где нет жизни и смерти, не существует границ и разделений. В рамках данного учения разрабатывается «Доктрина об обретении бессмертия», где человек рассматривается как единое целое, кот. с пом. определенных практик, медитативных упражнений дыхательных и гимнастических тренингов может освободить свое тело от всего физ. Разработана доктрина «недеяния», кот. понимается не как бездействие, а как отсутствие произвольной целеполагающей активности.

Конфуцианство. Основатель – Конфуций, кот. видел своей гл. задачей сохранение традиций. Он не писал трактатов, поэтому его идеи были собраны его учениками в кн. «Беседы и суждения». Осн. тема – отношения человека, семьи, гос-ва, т.к. прочное гос-во основывается на прочной семье. Управление гос-вом описывает К. в семейно-родственной категории, где гос-во – это отец и мать народа, а гос-во – единая семья. Конкретн. чел. он предписывал стремление к идеалу «благородного мужа» (человека), признание кот. является облад. 5 кач-ми: человечность, порядочность, знание приличий, мудрость, лояльность. Проявить данные кач-ва можно лишь в отношении с др. людьми.

Легизм или школа законников. Представители данной школы рассматривали вопросы характера гос. устройства. В качестве высшей ценности легисты выдвигали единое могущественное гос-во, принципиально отличное от семьи. Легисты вводят единый юр. закон, создателем кот. может быть лишь единочастный правитель. В отличии от традиции закон не имеет священного характера и может изменяться в соответствии с потребностями времени. Соблюдение данного закона должно соблюдать суровую систему наказаний, кот. явл. основой любого гос-ва.

Космоцентризм античного философского мышления и проблема первоначал (философия досократиков).

Космоцентризм — это первый этап развития античной философии, который часто называют досократовским, он сохраняет вначале черты мифологии. Вместе с тем и пифагорейцы, и представители милетской и элейской школ выступают как философы, поскольку стремятся познать Космос, внешний мир, построить моноэлементную модель бытия. И Пифагор, и Фалес, и Гераклит, и Анаксагор делают значительный шаг от мифологии к философии, поскольку они пытаются объяснить мир из единого начала (воды, воздуха, числа, огня и т.д.). Кроме того, они чаще всего не доказывают свои утверждения, а изрекают. Возникновение Ф. в Др. Греции связано с тем, что у греков сложился полисный тип организации общества, для кот. характерна демократия, кот. предполагает решение всех вопросов на основе свободного и равноправного обсуждения общих проблем. Ранних греч. фил. называли «физиками» или «натурфилософы», т.к. все они исследовали вопросы о первоначалах мира.

Милетская школа (от греч. Милет в Др. Гр.). Возникла в 6 в. до н.э. Основатель – Фалес, который разработал космологическую концепцию о происхождении мира, кот. сводилась к 3-м осн. положениям:

1) все произошло из воды

2) земля плавала на воде

3) все в мире одушевленно или полно богов

Анаксимандр, который изложил своё учение в книге, являющейся первым научным сочинением в истории греч. мысли. Историю всего мира он считал вечное беспредельное начало, кот. он называл божественным и утвержд., что оно всем управляет.

Пифагорейская школа. Основателем является Пифагор, кот. занимался улучшением своих умственных способностей, учил умению слушать и наблюдать. Ф. основанием данной школы явл. учение о числе. Пифагорейцы утвержд., что всё есть число. Числа рассматр. как принципы, причины и структуры всех вещей.

Ф. Гераклита. Он разработал учение, где важнейшим понятием является логос – естественный порядок и закон, незримо правящий над всем миром. Также разработал 2 важнейших идей Ф.:

1) борьба и ед-во противоположностей, т.е. все в мире сост. из противоположн., и, поэтому, их борьбой определяется сущность любой вещи или процесса.

2) Идея об изменчивости и текучести всех вещей и процессов. Он утвержд., что все течет, все изменяется, и в одну реку нельзя войти дважды.

Концепция атомизма и материалистические тенденции в древнегреческой философии.

Зачатки материалистической греческой философии существовали в милетской и элеатской школах. Материалистические взгляды были присущи Фалесу, Анаксимену, Анаксагору, Эмпедоклу и другим представителям этих школ. Древнегреческие атомисты развили и усовершенствовали данное направление древнегреческой философской мысли. Их традиция была продолжена Эпикуром.

Атоми́зм — натурфилософская и физическая теория, согласно которой чувственно воспринимаемые (материальные) вещи состоят из химически неделимых частиц — атомов. Возникла в древнегреческой философии. Дальнейшее развитие получила в философии и науке Средних веков и Нового времени.

Атомизм был создан представителями досократического периода развития древнегреческой философии Левклиппом и его учеником Демокритом. Согласно их учению, существуют только атомы и пустота. Атомы — мельчайшие неделимые, невозникающие и неисчезающие, качественно однородные, непроницаемые (не содержащие в себе пустоты) частицы, обладающие определённой формой. Атомы бесчисленны, так как пустота бесконечна. Форма атомов бесконечно разнообразна. Атомы являются первоначалом всего сущего, всех чувственных вещей, свойства которых определяются формой составляющих их атомов. Демокрит предложил продуманный вариант механистического объяснения мира: целое у него представляет собой сумму частей, а беспорядочное движение атомов, их случайные столкновения оказываются причиной всего сущего.

Демокрит впервые охарактеризовал человека, как микрокосмос, т.к. он состоит из атомов. В своей теории познания он утверждал, что сущ. 2 мира: видимый, невидимый. Между ними существует связь, которую он стремится объяснить.

Противники атомизма Демокрита утверждали, что материя делится до бесконечности.

Демокрит создал прообраз науки в виде атомистической физики, основанной на механическом детерминизме. Впоследствии Платон и Аристотель дополнили эту картину мира телеологическим принципом, указав на отношение природы к человеческим целям. Именно школы Демокрита и Эпикура стали господствующими рационалистическими направлениями развития философской мысли. Также эти философские школы оказали весьма заметное влияние на общественную и политическую жизнь эллинистического мира и поздней римской империи.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 226.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...