Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Исследование умения повторять ряды, состоящие из трех слогов (с фонетически далекими согласными и одинаковыми гласными звуками), с меняющимся ударением.




Речевой материал: слоги:

 

га — дá — са га — да — сá гá — да — са
рý — ву — ку ру — вý — ку ру — ву — кý
фа — ла — зá фа — лá — за фá — ла — за

Процедура, инструкция и оценка результатов —см. 1.2.3.1.1.

 

Исследование умения повторять ряды, состоящие из трех слогов (с разными согласными и гласными звуками), с меняющимся ударением.

Речевой материал: слоги:

 

шý — ла — гы шу — лá — гы шу — ла — гы'
мо — фá — ры мó — фа — ры мо — фа — ры'
ча — зу — дó ча — зý — до чá — зу — до

Процедура и инструкция, оценка результатов — см. 1.2.3.1.1.

 

Исследование фонематического восприятия

 

Исследование слуховой дифференциации (задания 7.1–7.9).

Неречевой материал — картинки на слова-квазиомонимы:

Дифференциация по звонкости-глухости:

класс — глаз корка — горка
порт — борт пашня — башня
уточка — удочка том — дом
косы — козы суп — зуб
вышить — выжить сова — софа крушить — кружить Фаня — Ваня

 

Дифференциация по твердости – мягкости:

зовет — завод  выть — вить
лук — люк галка — галька
мышка — мишка мыло — Мила

 

Дифференциация твердых сонорных звуков:

 

рожки — ложки гроза — глаза

Дифференциация твердых и мягких сонорных звуков:

рама — яма марка — майка

 

Дифференциация аффрикат и входящих в их состав звуков:

редька — речка Светик — цветик телка — челка

 

Дифференциация аффрикаты и шипящего:

плач — плащ горячий — горящий

 

Дифференциация по двум признакам:

сук — жук лес — лещ усы — ужи плюс — плющ
чашки — шашки ночь — нож

 

Дифференциация по активно действующему органу

 

касса — каша крыса — крыша

 

Примечание. Актуализация глаголов проводится благодаря вычленению их из контекста предложения. Имена существительные и глаголы, сложные по семантике, применяются для обследования только после уточнения их лексического значения и наличия в пассивной речи учащихся. Используются следующие способы семантизации:

1. Наглядно-действенный способ позволяет объяснить слова благодаря показу изображения предмета или действия.

2. При словесно-контекстном способе используются синонимы в словосочетаниях и предложениях.

3. Смешанный способ заключатся в показе изображений и включении данного слова в контекст высказывания.

 

Процедура и инструкция. Перед учеником поочередно раскладываются картинки на слова-квазиомонимы. Педагог называет картинки, а учащийся показывает то или иное изображение. (Например: «Покажи, где крыса, а где крыша? Какая картинка передает значение слова крушить, а где слова кружить?»)

Оценка результатов:

высокий уровень — достаточный уровень состояния слуховых дифференцировок в процессе восприятия и показа картинок, соответствующих словам-квазиомонимам; правильное, быстрое и самостоятельное выполнение задания;

уровень выше среднего — показ картинок сопровождается систематическими единичными ошибками при дифференциации одного признака звуков; помощь логопеда приводит к исправлению ошибок;

средний уровень — ребенок не дифференцирует два признака звуков; задание выполняет самостоятельно;

уровень ниже среднего — отмечаются стойкие ошибки трех дифференциальных признаков звуков; имеет место неаргументированный отбор картинок;

низкий уровень — неправильный показ картинок по четырем и более признакам звуков; наличие грубых ошибок фонологического компонента языковой способности; фонологический анализ не охватывает синтагматический и парадигматический факторы; отказ от выполнения задания.

 

Исследование слухо-произносительной дифференциации (задания 7.10–7.16).

Неречевой материал:— картинки на слова-квазиомонимы:

Дифференциация по звонкости-глухости:

 

колос — голос почка — бочка картина – гардина Паня — баня
туш — душ трава — дрова
сайка — зайка Саша — сажа

Дифференциация по твердости – мягкости:

 

угол — уголь            Лешка— ложка

хор — хорь                  осы — оси     

Дифференциация твердых сонорных звуков:

 

бурки — булки          корона — колонна

рот — йод            корка — койка

Дифференциация твердых и мягких сонорных звуков:

рот — йод                    корка — койка

Дифференциация аффрикат и входящих в их состав звуков

                сабля — цапля                плети — плечи

                платит — плачет            челка — щелка 

Дифференциация по двум признакам:

                    печка — пешка              сало — жало

                сок — жег                         

    сынок — щенок                кочка — кошка

Дифференциация по активно действующему артикуляционному органу (свистящих — шипящих):

мишка — миска              каска — кашка

Процедура и инструкция. Перед учеником поочередно раскладываются картинки на слова-квазиомонимы. Ему предлагается послушать и повторить слова, а затем показать соответствующие изображения.

Оценка результатов:

высокий уровень — достаточный уровень состояния слухомоторных дифференцировок в процессе восприятия и воспроизведения слов-квазиомонимов; правильное, быстрое выполнение задания;

уровень выше среднего — ребенок не дифференцирует на слух и в произношении звуки по одному дифференциальному признаку; помощь логопеда приводит к исправлению ошибок;

средний уровень — учащийся не дифференцирует на слух и в произношении звуки по двум дифференциальным признакам; задание выполняет самостоятельно;

уровень ниже среднего — присутствуют стойкие ошибки при показе и назывании картинок на основе трех дифференциальных признаков звуков: имеет место неаргументированный отбор картинок;

низкий уровень — ребенок неправильно показывает и называет картинки по четырем и более дифференциальным признакам звуков; фонологический анализ не охватывает синтагматический и парадигматический факторы; отказ от выполнения задания.

 

Исследование ударения в слогах и словах

 

Исследование умения младших школьников находить ударные и неударные гласные в слогах.

Речевой материал: слоги: а) дá — то; ву — зá; б) сý — ры — мо, кру — дó — ман; в) сош — ли — мỳ — дры, ку — вы — рма — шóл, сво — шры' — ру — фам.   

Процедура и инструкция: «Внимательно послушай слоги, определи ударный слог и назови в нем гласный звук».

Оценка результатов:

высокий уровень — ребенок правильно находит ударные и неударные гласные звуки в слогах;

уровень выше среднего — учащийся допускает единичные ошибки при выделении ударных и неударных звуков; правильно выполняет задания при повторном прослушивании;

средний уровень — ученик неправильно называет ударные и неударные звуки в половине случаев;

уровень ниже среднего — ребенок правильно определяет ударные и неударные слоги и звуки лишь в единичных случаях;

низкий уровень — ребенок неправильно выделяет ударные и неударные звуки в слогах; имеет место отказ от выполнения задания.

 

Исследование умения находить ударение в словах.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 227.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...