![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Исследование умения делить на слоги слова в предложении с учетом правила переноса.
Речевой материал: предложения: Кошка лакает из миски молоко. (Второй класс.) Солнечные лучи лилисьослепительным потоком. (Третий класс.) Наконец наступила долгожданная оттепель и по дорогам побежали серебряные ручьи. (Четвертый класс.) Процедура и инструкция: «Внимательно послушай предложение и запиши его, проговаривая вслух по слогам, раздели слова на слоги с помощью вертикальных черточек, учитывая правила переноса». Оценка результатов: высокий уровень — ребенок четко и правильно проговаривает слова по слогам; темп работы быстрый; уровень выше среднего — выполнение задания вызывает трудности у учащегося; имеют место отдельные ошибки; уточнение деления слов на слоги приводит к исправлению ошибок; средний уровень — ребенок допускает ошибки при делении слов на слоги в половине предложений; самопроверка ошибок не выявляет; уровень ниже среднего — отмечаются стойкие ошибки в большинстве слов; интенсивная помощь логопеда помогает ребенку довести работу до конца; низкий уровень — ученик с заданием не справляется; отказ от выполнения задания.
Исследование фонематического анализа, Синтеза, представлений Выделение звука на фоне слова (наличие или отсутствие звука). Речевой материал: слова нога, припекает, шпаклевка, щекотать, кофейная, сумрачно, усталый, хорошо; карточки-сигналы. Процедура и инструкция. Логопед просит учащегося поднять карточку-сигнал, если тот услышит условленный звук. Оценка результатов: высокий уровень — ребенок быстро и безошибочно выполняет задание; уровень выше среднего — учащийся допускает единичные ошибки в наиболее сложных по звукослоговой структуре словах, которые исправляет самостоятельно или после того, как на них указал педагог; средний уровень — наличие ошибок в половине слов; активная помощь логопеда; уровень ниже среднего — стойкие ошибки не замечаются и не исправляются учеником; низкий уровень — ответы учащегося неправильные в большинстве слов; отказ от выполнения задания.
Определение первого и последнего звуков в словах. Речевой материал: слова пар, круглый, армия, настежь, принесло, белила, мрачно. Процедура и инструкция: «Внимательно послушай слово и назови первый и последний звуки в нем». Оценка результатов — см. 1.2.3.6.1.
Определение последовательности звуков в словах. Речевой материал: слова букет, срочно, фартук, сильный, поют, краснеть. Процедура и инструкция: «Внимательно послушай слово и повтори его по звукам». Оценка результатов — см. 1.2.3.6.1.
Определение количества звуков в словах. Речевой материал: слова полк, мерзлая, крыша, аквариум, аккуратно, честный, паркет, замерзнуть. Процедура и инструкция: «Внимательно послушай слово и определи, сколько в нем звуков». Оценка результатов — см. 1.2.3.6.1.
Определение места звука по отношению к другим звукам слова. Речевой материал: слова кошка, степной, кататься, точно, завтрак, подснежник. Процедура и инструкция. Перед произнесением каждого слова логопед называет определенный звук, затем просит учащегося определить место данного звука в слове. Например: «Какой по счету звук [ш] в слове кошка?»; «Какой звук стоит перед ним, после звука [ш]?» и т. д. Оценка результатов — см. 1.2.3.6.1.
Исследование фонематического синтеза. Речевой материал: звуки [у], [о], [р], [з]; [с], [п], [у]; [в], [а], [з'], [т']; [с'], [н'], [и], [й], [и]; [т'], [м], [и], [н], [о]; [п], [л'], [с], [и], [а], [т']. Процедура и инструкция: «Составить слова из произнесенных мною звуков». Оценка результатов: высокий уровень — ребенок безошибочно и быстро выполняет задание; уровень выше среднего — ребенок допускает единичные ошибки, которые исправляет самостоятельно или после подсказки логопеда; средний уровень — ошибки отмечаются в половине предъявленных слов; самопроверка или подсказка логопеда позволяют учащемуся исправить ошибки; уровень ниже среднего — ошибки встречаются в большинстве составленных слов; самопроверка или подсказка педагога не приводят к положительному результату; низкий уровень — правильные ответы единичны; самопроверка или подсказка логопеда безрезультативны.
Исследование элементарных фонематических представлений (актуализация и называние слов, в которых есть определенный звук). Речевой материал: слова, имеющиеся в пассивном словаре ребенка. Процедура и инструкция: «Я буду называть отдельные звуки, а ты подбери такие слова, в составе которых они есть». Педагог называет звуки [а], [и], [с], [р], [л'], [т], [ц], [ш]. Оценка результатов: высокий уровень — ребенок правильно и самостоятельно выполняет задания; уровень выше среднего — отмечаются единичные ошибки при подборе слова и входящих в его состав гласных или согласных звуков по одному дифференциальному признаку; задания выполняются с помощью логопеда; ребенок самостоятельно замечает и исправляет ошибки; средний уровень — учащийся допускает две-три ошибки при подборе слов по двум дифференциальным признакам гласных или согласных; он сам исправляет ошибки после указания на них логопедом; уровень ниже среднего — наличие четырех и более ошибок, которые имеют стойкий характер, не замечаются и не исправляются; низкий уровень — имеют место единичные правильные ответы, которые носят угадывающий характер; навыки самоконтроля не сформированы.
Исследование фонематических представлений с опорой на картинки. Неречевой материал: набор картинок, на которых изображены: а) сито, халат, носки, кольцо, крыша, карандаш; б) сыр, куст, корова, молоток, ложка, цыпленок (задания 10.1–10.2). Процедура и инструкция: «Внимательно рассмотри картинки, а затем отбери те, в названии которых есть звуки а) [с'], [к'], [т], [ц], [с], [л], [ш], [а]; б) [c], [л], [к], [т], [ц], [с], [п], [о]». Оценка результатов: высокий уровень — выполнение задания не вызывает затруднений; уровень выше среднего — ребенок правильно выполняет задания с активной помощью логопеда в виде наводящих вопросов и самостоятельно исправляет ошибки после уточнения задания; средний уровень — учащийся неправильно отбирает половину предложенных картинок; выбирает картинки, названия которых содержат акустически или артикуляционно сходные звуки; уровень ниже среднего — имеются стойкие ошибки в большинстве названных слов; низкий уровень — правильные ответы единичны, ошибки фонетического и фонологического уровней носят стойкий характер; отобранные слова элементарны по звукослоговой структуре.
Исследование сложных форм языкового анализа на основе фонематических представлений (подбор и называние слов, состоящих из определенного количества звуков). Неречевой материал: схемы слов с обозначением количества звуков: … , …. , ….. , …… , ……. . Процедура и инструкция: «Подбери слово, состоящее из стольких звуков, сколько указано на той или иной карточке или схеме». Оценка результатов: высокий уровень — ребенок безошибочно и быстро выполняет задания; уровень выше среднего — учащийся допускает единичные ошибки, которые исправляет самостоятельно или после подсказки логопеда; средний уровень — половина предъявленных учащимся слов не соответствует содержанию задания; уровень ниже среднего — подобранные ребенком слова в большинстве случаев ошибочны; самопроверка или подсказка педагога не приводят к правильному результату; низкий уровень — подобранные ребенком слова не соответствуют схемам на карточках; отсутствует аргументация выполнения задания.
Исследование лексикона (задания 11.1–11.18) |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 317. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |