Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Институциональная структура парламента: палаты. Бикамерализм в современной России




Палата – общее собрание депутатов парламента. Существует два варианта – юникамерализм – однопалатный парламент, такой вариант преобладает в мировой практике – 87 стран (62 из них – третьего мира, из крупных – Китай, Турция , Украина, Пакистан) Бикамерализм – соответственно две палаты. Это большая редкость (67 стран - Россия, США, Великобритания, Германия, Австрия, 24 из них - федерации).

Итак, основными причинами для введения бикамеральной структуры являются:

· Федеративное устройство (верхняя палата – представительство субъектов)

· Исторические предпосылки (Великобритания)

· Система сдержек и противовесов (США).

 

Что касется соотношения полномочий между палатами, то, как правило, верхняя палата одобряет законы. В США – имеют одинаковые полномочия, разделены сферы.

Бикамерализм является одной из ведущих тенденций развития парламентаризма в современном мире.

Одновременно проблемы российского бикамерализма — полномочий, способа формирования, места и роли в политической системе второй палаты Федерального Собрания — Совета Федерации — постоянно находились в поле зрения и российской власти, и российских политиков, и российской общественности. С разной интенсивностью, однако, постоянно в стране идет дискуссия по этим проблемам. Кроме того, с момента принятия Конституции Российской Федерации 1993 г. дважды серьезно менялись принципы формирования, роль и место верхней палаты российского парламента, одновременно многое менялось в отношениях между законодательной и исполнительной властью в Центре, федеральной и региональными органами власти, способах и эффективности представительства интересов региональных социумов.

В 1993 г. депутаты Совета Федерации первого созыва избирались от регионов (по два «сенатора» от субъекта федерации) прямым голосованием населения на двухгодичный срок и должны были работать на непостоянной основе. С одной стороны, это наделяло палату демократической легитимностью, равной легитимности Государственной Думы, и делало ее представительницей интересов населения регионов, а не региональной власти, однако, с другой стороны, работа депутатов Совета Федерации на непостоянной основе снижала эффективность палаты в осуществлении ее полномочий. Кроме того, верхняя палата стала дополнительным источником конфликтов по линии «Центр — регионы» и без того многочисленных и острых в первой половине 1990-х годов.

Поэтому спустя два года — 5 декабря 1995 г. был принят «Закон о порядке формирования Совета Федерации Федерального собрания РФ», согласно которому в верхнюю палату российского парламента вместо депутатов, избранных населением субъектов РФ, вошли по должности руководители исполнительного и законодательного органов власти всех регионов (за исключением Чеченской республики). В результате президенты национальных республик и губернаторы получили кроме своей независимости от центра, обусловленной их выборностью, еще и дополнительный рычаг давления на федеральный центр, а также возможность координировать свою деятельность на совместных собраниях.

Пять лет спустя вновь избранный президент РФ В. Путин начинает строительство «вертикали власти» с парламентской реформы, которая вновь изменила порядок формирования верхней палаты Федерального Собрания РФ. С 1 января 2002 г. место руководителей регионов заняли их представители, работающие на постоянной основе: один — назначаемый высшим должностным лицом региона, другой — избираемый региональным законодательным собранием. В результате «палата превратилась в кадровый “отстойник”. Формированием сената занялась администрация президента, в результате в кресла сенаторов уселись всевозможные бывшие министры, чиновники, теневые и не очень лоббисты, бизнесмены столичные и региональные, друзья губернаторов и друзья кремлевских чиновников.

!!!!Соотношение полномочий  ГД и СФ??

ГД: назначение по представлению президента ПМ, доверие правительству, назначение и отставка главы ЦБ, амнистия, назначение половины Счетной палаты, импичмент.

Институциональная структура парламента: комитеты. Комитетская система в Государственной Думе РФ

Комитет – небольшая рабочая группа, составленная из членов парламента и наделенная особыми полномочиями.

Комитеты играют важную роль в процессе подготовки решений парламента.

Комитеты бывают: временные и постоянные, специализированные и неспециализированные (Великобритания).

Структура комитетов чаще всего зависит от структуры правительства, его специализаций.

Если система комитетов соответствует министерствам, они могут более эффективно функционировать.

Комитеты осуществляют одновременно и контрольные функции парламента над правительством.

Принцип формирования комитетов: по выбору депутата, по старшинству (США), руководители комитетов выбирают специалистов.

Какие полномочия имеют комитеты?

Функция – работы над законопроектами, есть две позиции – может вносить свое мнение, или может делать с законопроектом что хочет (США).

+ и - : способствуют быстрому принятию закона, исключая противоборство (ограничивают спектр мнений), люди, как правило, имеют специализацию или опыт в данной сфере; отвлекают своих членов от работы.

 

Государственная Дума РФ состоит из 29 комитетов, численность которых от 12 до 35 человек.

Например, комитеты по конституционному законодательству и государственному строительству; по бюджету и налогам; по обороне; по образованию и науке; по экономической политике, предпринимательству и туризму;










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 335.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...