Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Исследование предпосылок к интуитивной орфографической грамотности.




Речевой материал: текст диктанта.

Процедура и инструкция. В ходе выполнения предыдущих устных и письменных заданий анализируются правильность написания словоформ, характер опознавания и обоснования непройденных орфограмм.

Оценка результатов:

высокий уровень — учащийся безошибочно пишет слова на непройденные орфограммы; при обосновании написанного выделяет один принцип (способ) русской орфографии или ссылается на способ кодирования информации (способ запоминания);

уровень выше среднего — ребенок безошибочно пишет большинство слов на непройденные правила; при аргументации написания опирается на ведущие стратегии орфографически правильного письма;

средний уровень — школьник правильно пишет половину слов на непройденные орфограммы; выделяет отдельные опознавательные признаки орфограмм, приводит примеры по типу грамматической аналогии или других слов с данными орфограммами;

уровень ниже среднего — ребенок допускает ошибки в большинстве слов, включающих слова на непройденные орфографические правила; приаргументации написания приводит примеры слов, сходных по алгоритму написания, или на основе грамматической ассоциации;

низкий уровень — отмечается немотивированное написание с ошибками всех слов с непройденными орфограммами; интуитивные орфографические действия не сформированы.

 

Исследование симптоматики дизорфографии

Исследование состояния орфографических умений и навыков

В письме учащихся

Исследование состояния навыков орфографически правильного письма на материале диктантов

Речевой материал: тексты диктантов «На даче» (второй класс), «Речка Яблонька» (третий класс); «Лес» (четвертый класс).

 

На даче.

Стояли теплые деньки. Наша дача была у моря. Дул морской ветерок. Утром мы пришли в сад. Там цвели красные маки. Рядом душистые розы. В цветах блестели капельки росы. На ягодных кустах зрели сочные плоды. У крыльца спал кот Мурзик.

(По С. Романовскому)

 

Речка Яблонька

Славное это место. Меж крутых бережков текла речка Яблонька. Дно реки было песчаное. Со дна били студеные ключи. Вода была удивительно вкусная и прозрачная. По склонам речки расположилось семейство барсуков. Они вырыли глубокие норы с ходами и выходами.

(По И. Аксенову)

 

Лес.

Трудно себе представить землю без деревьев. Мы любим трепещущие на ветру осины, березовые рощи, сосновые боры. Воздух свеж и пахуч. Когда будешь в лесу, внимательно посмотри на листья, стволы и кору деревьев. Одни растут на сухих песках, другие — среди болот, по берегам рек, озер. Они красивы — и корявая береза на болоте, и стройные сосны на песчаном косогоре, и плакучая ива на берегу пруда.

По лесу ходи тихо, тогда ты многое увидишь и узнаешь о жизни зверей и птиц. Нужно беречь богатства нашей необъятной Родины.

(По Г. Снегиреву)

Процедура и инструкция. Слуховой диктант проводится согласно традиционной методике. После окончания выполнения задания логопед предлагает проверить написанное и подчеркнуть в словах пройденные орфограммы, а также буквы, написание которых вызвали сомнения.

Оценка результатов:

высокий уровень — ребенок безошибочно пишет диктант на основе автоматизированности (отсутствие ошибок);

полноты выполненных орфографических действий, соответствующего объема орфографического поля (отдельная буква в слове, сочетание букв, морфема, стык морфем, пробел между словами, место разделения слова для переноса, выбор строчной или заглавной буквы, написание дефиса, контекст предложения и проч.), включающей владение опознавательными признаками орфограмм (несовпадение звука и буквы; «опасные места» слов; позиционные условия: слитно-раздельное написание, написание окончания слов, шипящие в абсолютном конце слов и на стыке морфем) и частными признаками орфограмм;

а также цельности, т. е. оптимальной сбалансированности процессуально-содержательных, результативных и контролирующих действий (отсутствие исправлений);

