![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Электоральная инженерия. Влияние различных переменных избирательной системы на уровень партийной фрагментации
Как заметил Джованни Сартори в своей знаменитой статье «Политическое развитие и политическая инженерия»: «избирательная система — это наиболее легко манипулируемый институт в составе любой политической системы». Действительно, изменение конституции — обычно весьма длительная и трудоемкая процедура, требующая одобрения квалифицированного большинства в парламенте, или общенационального волеизъявления, или преодоления каких-то иных — неизменно высоких — барьеров. Избирательные законы, напротив, одобряются простым парламентским большинством, а проследить за их исполнением избирательными комиссиями или иными подобными органами (часто формируемыми без демократической процедуры) просто-напросто невозможно. Не удивительно, что довольно часто предпринимались попытки использовать изменение избирательной системы для достижения тех или иных политических целей (а именно это и называют электоральной инженерией). Некоторые страны побили все рекорды по части такого экспериментаторства. Например, со времен установления Третьей республики во Франции избирательный закон менялся более дюжины раз. Анализ показывает, что все основные разновидности представляют собой различные комбинации четырех базовых элементов. Первый из них — это фундаментальный принцип избирательной системы, т. е. основ нос требование, предъявляемое к победителю на выборах. Должен ли он получить абсолютное большинство голосов, простое большинство по отношению к кандидату, занявшему на выборах место М+1 (М — стандартное обозначение величины округа), или число голосов, не привязанное к ранжированию кандидатов по итогам выборов, по соответствующее то и или иной пропорциональной квоте или системе делителей? Второй элемент — величина округа, которая может быть равна единице или превышать ее. Третий элемент— число голосов у каждого избирателя, которое тоже может быть равно или не равно единице. Наконец, четвертый элемент — структура избирательного бюллетеня, которая определяет, имеет ли избиратель возможность ранжировать свои предпочтения. Если это так, то используется ординальный бюллетень, если нет — категорический.
Начнем с мажоритарных систем. В их возможность электоральной инженерии низка, но возможна. Принцип абсолютного большинства несовместим с ординарным бюллетенем, избирателю бессмысленно иметь несколько голосов. А принцип простого большинства несовместим с ординарным бюллетенем, и с многомандатными округами. Таким образом, остается всего несколько классических вариантов мажоритарных систем.
Таким образом, главной переменной в мажоритарных системах становится барьер. Чем он больше, тем меньше партий и больше мажоритарность.
Что касается пропорциональных систем, то здесь вариацию зада ют лишь два из четырех параметров— число голосов у избирателя и структура бюллетеня. Стало быть, теоретически возможны четыре пропорциональные системы. Одна из них не применяется из-за логической несовместимости «многоголосия» избирателей с ординарным бюллетенем.
Известную политическую выгоду можно извлечь и этого обстоятельства, что абсолютно одинаковые по численности населения округа нарезать практически невозможно, а это значит, что какие-то территориальные группы населения получают меньшее представительство, чем другие (джерримендеринг). Если величина округа больше единицы, то нарезка округов не повлечет за собой последствий, но в пропорциональных системах есть свои приемы – например манипуляция величиной округа.
Чем меньше М, тем ближе к мажоритарной системе и наоборот.
Яркий пример таких манипуляция – чилийская система при Аугусто Пиночете, он провел реформу и ввел двухмандатные округа, что способствовало победе двух партий – блоков – левой - КПЧ, и правой. Левые были значительно популярнее и имели большинство. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 379. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |