Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Исследование знаний о гласных и согласных звуках и умений различать их в словах.




Речевой материал: слова карта, крупный, сыро, январь, учиться, октябрьский;

Процедура и инструкция: «Внимательно послушай слова, назови сначала гласные, а затем согласные звуки, входящие в эти слова». С целью уточнения ответа предлагалось его аргументировать.

Оценка результатов:

высокий уровень:

–   классифицирует звуки правильно, уверенно на основе целостностизнаний о гласных и согласных звуках,благодаря чему отбирает термины с учетом их единой семантики из строго определенного семантического пространства; называет операции, которые выполняет; опираясь на понятийную составляющую цельности, актуализирует гласные и согласные звуки среди смыслоразличительных единиц звучащей речи; соблюдая структурную цельность терминов-словосочетаний и терминов-предложений, использует термины точно, что отражает высокий уровень владения содержательной стороной терминологических единиц;

–   благодаря устойчивости знаний, обеспечивающей достаточный уровень владения терминологией, избегает искажений, смешений и замен, использует термины адекватно (по содержанию) и оптимально (по частоте); 

–   демонстрирует усвоение параметров термина: строго дифинитивное (определительное) значение, логизированность семантики, конвенциональность (сознательная договоренность) в употреблении, однозначность, принадлежность к данной терминологической системе как член гиперогипонимической организации — гипероним и/или гипоним;

– характер ответов отражает начало формирования терминосистемы (знание теории, системность знаний, наличие представлений о системе терминологических единиц, отсутствие вариативных терминов); 

– на основе усвоения функцийтерминов (номинативная, когнитивная, информационная) дает полные и аргументированные ответы;

уровень выше среднего — при выполнении задания в отдельных случаях смешивает понятия звук и буква (ь относит к согласным звукам, я — к гласным звукам), что отражает недостатки становления понятийной и структурной цельности, а также деструктивность устойчивости знаний о терминах, т. е. недостатки становления лексико-семантической группы слов, объединяемой базовым семантическим компонентом звук; при этом демонстрирует усвоение большинства параметров терминов, их информационной и когнитивной функций и начало формирования терминосистемы; исправляет ошибки по подсказке логопеда;

средний уровень:

– помимо вышеописанных недостатков испытывает выраженные трудности при классификации половины звуков в словах; гласные смешивает с сонорными согласными, согласные — с гласными, что объясняется выраженной деструктивностью цельности терминообразования;

– использует вместо названия звуков правильные и искаженные названия букв, что снижает частоту и распределение воспроизводимости указанных терминов, чаще — в наречии и именах прилагательных;

– игнорирует значительное количество параметров терминов (в частности, их дифинитивное значение, однозначность, принадлежность к гиперогипонимической организации), что свидетельствует о нарушениях формирования терминосистемы;

– испытывает трудности при реализации номинативной и информационной функций терминов; обучающая инструкция логопеда в большинстве случаев приводит к правильным ответам;

уровень ниже среднего:

– анализируя большинство слов, систематически ошибается в применении терминологии; кроме вышеописанных ошибок, смешивает и заменяет гласные (реже согласные) со звукосочатаниями или морфемами, т. е. как означаемое, так и означающее; в отдельных случаях смешивает понятие звук с понятием слово, повторяя предъявленное; смешивает термины со словами активного словаря или «грамматическими алгоритмами», что свидетельствует о неусвоенности терминов-словосочетаний как «терминологических штампов» с уже готовым эквивалентом, а также понятийного содержания терминов, образующих гиперо-гипонимическую парадигму с ее родо-видовыми понятиями,

– имеют место ошибки при отборе терминологических единиц и их неадекватное использование, резкое снижение их частоты и регулярности воспроизводимости; неправильные ответы на дополнительные вопросы отражают недостатки установления комбинаторных контекстных связей, представленных в терминах, актуализации их значения;

– в отдельных случаях ошибается при актуализации таких параметров, как логизированность семантики, конвенциональность в употреблении, однозначность;

– отмечается ярко выраженная деструктивность формирования терминосистемы в связи со слабым знанием теории, пробелами в знаниях и наличием «вариативных» терминов, а также недостатками усвоения номинативной, информационной и когнитивной функций слов;

– задание выполняет только с помощью логопеда; темп работы медленный;

 

низкий уровень — правильно выполняет задание лишь в отдельных случаях, допуская во всех словах систематические ошибки; характер случайных ответов отражает стойкие нарушения содержательной цельности, устойчивости знаний о терминах, нечеткость представлений о параметрах терминологических единиц, отсутствие даже начального формирования терминосистемы, неусвоение функций терминов, в ряде случаев — ярко выраженную детерминологизацию и замену терминов общеупотребительными словами; помощь неэффективна.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 234.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...