уровень выше среднего — у ребенка отмечаются недостатки автоматизации в виде одной или двух ошибок и ограничение грамматико-орфографических действий в пространстве морфологического орфографического поля (безударные гласные в корне, непроизносимые согласные); испытывает отдельные затруднения при выделении опознавательных признаков орфограмм (несовпадение звука и буквы; позиционные условия: слитно-раздельное написание);

в единичных случаях исправляет неправильно и правильно написанные орфограммы; ошибки самостоятельно находит и исправляет;

средний уровень — помимо вышеописанных затруднений ребенок делает две – три ошибки, что отражает недостатки усвоения морфологического (оглушение согласных в конце слов, написание отдельных морфем, стык морфем, пробел между словами, место разделения слова для переноса) и традиционного принципов орфографии (написание слов из словаря); не в полном объеме владеет опознавательными признаками орфограмм («опасные места» слов; позиционные условия: написание окончания слов, шипящие в абсолютном конце слов и на стыке морфем) и частными признаками орфограмм;

допускает многочисленные исправления и помарки; ошибки исправляет с направляющей помощью логопеда;

уровень ниже среднего — ребенок допустил в диктанте от четырех до шести орфографических ошибок, что отражает помимо вышеуказанных недочетов стойкие трудности в усвоении морфологического (правописание приставок, слитное/раздельное написание приставок и предлогов, написание падежных окончаний существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов, соединительные гласные в сложных словах, постфикс –ся (-сь) у глаголов) и традиционного (написание имен собственных и нарицательных) принципов орфографии, а также правил графики (жи-ши, ча-ща, чу-щу, стн/сн, здн/зн, нч/нщ, леи); испытывает стойкие затруднения при актуализации и применении грамматико-орфографических знаний и умений;

отдельные ошибки находит и исправляет на основе отдельных эмпирических обобщений;

 

низкий уровень — учащийся допускает более шести орфографических ошибок при актуализации орфограмм морфологического, традиционного, фонематического принципов (обозначение мягкости согласных на письме) орфографии и правил графики (обозначение на письме гласных второго ряда); не умеет выделить опознавательные и частные признаки одно- и двухвариантных орфограмм в результате низкого уровня сформированности эмпирических и теоретических орфографических обобщений;

неправильные написания самостоятельно и с помощью логопеда не находит и не исправляет.

Исследование состояния навыков орфографически правильного письма в изложении (второй класс).

Речевой материал: текст изложения «Муравей и голубка» и сюжетные картинки.

Муравей и голубка.

Муравей спустился к ручью: захотелось напиться. Волна захлестнула муравья и чуть не потопила.

Голубка несла ветку. Она бросила муравью ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся.

Охотник расставил сеть и хотел захлопнуть голубку. Муравей подполз к нему и укусил охотника за ногу. Охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

(По Л. Н. Толстому)

Процедура и инструкция: «Внимательно прослушайте текст и ответьте на вопросы»:

– О чем я сейчас прочитала?

– Зачем муравей спустился к ручью?

– Почему голубка бросила ветку в ручей?

– Как спасся муравей?

– Поймал ли охотник голубку? Почему ты так решил(а)?

Затем вместе с учениками составляется план изложения. Текст прочитывается снова. После этого дети, пользуясь планом, пишут изложение.

Оценка результатов: см. п. 1.2.1.1.

Исследование состояния навыков орфографически правильного письма в сочинении по сюжетной картинке «На рыбалке» (третий класс), на заданную тему «Как я провел(-а) лето» (четвертый класс).

Неречевой материал: сюжетная картинка «На рыбалке». (Мальчики ловят рыбу. Девочка набирает в котелок воду. Мальчик разжигает костер. Собака несет в зубах палку.)

Процедура и инструкция: «Рассмотри картинку, составь небольшой рассказ и самостоятельно его запиши» (третий класс). Четвероклассникам предлагалось вспомнить самые интересные и важные события летних каникул и описать их в сочинении.

Оценка результатов — см. 1.2.2.1.1.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 244.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...