Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Характеристика смешанных моделей (президентско-парламентской и премьерско-президентской) распределения полномочий между органами государственной власти по горизонтали.
«Чистые типы» президенциализма и парламентаризма характеризуются фактическим отсутствием кого-то одного из перечисленных «игроков»: в условиях президентской системы правительство находится под полным контролем президента и. стало быть, не и грает самостоятельной политической роли, а в условиях парламентской системы президент либо вообще не избирается, либо выполняет лишь функцию церемониального руководства. Однако выделить промежуточные формы организации исполнительной власти по данному основанию невозможно. Для решения этой задачи нужна теоретическая модель, которая описывала бы взаимоотношения между органами центральной власти более содержательно. Пространственная (двухмерная) модель таких взаимоотношений была предложена американскими исследователями Мэттью Шуга ртом и Джоном Кэрри, (попытки были и до них – Дюверже, Сартори, Илджи). Они выделили два смешанных типа: президентско-парламентский и премьерско-президентский. Институциональные характеристики президентско-парламентской системы отчасти совпадают с основными характеристиками чистого президенциализма: прямые выборы президента всенародным голосованием, право президента назначать помещать членов правительства и наличие у президента определенных законодательных полномочий. К этому, однако, добавляются еще две характеристики, президенциализму совершенно чуждые: ответственность правительства перед парламентом, выражающаяся в возможности вотума недоверия, право президента распускать парламент. Нетрудно заметить, что поправки к ''правилам игры» направлены именно на то, чтобы преодолеть основные недостатки президенциализма. Во-первых, полностью снимается проблема негибкости сроков пребывания у власти. Во-вторых, давая президенту и парламенту равную власть над правительством - эта система как будто преодолевает мажоритарный характер президенциализма. Классическим примером президентско-парламентской системы считается Веймарская республика, существовавшая в Германии в 1919 - 1933 гг. Как предыдущая система, премьерско-президентская характеризуется всенародным избранием президента и наличием у этого президента значительных властных полномочий. Отличие же состоит в том, что премьер-министр и кабинет ответственны только перед парламентом. В принципе президент может иметь право представлять кандидатуры на министерские посты. Однако — и здесь пролегает грань, отделяющая эту систему от президентско-парламентской — смещать премьера и отдельных министров он не вправе. Это — исключительная прерогатива представительного собрания. Как правило, президент имеет право распускать парламент и назначать новые выборы. Нетрудно заметить, что премьерско-президентская система направлена на преодоление основных недостатков президенциализма — негибкости сроков пребывания у власти и мажоритарного характера. Но, как нам предстоит убедиться, достигается это ценой гораздо меньших издержек, чем в предыдущем случае.
Наиболее наглядным примером премьерско-президентской системы является так называемая V Республика во Франции, учрежденная после голлистского переворота 1958 г. и существующая по сей день. Способы формирования и «расформирования» правительства: мировая и российская практика Второе измерение двухмерной модели Шугарта и Кэри касается степени раздельного выживания, по их исследованиям можно выделить несколько способов формирования и отставки правительства. Формирование: 1. Парламент по представлению президента 2. Президент при согласовании с парламентом одобряет кандидатуры (США, Мексика) 3. Президент при согласовании с парламентом предлагает кандидатуру ПМ (Италия, 4. Президент назначает членов правительства и Пм самостоятельно
Отставка:
4 по этому параметру означает, что президент может это делать бет оглядки па парламент; 2— что это возможно лишь в особых условиях (скажем, чрезвычайного положения); I — если президент может отправить правительство в отставку лишь тогда, когда новый премьер уже выдвинут парламентом; 0 — если отставка правительства президентом не предусмотрена.
Российская практика заключается в том, что по Конституции Президент представляет парламенту кандидатур ПМ, которую они утверждают или нет. Если кандидатура не утверждается 3 раза, президент вправе распустить парламент. Также президент назначает кандидатуры силовых министров.
Что касется отставки – правительство может быть распущено указом президента. Либо по решению президента в случае вотума недоверия. Баланс сил склоняется в пользу президента. (также если само подает в отставку, и с истечением срока полномочий)
Например, в США, власть Президента над кабинетом практически безгранична. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 243. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |