Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Характеристика смешанных моделей (президентско-парламентской и премьерско-президентской) распределения полномочий между органами государственной власти по горизонтали.




«Чистые типы» президенциализма и парламентаризма характе­ризуются фактическим отсутствием кого-то одного из перечисленных «игроков»: в условиях президентской системы правительство нахо­дится под полным контролем президента и. стало быть, не и грает са­мостоятельной политической роли, а в условиях парламентской сис­темы президент либо вообще не избирается, либо выполняет лишь функцию церемониального руководства. Однако выделить промежу­точные формы организации исполнительной власти по данному ос­нованию невозможно. Для решения этой задачи нужна теоретичес­кая модель, которая описывала бы взаимоотношения между органами центральной власти более содержательно. Пространственная (двух­мерная) модель таких взаимоотношений была предложена американ­скими исследователями Мэттью Шуга ртом и Джоном Кэрри, (попытки были и до них – Дюверже, Сартори, Илджи).

Они выделили два смешанных типа: президентско-парламентский и премьерско-президентский.

Институциональные характеристики президентско-парламентской системы отчасти совпадают с основными характеристиками чистого президенциализма: прямые выборы президента всенародным голосованием, право президента назначать помещать членов пра­вительства и наличие у президента определенных законодатель­ных полномочий. К этому, однако, добавляются еще две характерис­тики, президенциализму совершенно чуждые: ответственность правительства перед парламентом, выражающаяся в возможности вотума недоверия, право президента распускать парламент. Не­трудно заметить, что поправки к ''правилам игры» направлены именно на то, чтобы преодолеть основные недостатки президенциализма. Во-первых, полностью снимается проблема негибкости сроков пребывания у власти. Во-вторых, давая президенту и парламенту равную власть над правительством - эта система как будто преодолевает мажоритарный характер президенциализма.

Классическим примером президентско-парламентской системы считается Веймарская республика, существовавшая в Германии в 1919 - 1933 гг.

Как предыдущая система, премьерско-президентская ха­рактеризуется всенародным избранием президента и наличием у этого президента значительных властных полномочий. Отличие же состоит в том, что премьер-министр и кабинет ответственны только перед парламентом. В принципе президент может иметь право представлять кандидатуры на министерские посты. Однако — и здесь пролегает грань, отделяющая эту систему от президентско-парламентской — смещать премьера и отдельных министров он не вправе. Это — исключительная прерогатива представительного собрания. Как правило, президент имеет право распускать парламент и назначать новые выборы. Нетрудно заметить, что премьерско-президентская система направлена на преодоление основных недостатков президенциализма — негибкости сроков пребывания у власти и мажоритарного характера. Но, как нам предстоит убедиться, дос­тигается это ценой гораздо меньших издержек, чем в предыдущем случае.

 

Наиболее наглядным примером премьерско-президентской сис­темы является так называемая V Республика во Франции, учреж­денная после голлистского переворота 1958 г. и существующая по сей день.

Способы формирования и «расформирования» правительства: мировая и российская практика

Второе измерение двухмерной модели Шугарта и Кэри касается степени раздельного выживания, по их исследованиям можно выделить несколько способов формирования и отставки правительства.

Формирование:

1. Парламент по представлению президента

2. Президент при согласовании с парламентом одобряет кандидатуры (США, Мексика)

3. Президент при согласовании с парламентом предлагает кандидатуру ПМ (Италия,
Армения)

4. Президент назначает членов правительства и Пм самостоятельно

 

Отставка:

 

4 по этому параметру означает, что президент может это

делать бет оглядки па парламент; 2— что это возможно лишь в осо­бых условиях (скажем, чрезвычайного положения); I — если прези­дент может отправить правительство в отставку лишь тогда, когда новый премьер уже выдвинут парламентом; 0 — если отставка правительства президентом не предусмотрена.

 

 Российская практика заключается в том, что по Конституции Президент представляет парламенту кандидатур ПМ, которую они утверждают или нет. Если кандидатура не утверждается 3 раза, президент вправе распустить парламент.

Также президент назначает кандидатуры силовых министров.

 

Что касется отставки – правительство может быть распущено указом президента. Либо по решению президента в случае вотума недоверия. Баланс сил склоняется в пользу президента.  (также если само подает в отставку, и с истечением срока полномочий)

 

Например, в США, власть Президента над кабинетом практически безгранична.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 212.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...