Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Характеристика президентской и парламентской моделей распределения полномочий между органами государственной власти по горизонтали.




Парламентские системы.

 

Система, в которой государственное управление осуществляется через парламент, который тесно связывается в работе с правительством, формирует его и контролирует, часто правительство в таких системах формируется из среды членов законодательного органа.

Парламентаризм - это такой режим, при котором единственно демократическим законным институтом является парламент, а власть правительства находится в полной зависимости от парламентского вотума доверия.

Парламентские системы могут включать и институт президентства (при этом президент избирается прямым народным голосованием), однако президенты, как правило, не имеют возможности серьезно соперничать с премьер-министрами во всем, что касается властных полномочий.

Парламентской системе отдают предпочтение в Европе и бывших британских колониях (среди них много островных мини-государств с населением более полумиллиона человек), где, как правило, существуют более благоприятные условия для утверждения демократических институтов.

 

 

Черты:

 

Ü Правительство формируется по результатам выборов в законодательное собрание с учетом количества голосов, набранных партиями; отдельно исполнительная власть не избирается.

Ü Правительство комплектуется из среды членов законодательного собрания, обычно из лиде­ров той партии (тех партий), которая, обладая большинством голосов в парламенте, контро­лирует его.

Ü Правительство ответственно перед законодательным собранием в том смысле, что оно опи­рается на его доверие и может быть отправлено в отставку (нижней палатой), если оно это доверие потеряет.

Ü Правительство в большинстве случаев имеет право распускать собрание; помимо прочего, это означает, что строго установленных сроков выборов в этой системе не существует.

Ü Поскольку председатель правительства (обычно это премьер-министр) является и членом парламента, государство представлено еще одним официальным лицом — монархом либо «неправящим» президентом.

 

“+”

o Большая открытость, гибкость системы, зависимость от электората;

o Парламентаризм выступает гарантом сохранения демократии. Хуан Линц указывает, что даже в нестабильных Африканских странах, англоязычных странах Карибского бассейна там даже при сильно разобщенных обществах периодические парламентские кризисы не перерастали во всеохватывающие кризисы режимов, а отстранение от власти премьер-министров и кабинета вовсе не означало конца демократии как таковой.

 

o Большая стабильность, управляемость: правительство зависит от парламента, министры – от своих партий.

o При многопартийной системе – существуют стимулы для межпартийного сотрудничества, так как даже небольшие партии хотят задержаться у власти подольше, а п-м может назначать досрочные выборы.

o Парламентские системы создают более благоприятные условия для профессиональной политической карьеры. Президентские министры приходят и уходят и обычно не возвращаются, а в парламентских системах люди почти каждый раз задерживаются почти в два раза дольше, чем в президентских.

 

“-“

 

o Меньшая свобода законодателей, несущих прямую ответственность за действия правительства, взаимозависимость.

o Премьер и его (её) правительство не могут выжить без хотя бы пассивной поддержки парламентского большинства. Скованные одной цепью - исполнительная власть в праве распустить парламент, а парламент в праве выразить недоверие правительству, - они застрахованы от патовых ситуаций.

 

Президентские системы.

 

Характеризуется стро­гим разделением властей между законодательной и исполнительной ветвями — разделением, осуществленным как конституционными, так и политическими средствами. Во главе исполнитель­ной власти стоит независимо избираемый президент, который напрямую не подотчетен законода­тельному собранию и не может быть этим законодательным собранием смещен с должности.

 

 

Основные особенности президентской системы таковы:

 

• избирательные и законодательные органы избираются независимо друг от друга и наделя­ются не пересекающимися между собой конституционными функциями;

• функции главы государства и главы правительства (главы исполнительной власти) совмеще­ны в одном лице — в лице президента;

• президент осуществляет всю полноту исполнительной власти; кабинет и министры выполня­ют функции, подобные совещательным;

• строго выдерживается принцип неучастия персонала одной ветви власти в работе другой (исключением могут быть полупрезидентские системы);

• выборы проходят в строго определенные сроки. Президент не вправе распускать законода­тельное собрание, а законодательное собрание не вправе сместить президента (если только в системе не предусмотрена процедура импичмента).

 

Единственной президентской демократией, насчитывающей долгую историю конституционной преемственности, являются Соединенные Штаты.

В системах президентского правления глава исполнительной власти, наделенный значительными конституционными полномочиями, включая контроль за составом кабинета и администрации, избирается прямым голосованием на определенный срок и независим от вотума доверия парламента. Он не только "держатель" исполнительной власти, но и символический глава государства, который в период между выборами может быть отстранен от власти только через "импичмент". На практике же, как показывает исторический опыт США, президентская система тем не менее зависит - в большей или меньшей степени - от сотрудничества с властью законодательной; таким образом, соотношение между исполнительной и законодательной ветвями власти может сильно разниться и в президентских системах.

В том же, что касается президентского правления, следует выделить два момента. Первый - президент всегда настаивает на демократической легитимности - вплоть до обращения к плебисциту - своей власти; второй - четко установленный срок его правления.


”+”

 

o Наличие твердой власти и предсказуемости

o Президентские выборы позволяют народу открыто и прямо избрать главу исполнительной власти на вполне определенный срок, а не оставлять решение этого вопроса закулисным политикам

“-“

 

o Работает по принципу "победитель получает все", что само по себе делает демократическую политику игрой с нулевой суммой, а ведь подобные игры, как известно, чреваты конфликтом, партии, не получившие места в системе будут потенциальной угрозой.

o По самой своей природе власть президента существует как бы в двух измерениях и в определенной мере носит весьма двойственный характер: с одной стороны, президент - глава государства и представитель всего народа; с другой - он выражает вполне определенный политический курс.

o Жесткая власть, сложность отстранения от власти президента: премьер-министра, оказавшегося замешанным в скандале или потерявшего доверие своей партии или коалиции большинства, чье пребывание на занимаемом посту может спровоцировать серьезные потрясения, устранить от власти намного легче, чем коррумпированного или ставшего очень непопулярным президента. Спасением в таких ситуациях является институт вице-президентства, но он развит далеко не везде.

o В президентских системах велик риск прогрессирующей эскалации кризиса: социально-экономического - в политический, конституционного - в кризис власти. Поэтому в поисках выхода конфликтующие стороны, лишенные законных средств, часто апеллируют к армии. Пример – Латинская Америка.

o Наличие периодов «сосуществования», когда президент не имеет поддержки в законодательном органе, так как его партия получила меньшинство голосов.

o Неизбежность перехода власти в другие руки создает также напряженность в отношениях между экс-президентом и его преемником. У нового человека у власти может возникнуть соблазн утвердить свою независимость и продемонстрировать свое нежелание следовать по стопам предшественника, даже если оба они принадлежат к одной партии.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 259.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...